Как чкалов вернулся из америки. Трое русских над полюсом: как "разболтанный командир" Чкалов стал героем

  • 29.11.2023

Восемнадцатого июня 1937 года пилоты Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков отправились в необычный полет. Взлетев на самолете АНТ-25 с подмосковного Щелковского аэродрома (ныне эта воздушная гавань носит имя Чкаловский) они взяли курс на Северный полюс. Спустя 63 часа, преодолев в воздухе без посадки 8 504 километра, летчики из СССР приземлились в пригороде американского Ванкувера.Важность этого события, навсегда вошедшего в летопись побед отечественной авиации, была именно в выбранном маршруте: до этого никто не пытался «соединять» континенты через Северный полюс. Первым эта воздушная трасса покорилась советским летчикам. Сайт телеканала «Звезда» вспомнил о малоизвестных фактах этого исторического полета.1. Первым пилотом, пролетевшим через Северный полюс, должен был стать Леваневский. Помешала случайность В командиры экипажа рассматривались три кандидата, причем Чкалов изначально не был в приоритете. Думали о Михаиле Громове, хорошо знавшем АНТ-25 и уже установившем на нем рекорд дальности. Однако тот страдал язвой желудка и даже лежал в госпитале. Кроме того, незадолго до полета, придя в ангар, Громов обнаружил, что мотор с его самолета сняли и переставили на машину Чкалова. Причины он так и не узнал.Вторым претендентом на полет был известный полярный летчик Сигизмунд Леваневский, который за участие в спасении людей с раздавленного льдами парохода «Челюскин» стал одним из первых в стране Героев Советского Союза. Интересно, что Леваневский уже начинал подобный трансконтинентальный перелет, однако его машина была вынуждена вернуться из-за якобы неисправности, позже оказавшейся переливом масла. Второй раз лететь на АНТ-25 пилот отказался. А вот Чкалов не испугался и в итоге возглавил экипаж для дерзкого броска через полюс.2. Против полета выступил Отто Шмидт «Главный полярник» Советского Союза, начальник Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт принципиально возражал против этого полета. Он даже написал Сталину докладную записку, где указал, что в случае катастрофы самолета шансы оказать помощь экипажу равны нулю. Даже приведенные аргументы, что летчики снабжены аварийным запасом, в том числе резиновой лодкой, палаткой, лыжами, ружьями и более чем центнером продовольствия, не убедили Шмидта. Специалисты скептически оценивали шансы пилотов продержаться до прибытия спасателей. Однако ледоколы и пароходы Северного флота были ориентированы на оказание помощи команде Чкалова в случае реальной опасности.3. Папанин отправился в дрейф по Северному Ледовитому океану специально для обеспечения радиосвязи этого полета В ходе подготовки к перелету вдоль всего Северного морского пути была введена в строй сеть радиостанций. Кроме того, полет был запланирован специально в период работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс - 1» под руководством Ивана Папанина - она стартовала 6 июня 1937 года. Со станции летчикам даже удалось получить сводку погоды, однако как раз во время прохождения этого района на АНТ-25 отказала антенна бортовой радиостанции. Так что над Северным Ледовитым океаном экипаж шел без связи.
4. Во время полета у экипажа замерзли апельсины Арктика встретила экипаж крепким морозом - температура в кабине опускалась до устойчивой минусовой. Спасала теплая одежда. Взятые в яблоки и апельсины превратились в куски льда: их отогревали на отопителе.5. Лед со стекол кабины срезали финкой Штурман Александр Беляков написал в бортовом журнале: «...Определили, что идем над Землей Бенкса. Идем на юго-запад... У Байдукова замерзли стекла. Срезали лед финкой...» На всем пути следования самолету угрожало обледенение лопастей и элементов корпуса. Уже над европейской частью, встретившись с циклоном, пришлось применить антиобледенитель винта. Пока один пилот находился за штурвалом, второму приходилось почти непрерывно качать вручную антиобледенительную жидкость. С угрозой обледенения боролись и путем изменения высоты полета - то поднимались над облаками, то спускались ниже их.6. Когда возникла проблема с охлаждающей жидкостью, Чкалов приказал залить в систему чай и кофе из термосов Байдуков практически пикировал, убрав до предела обороты мотора. Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения. Давление паров в нем возросло, пробив ледяную пробку, но вместе с паром выплеснулось и много воды. Ее уровень понизился, головки цилиндров остались без охлаждения. Это означало, что через несколько минут двигатель перегреется и заклинит над ледяными просторами Арктики. Бросились искать воду, но ее запасы замерзли. Хладнокровие и находчивость проявил Чкалов. Он распорядился залить в систему чай и кофе из термосов. На этой смеси и долетели. Байдуков вспоминал, что именно после этого происшествия впервые заметил в волосах командира седину.7. «Арктический» самолет Именно экземпляр АНТ-25 Чкалова (всего самолетов этой марки было создано два) считался подготовленным к подобному полету. Арктическую модификацию машины специально модернизировали для низких температур: радиатор системы охлаждения уменьшили, на двигатель установили трехлопастной винт, позволяющий выбирать оптимальный режим работы. Машина имела уникальную для тех времен конструкцию - крылья были в 2,5 раза длиннее фюзеляжа, что позволяло брать больше топлива, а также увеличивало планирующие способности. Двигатель, установленный на АНТ-25, был первым отечественным серийным авиамотором большой мощности и превосходил лучшие зарубежные образцы. Спустя несколько лет английская компания «Роллс-Ройс» и американская «Паккард» для форсирования своих моторов переняли у М-34 силовую схему.
8. Байдуков во время перелета был за штурвалом больше времени, чем Чкалов Две трети перелета самолет вел Георгий Байдуков, в том числе, последние 13 часов перед посадкой. Он был одним из лучших в стране мастеров слепого полета - мог часами вести самолет в облаках по приборам, выдерживать курс, не теряя пространственной ориентации. Кстати, опыт трансконтинентальных перелетов пригодился с началом Великой Отечественной войны - Байдукова командировали в США для организации поставок воздушной техники по ленд-лизу. Георгий Филиппович отличился и на фронте: он командовал авиационным соединением, участвовал в освобождении Киева, в операции «Багратион», в штурме Берлина. Дослужился до звания генерал-полковника авиации, ушел в отставку в конце 1980-х.
9. При посадке самолета топлива осталось всего 77 литров На самом деле экипаж преодолел 9 130 километров, однако по прямой расстояние между точками взлета и посадки составило как раз те самые 8 504 километра. Встречные ветры и плохие погодные условия удлинили реальный путь самолета. Кстати, в его баках после приземления осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5 700.10. Командир авиабазы, куда приземлился Чкалов, станет позже министром обороны, госсекретарем США и лауреатом Нобелевской премии мира Первым из официальных лиц, встретивших экипаж Чкалова в США, стал начальник гарнизона генерал Джордж Маршалл. Командир провинциальной военной базы, он в компании советских летчиков попал на прием к президенту Франклину Рузвельту. Возможно, именно это и предопределило взлет карьеры генерала: впоследствии Маршалл станет министром обороны США, госсекретарем и лауреатом Нобелевской премии мира, а также автором знаменитого плана, определившего устройство послевоенной Западной Европы.Американцы встретили советский экипаж как настоящих героев: президент Рузвельт принял участников перелета в Овальном кабинете Белого дома, отведя на общение два часа вместо запланированных 15 минут. Есть мнение, что именно этот полет способствовал налаживанию дружеских отношений между двумя странами, стал предпосылкой плодотворного сотрудничества СССР и США во время войны. Кстати, Ванкувер по сию пору чтит память о событиях июня 1937 года: в городе открыт монумент, сооруженный на частные средства местных жителей, а имя Чкалова носят улица, парк и музей, где бережно хранятся сувениры, подаренные в разные годы гостями из России.

Array ( => Array ( => Администрация => /about/administration/ => => R => Array () => D => 0 => Array () => 1 =>) => Array ( => История => /about/history/ => 1 => R => Array () => D => 1 => Array () => 1 =>) => Array ( => Партнеры => /about/partners => => R => Array () => P => 2 => Array () => 1 =>) => Array ( => Социальная ответственность => /about/social-responsibility/ => => R => Array () => D => 3 => Array () => 1 => 1) => Array ( => Социальные объекты => /about/social-responsibility/social-objects/ => => R => Array () => D => 0 => Array () => 2 =>) => Array ( => Молодым специалистам => /about/social-responsibility/the-council-of-young-specialist/ => => R => Array () => D => 1 => Array () => 2 =>) => Array ( => Ветеранам => /about/social-responsibility/the-council-of-veterans/ => => R => Array () => D => 2 => Array () => 2 =>) => Array ( => Профсоюзный комитет => /about/social-responsibility/the-trade-union/ => => R => Array () => D => 3 => Array () => 2 =>) => Array ( => Закупки => /about/zakupki/ => => R => Array () => D => 4 => Array () => 1 => 1) => Array ( => Контактная информация => /about/zakupki/contact-information/ => => R => Array () => D => 0 => Array () => 2 =>) => Array ( => Положение о закупках => /about/zakupki/purchasing-policy/ => => R => Array () => D => 1 => Array () => 2 =>) => Array ( => Раскрытие информации => /about/disclosure-of-information/ => => R => Array () => D => 5 => Array () => 1 =>) => Array ( => Конкурсы на замещение должностей научных работников => /about/jobs/ => => R => Array () => D => 6 => Array () => 1 =>) => Array ( => Антикоррупционная политика => /about/anti-corruption-policy/ => => R => Array () => D => 7 => Array () => 1 =>) => Array ( => Специальная оценка условий труда => /about/working-conditions => => R => Array () => P => 8 => Array () => 1 =>))

  • Администрация
  • История
  • Партнеры
  • Социальная ответственность
    • Социальные объекты
    • Молодым специалистам
    • Ветеранам
    • Профсоюзный комитет
  • Закупки
    • Контактная информация

Ровно 70 лет назад успешно завершился легендарный беспосадочный перелет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку. В экипаж входили также летчики Георгий Байдуков и Александр Беляков.

Самолет АНТ-25 вылетел из Москвы 18 июня 1937 года и 20 июня приземлился в американском городе Ванкувер. Авиаторы преодолели расстояние свыше восьми с половиной тысяч километров. Полет проходил в сложнейших погодных условиях.

"Я пустил самолет по бетонной дорожке. Начался самый трудный, самый сложный перелет. Ревущий на полных оборотах мотор понес самолет. Теперь только бы не свернуть. С каждой секундой самолет набирает скорость. Последний привет рукой в сторону провожающих, и я отрываю самолет от земли. Подпрыгнув раз-другой, машина остается висеть в воздухе. Байдуков убирает шасси. Мелькают ангары, фабричные трубы. Мы летим. Внизу леса, поля, реки. Утро. Страна просыпается", - так начал книгу о легендарном полете сам Чкалов.

Одномоторный самолет АНТ-25 для дальних перелетов конструкции Андрея Туполева был построен к осени 1934 года. В машине были такие технические новшества, как убирающееся в полете шасси с масляным амортизатором и электроподъемом. 10-12 сентября 1934 года экипаж под командованием Михаила Громова установил на АНТ-25 мировой рекорд дальности, покрыв за 75 часов непрерывного полета по замкнутому маршруту расстояние в 12411 км. Советское правительство стремилось открыть воздушный мост с США и Канадой через Северный полюс. 3 августа 1935 года летчики Сигизмунд Леваневский, Георгий Байдуков и штурман Виктор Левченко подняли в воздух перегруженный маслом и топливом арктический вариант самолета, взяв курс на полюс и далее - на Америку. По причине технической неисправности перелет не состоялся.

Тогда реализовать идею беспосадочного перелета и командовать новым экипажем предложили Валерию Чкалову. 20 июля 1936 года был совершен "контрольный" перелет по маршруту: Москва - остров Виктория - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - бухта Тикси - Петропавловск-Камчатский. Было преодолено 9374 км за 56 часов 20 минут в сложных погодных условиях. Одномоторный АНТ-25 испытание выдержал, и мировой рекорд дальности по ломаной линии стал советским. Чкалова, Байдукова и Белякова наградили орденами Ленина, удостоили званий Героев Советского Союза и выдали крупные денежные премии. Однако для того, чтобы совершить рекордный полет и преодолеть воздушное пространство между СССР и Америкой, потребовался еще год.

Утром 18 июня 1937 года АНТ-25 поднялся в воздух с подмосковного аэродрома Щелково и взял курс на Северный полюс. Особое внимание было уделено вопросу загрузки самолета. По настоянию Чкалова общий вес продуктов питания снизили с 350 кг до 115. Лишь десятая часть продовольствия предназначалась для трехсуточного полета, остальное бралось на случай вынужденной посадки в необитаемом месте. Из тех же соображений был снижен и запас кислорода. Более 15 часов АНТ-25 летел в экстремальных условиях: на крыльях, стабилизаторе, антеннах образовалась ледяная корка. Был момент, когда закончилась вода в системе охлаждения мотора, а в резервном бачке вода замерзла. В любую минуту двигатель могло заклинить.

Из-за сильных встречных ветров топлива было израсходовано больше, чем рассчитывали. Основная задача перелета, пройти всю Арктику через полюс и сесть в США или Канаде, была выполнена. Чкалов принял решение приземлиться в Портленде. В середине дня 20 июня АНТ-25 начал снижение. Через 63 часа 16 минут после взлета, преодолев 8504 км, экипаж посадил самолет на военном аэродроме Баракс в пригороде Портленда Ванкувере. Топлива в баках практически не осталось. Печать и радио США в течение многих дней говорили в восторженных тонах об уникальном перелете. Летчиков в Овальном кабинете Белого дома принял президент страны Франклин Рузвельт.

К сорокалетию перелета Ленинградский монетный двор выпустил памятную бронзовую медаль. На лицевой стороне медали были изображены герои этого перелета, а на оборотной - монумент в честь перелета, установленный в Ванкувере 20 июня 1975 года. А на Московском монетном дворе к 50-летию перелета были изготовлены медаль и два памятных значка.

"Тогда просто восхищение было такое детское, это были герои. Конечно, на одном двигателе пролететь шестьдесят часов, даже больше - шестьдесят три часа, это настоящий героизм", - вспоминает Иван Ведерников, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР.

В сентябре 1934 года мир узнал о выдающемся достижении экипажа М. М. Громова (второй лётчик А. И. Филин, штурман И. Т. Спирин). На одномоторном самолёте АНТ-25 он, пробыв в воздухе 75 часов, пролетел 12 411 км. Этот абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полёта по замкнутому маршруту держался много лет. В июле 1936 года лётчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и штурман A.В. Беляков на таком же самолёте совершили беспосадочный перелёт из Москвы над заполярными районами на Дальний Восток. Пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км экипаж АНТ-25 совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне о. Чкалов).

Прошел ещё год. И вновь мир восхищался выдающимся мастерством советских лётчиков и отличными качествами самолёта АНТ-25. Машина, управляемая B. П. Чкаловым, Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым, стартовав в Москве, впервые в истории авиации пролетела через Северный полюс и совершила посадку в городе Портленд (США). На большей части огромного маршрута стояла плохая погода и длина воздушного пути превысила 9 тыс. км.

Вскоре после экипажа Чкалова, 12 июля 1937 года, с Подмосковного аэродрома стартовал ещё один самолёт АНТ-25. Его также через Северный полюс вели лётчики М. М. Громов, А. Б. Юмашев и штурман C.А. Данилин. Погода на трассе была более благоприятной, и экипаж смог за 62 часа 17 минут пролететь 11 500 км (по прямой 10 148 км), что стало абсолютным мировым рекордом дальности полёта по прямой. После посадки у города Сан-Джасинто, на границе США и Мексики, в баках самолёта оставалось горючего ещё на полторы тысячи километров.

Автором этого замечательного самолёта явилась конструкторская бригада П. О. Сухого, работавшая под общим руководством А. Н. Туполева, который дал эскизный проект машины, а также теоретическая группа ЦАГИ во главе с видным советским ученым профессором В. П. Ветчинкиным. Строились одновременно опытный экземпляр и его дублер.

В июне 1933 года поднялся в воздух первый АНТ-25 (РД) с двигателем в 750 л.с., потом форсированным до 874 л.с., а в сентябре начались испытания дублера с двигателем М-34Р.

По своей схеме АНТ-25 (РД - рекорд дальности) - свободнонесущий низкоплан с крылом площадью 87,1 м2, необычно большим удлинением - 13,1. Между двумя лонжеронами крыла размешались бензобаки. Фюзеляж - монокок овального сечения. Конструкция цельнометаллическая. Шасси убиралось в крыло до половины диаметра колес. Вес пустого самолёта - 4200 кг, взлётный - 11 500 кг.

Серийные самолёты строились с гладкой дюралевой обшивкой крыла. На них ставились двигатели М-34Р мощностью 900 л.с., которые обеспечивали крейсерскую скорость до 185 км/час.

В середине тридцатых годов наша советская авиапромышленность впервые за всю историю русской авиации создала самолеты, которые по своим рекордным показателям далеко обгоняют зарубежные образцы, в частности, по дальности полета.

Первым советским самолетом, специально предназначенным для установления мировых рекордов, был прославленный АНТ-25, созданный в конструкторском бюро, возглавляемом А. Н. Туполевым, в бригаде, которой руководил П. О. Сухой.

В начале 1933 года первый летный экземпляр АНТ-25 с двигателем жидкостного охлаждения М-34Р мощностью 950 л. с. конструкции А. А. Микулина был закончен, и в апреле его выкатили на аэродром.

В течение года самолет всесторонне испытывался в полете. И вот 10-12 сентября 1934 года летчик М. М. Громов, штурман И. Т. Спирин, инженер A. И. Филин установили на нем мировой рекорд беспосадочного полета по замкнутой кривой - 12 411 км. При этом был существенно перекрыт рекорд, принадлежавший французским летчикам Бассутро и Росси,- 10601 км. За это исключительное достижение летчику М. М. Громову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После длительной эксплуатации первого экземпляра АНТ-25 конструкторы провели ряд улучшений самолета и подготовили его для установления дальнейших рекордов. Через два года после первого полета АНТ-25, с 20 по 22 июля 1936 года, экипаж в составе летчиков В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и штурмана А. В. Белякова пролетел уже на новом экземпляре АНТ-25 по маршруту Москва-Северный Ледовитый океан-Камчатка- Николаевск-на-Амуре-о. Удд (о. Чкалов), покрыв расстояние 9374 км (по прямой 8784 км) за 56 час. 20 мин. За выдающийся перелет всем членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза. Через четыре месяца после этого перелета, в ноябре 1936 года, АНТ-25 экспонировался на XV Международной авиационной выставке в Париже и имел исключительный успех.

Спустя год, 18 июня 1937 года, в кабину самолета АНТ-25 снова вошли Герои Советского Союза B. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и штурман А. В. Беляков. Они в течение двух суток, с 18 по 20 июня 1937 года, совершают свой историческии перелет: впервые в мире без посадки летят на самолете через Северный полюс из Москвы в США и заканчивают перелет в окрестностях города Ванкувер (штат Вашингтон), покрыв при этом расстояние 9130 км (по прямой 8509 км) за 63 час. 16 мин. Через месяц, 12 июля, на другом экземпляре самолета АНТ-25-1 летчик Герой Советского Союза М. М. Громов, А. Б. Юмашев и штурман С. А. Данилин вторично совершают перелет через Северный полюс в США. Они приземлились в местечке Сен-Джесинто (штат Калифорния), преодолев расстояние в 11500 км (по прямой 10 148 км) за 62 час. 17 мин., установив при этом новый мировой рекорд дальности полета.

Исключительный рекорд, установленный экипажем М. Громова на АНТ-25, не смог быть перекрыт в течение девяти лет и продержался до конца 1946 года! За установление рекорда дальности Б. Юмашеву и С. А. Данилину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Основные данные самолета следующие: размах крыла - 34 м; длина-13,4 ж; высота - 5,5 м; площадь крыла - 87,1 м2; вес пустого самолета - 4200 кг; взлетный вес - 11 280 кг; средняя рабочая скорость полета - 200 км/час; длина разбега - 1590 м.

Крыло и горизонтальное оперение самолета были окрашены в красный цвет, фюзеляж и вертикальное оперение - в белый, капот двигателя и вся носовая часть - в темно-синий. Вдоль фюзеляжа сверху и снизу проведены продольные полосы темно-синего цвета. На крыле надпись белой краской: «URSS NO 25». На левой стороне киля нарисована (темно-синей краской) схема маршрута Москва - о. Удд (остров Чкалова); на правой стороне - маршрут Москва-Северный полюс-США. В таком виде самолет АНТ-25, на котором был совершен знаменитый перелет Чкалова, Байдукова и Белякова, хранится в настоящее время в музее имени B. П. Чкалова в г. Чкаловске Горьковской области.

18 июня 1937 года экипаж Валерия Чкалова начал беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку.

В начале 1930-х годов советская авиация прогрессировала стремительно. Летчики и авиаконструкторы готовы были замахнуться на самые престижные мировые рекорды, включая рекорды дальности полета.
В декабре 1931 года Совет Труда и Обороны СССР дал поручение Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ) начать разработку самолета РД (рекорд дальности), специально предназначенного для совершения рекордного перелета.
Концепцию самолета разработал авиаконструктор Андрей Туполев, а проработка все деталей проекта была поручена бригаде инженеров во главе с Павлом Сухим. Для самолета был разработан новый двигатель АМ-34Р, создателем которого стал конструктор Александр Микулин.
Первое достижение АНТ-25.


Испытаниями новой машины, в окончательном виде получившей название АНТ-25, занимался летчик Михаил Громов. Всего были построены две такие машины, которые испытывались практически одновременно. АНТ-25, совершивший первый полет в 1933 году, была машиной экспериментальной, «сырой», и для осуществления рекордных перелетов его еще предстояло довести до ума.
10 сентября 1934 года экипаж в составе Михаила Громова, Александра Филина и Ивана Петрова начал экспериментальный по замкнутому маршруту. Полет продолжался 75 часов, за которые АНТ-25 преодолел 12 411 км. По дальности это был мировой рекорд, однако засчитан он не был, поскольку СССР еще не являлся членом Международной авиационной федерации (ФАИ).


Но главное - полет проводился по замкнутому маршруту, то есть фактически летчики не удалялись на критичное расстояние от базы, совершая, образно говоря, «круги по стадиону». Самой же престижной категорией среди рекордов на дальность считался полет по прямой линии. Ради достижения результата в этом виде, собственно, и строился АНТ-25.
Тем не менее, за этот полет членов экипажа наградили орденами Ленина, а командиру АНТ-25 Михаилу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Неудача Сигизмунда Леваневского.


Встал вопрос об осуществлении рекордного полета на дальность по прямой линии. Среди вариантов были перелеты Москва - Австралия, Хабаровск - Марокко. Самым перспективным в плане шансов на успех выглядел маршрут Москва - Южная Америка, предложенный Михаилом Громовым.
У варианта Громова был только один, но очень серьезный минус - требовалось согласование права на пролет с целым рядом стран, и отказ даже одной из них мог разрушить все планы.
Однако летчик Сигизмунд Леваневский предлагает амбициозный, хотя и крайне рискованный вариант - перелет через Северный полюс в Америку. Советский лидер Иосиф Сталин, благоволивший Леваневскому, одобряет его план. Ему отдают АНТ-25, а сам перелет назначают на август 1935 года.


3 августа 1935 года самолет АНТ-25 с экипажем в составе Сигизмунда Леваневского, Георгия Байдукова и Виктора Левченко начинает полет по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско. Однако через 2000 км в кабину стало протекать масло. Леваневский принял решение прекратить полет и лечь на обратный курс. АНТ-25 сел под Новгородом.
Как выяснилось, протечка масла была вызвана тем, что его налили слишком много, и оно начало пениться. Ничего фатального в этом не было, но Леваневский объявил АНТ-25 ненадежной машиной, и отказался в дальнейшем летать на самолетах Туполева, объявив конструктора «вредителем». Андрею Туполеву эти заявления Леваневского стоили сердечного приступа.
Москва - остров Удд.


Несогласный с Леваневским Георгий Байдуков заявил, что АНТ-25 может выполнить задачу. Но после отказа Леваневского ему нужен был первый пилот в экипаже. Байдукову удалось уговорить стать им своего друга, одного из лучших летчиков-испытателей в стране Валерия Чкалова.
Третьим членов нового экипажа стал штурман Александр Беляков.
Весной 1936 года экипаж Чкалова просит разрешить полет через Северный полюс в Америку. Однако Сталин, помня о неудаче Леваневского, назначает другой маршрут: Москва - Петропавловск-Камчатский.
20 июля 1936 года АНТ-25 стартует. Спустя 56 часов 20 минут самолет совершил посадку на песчаной косе острова Удд. Чкалов посадил машину в тяжелейших условиях на маленький пятачок. Для того, чтобы самолет смог взлететь с острова, прибывшим на помощь военным пришлось построить деревянную взлетно-посадочную площадку длиной 500 метров.
В Москве летчиков встречал лично Иосиф Сталин. Весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза.
Кто первым полетит в Америку?


Вновь стал вопрос о полете через Северный полюс в Америку. Но советское руководство решает, что такой полет можно будет осуществить в период работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс». Полярники должны будут обеспечить летчиков точными данными о погодных условиях в районе полюса, что повысит шансы на успех.
Работа полярной станции «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина началась 6 июня 1937 года. К этому моменту к перелету в Америку все было готово.


На этапе подготовке вновь стал вопрос - кто полетит первым? В качестве кандидатов рассматривались экипажи Валерия Чкалова, Михаила Громова и Сигизмунда Леваневского.
Леваневский был автором плана перелета, за спиной у Чкалова был полет на остров Удд, а Громов лучше всех знал АНТ-25, на котором установил рекорд дальности перелета по замкнутому маршруту.
Леваневский вновь подтвердил - на машинах Туполева он летать не будет. Что касается Чкалова и Громова, то было принято решение отправить два экипажа на двух АНТ-25 с разницей в полчаса.
Предосторожность товарища Алксниса.


Но за несколько дней до полета с АНТ-25 Михаила Громова внезапно сняли двигатель. Экипажу было заявлено, что его необходимо было переставить на самолет Чкалова, где обнаружились неполадки. На самолет Громова взамен должны были установить новый двигатель, заказанный на заводе.
Это означало, что Громов вместе с Чкаловым не полетит. Специалисты сомневаются, что двигатель с самолета Громова действительно могли переставить на машину Чкалова. Скорее, это был повод задержать экипаж Громова.


По мнению самого Громова, решение об этом мог принять курировавший перелет заместитель наркома обороны по авиации Яков Алкснис. Его беспокоила возможная конкуренция между двумя экипажами, грозившая привести к чрезмерному риску во время перелета.
В итоге стало окончательно ясно - новую попытку перелета предпримет экипаж Валерия Чкалова.
Полет на грани.


В 4:05 18 июня 1937 года самолет АНТ-25 с экипажем в составе Чкалова, Байдукова и Белякова взлетел со Щёлковского аэродрома.


Полет проходил в очень тяжелых условиях. Самолет часто входил в зону циклонов, облачности, вследствие чего покрывался слоем льда. Пока один пилот находился за штурвалом, второму приходилось почти непрерывно качать антиобледенительную жидкость. Помимо сильнейшего мороза (температура в кабине опускалась ниже минус 20), экипажу пришлось столкнуться с кислородным голоданием. Ученые считали, что высота облаков в районе полюса не превысит 3500 - 4000 метров, а значит, летчикам не нужно будет подниматься выше. На практике все оказалось иначе, и пилотировать приходилось на высотах, где не обойтись без кислородной маски. Это привело к дефициту кислорода, который стал остро сказываться во второй части перелета.


Не удалось получить и сводку погоды со станции «Северный полюс-1». Как раз во время прохождения этого района на АНТ-25 отказала антенна рации.
Подвиг Георгия Байдукова.


Очень длительное время самолет приходилось пилотировать практически вслепую, и здесь пригодился опыт Байдукова, который был мастером таких полетов. Из более чем 60 часов перелета две трети за штурвалом находился именно он.


Уходя от очередного циклона, АНТ-25 вынужден был преодолевать Скалистые горы на высоте свыше 6000 метров, то есть практически на предельной высоте для этого самолета. Остатки кислорода Чкалов и Беляков отдали находившемуся за штурвалом Байдукову, а сами легли на пол, стараясь экономить силы в условиях кислородного голодания.


20 июня 1937 года около 15:15 по московскому времени, в условиях низкой облачности и дождя, АНТ-25 достиг американского Портленда. Экипаж принял решение садиться на северном берегу реки Колумбия, на военном аэродроме города Ванкувер. Несмотря на то, что полоса была коротковата для АНТ-25, посадка прошла успешно. А уже через несколько минут советские летчики оказались в окружении восторженных американцев, которых не остановило то, что аэродром был военным, и посторонним вход на его территорию был закрыт.


Первым из официальных лиц, встретивших экипаж Чкалова в США, стал начальник гарнизона генерал Джордж Маршалл. Этот тот самый человек, чьим именем будет назван план послевоенного восстановления Европы.
Рекорд мира поставил Михаил Громов.


В 1930-х годах советско-американские отношения находились на подъеме, и героев-летчиков с восторгом встречали по всей Америке. Перелет через полюс действительно был событием выдающимся, и американцы оценили его по достоинству. В Вашингтоне экипаж Чкалова принял лично президент США Франклин Рузвельт.
На Родине Чкалова, Байдукова и Белякова встречали как победителей. За этими бурными чествованиями остался почти незамеченным один факт - мирового рекорда в дальности полета по прямой линии достичь не удалось. Показатель в 8582 км был рекордом СССР, а не мира.


Этот пробел устранил Михаил Громов. 12 июля 1937 года второй АНТ-25 с экипажем в составе Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина начал свой перелет. Громов постарался учесть все недостатки, выявленные в полете Чкалова.
После 62 часов 17 минут полета АНТ-25 Михаила Громова совершил посадку на поле близ города Сан-Джасинто, штат Калифорния. Дальность полета по прямой линии составила 10 148 км, и это был безоговорочный мировой рекорд. Подсчитав остаток топлива после посадки, летчики выяснили, что могли достичь даже Панамы, поскольку в баках оставалось горючего еще на 1500 км.


В истории американского города Ванкувер и спустя 80 лет главным событием остается прилет советских летчиков в июне 1937 года. Одна из улиц города носит имя Валерия Чкалова.