Как называется мост в праге. Прогулка по Праге — Мосты Праги

  • 23.06.2022

Карлов мост, пожалуй, самая известная и визитная карточка всей Чехии. Он известен не только множеством связанных с ним легенд и статуями святых, украшающих его и способных исполнять желания, но и сказочными видами берегов Влтавы с башнями, церквями и дворцами, а еще и тем, что он является главным пешеходным маршрутом между Старым Городом (Staré Město ) и .

Карлов мост

Немного истории и легенды Карлова моста

В начале 12 века, рядом с местом нынешнего Карлова моста, вместо старого деревянного в Праге был построен первый каменный мост — Юдитин. Такое название он получил в честь супруги короля Владислава II, правившего в то время. Однако уже в середине 14 века Юдитин мост был разрушен наводнением, и от него осталась только башня, которая и сейчас украшает Карлов мост на малостранской стороне. На месте разрушенного моста король Карл IV повелел возвести новый мост, носящий теперь его имя.

О строительстве Карлова моста существует множество легенд, одна из самых известных рассказывает о дате закладки его первого камня. Говорят, что дату и время начала строительства Карл IV выбрал, руководствуясь советом придворных астрологов – закладка моста началась в 1357 году 9 числа 7 месяца в 5 часов 31 минуту. Магия чисел 1 3 5 7 9 7 5 3 1, одинаково читающихся как справа налево, так и слева направо, обещала процветание и благополучие.

Еще одна легенда — о молодом строителе Карлова моста, который пытался восстановить арку моста, снесенную половодьем. Когда после несколько неудачных попыток расстроенный строитель стоял один на мосту, он увидел дьявола. Дьявол предложил свою помощь в восстановлении арки, при условии, что он получит душу первого прошедшего по отремонтированному мосту. Строителю так хотелось успешно закончить работу, что он был согласен на все, и, конечно же, он надеялся перехитрить дьявола. После успешного завершения ремонта моста он задумал первым по мосту пустить черного петуха, ведь в соглашении с дьяволом не оговаривалось, что первым должен быть человек. Дьявол тоже был хитер и обманом заманил на мост беременную жену строителя проведать мужа. На следующий день жена строителя умерла, родив мертвого ребенка. Долгие годы душа новорожденного по ночам чихала на мосту от холода, пока однажды случайный прохожий, спешивший ночью по мосту на другую сторону, услышав чье-то чихание и даже не разглядев, кто чихает, бросил на ходу: «Будь здоров!». Вот так, благодаря случаю, приведение Карлова моста упокоилось навсегда.

Ну, а на самом деле, мост, являющийся одной из главных достопримечательностей Праги, построен под руководством архитектора Петра Парлержа, который также работал над в . Строительство Карлова моста продолжалось около 50 лет, и было завершено в самом начале 15 века. Это величественное сооружение, стоящее на 16 мощных арках, облицованных песчаником, более полукилометра в длину и около 10 метров в ширину, на протяжении нескольких веков было единственным средством сообщения между главными районами Праги.

Здесь проводились рыцарские турниры, проходили ярмарки и суды; случались тут и казни — недобросовестных ремесленников и торговцев опускали в большой плетеной железной клети с моста в воды Влтавы; королевские коронационные процессии в Пражский град тоже проходили по Карлову мосту.

Карлов мост на протяжении веков имел не только общественное, но и военно-стратегическое значение для Праги: в конце кровопролитной тридцатилетней войны шведы были остановлены именно на Карловом мосту, а в середине 18 века пруссы тоже были разбиты здесь.

Работа братьев Адольфа и Карла Либшеров «Битва студентов со шведами на Карловом мосту в 1648 году»

Башни Карлова моста

Расположившаяся на восточной стороне моста, Староместская мостовая башня – один из символов средневековой Праги, является в тоже время одним из красивейших готических сооружений Европы. Ее возведение началось одновременно с Карловым мостом. Богатый декор фасада башни, обращенного в сторону , свидетельствует о том, что башня была не только частью средневековых городских укреплений, но еще и триумфальной аркой на « ».

Староместская мостовая башня

Веками Староместская мостовая башня была участником и свидетелем чешской истории, в том числе и ее печальнейших страниц: 10 лет на галерее ее крыши провисели в металлических сетках головы 12 казненных участников сословного восстания. Заложенные в память о них белые вы уже наверняка видели на мостовой у Староместской ратуши.

Если вам хочется полюбоваться панорамой Карлова моста и сказочными видами Праги — поднимитесь на 47 метров по 138 ступеням на смотровую площадку Староместской мостовой башни.

Вид с мостовой башни

Две мостовые башни, расположенные на западной стороне Карлова моста, построены в разное время, но соединены между собой стеной с воротами и являются укрепительными сооружениями, поэтому почти не декорированы. Более низкая и мощная башня осталась от Юдитина моста, изначально она была романской, но в конце 16 века ее перестроили в стиле Ренессанса. Более высокую башню заложили во второй половине 15 века, и по замыслу архитекторов она должна была напоминать Староместскую мостовую башню, однако она так и не была украшена соответствующим образом.

Малостранские мостовые башни

На более высокой Малостранской башне на высоте 40 метров тоже открыта смотровая площадка. Поднявшись на нее, вы снова сможете насладиться чудесными видами красавицы Праги.

Подробнее о мостовых башнях Карлова моста вы можете почитать .

Статуи Карлова моста

Изначально Карлов мост не был украшен статуями. Большая часть тридцати скульптур, украшающих балюстраду моста в наше время, были установлены в начале 18 века в период барокко. Авторами скульптур стали лучшие мастера того времени: Матиаш Бернар Браун, Ян Бедрих Коль, Ян Брокоф и его сыновья. Большинство статуй сейчас заменили копии, так как в основном статуи были созданы из песчаника и со временем сильно пострадали под открытым небом, а некоторые из них даже были смыты водами Влтавы во время частых наводнений. Оригиналы статуй Карлова моста можно увидеть в Лапидарии Национального музея Праги.

Статуя святого Яна Непомуцкого

Самой популярной статуей у туристов, безусловно, является статуя Святого Яна Непомуцкого – особо почитаемого в Праге святого и покровителя Чехии, созданная Яном Брокофом. Место для статуи выбрано неслучайно: по одной из легенд здесь в конце 14 века по приказу короля Вацлава IV Ян Непомуцкий был замучен и сброшен в мешке в реку. Он был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. Причина же популярности этой статуи у туристов – еще одна легенда Карлова моста, которая обещает исполнение желания, если, загадав его, сначала прикоснуться к правой части рельефа на постаменте статуи, а потом к левой. Рельефы уже до блеска отполированы тысячами рук, так что вы без труда узнаете эту статую среди всех остальных. На всякий случай, статуя святого Яна Непомуцкого – восьмая справа, если идти в сторону

Карлов мост находится в Чехии, её столице - городе Праге. Всего в Праге 18-ть мостов, самым древним, красивым и, несомненно, романтичным является Карлов мост (Karluv most).

Карлов мост - гигантская гордость, один из символов города и самая посещаемая достопримечательность Праги. Он как магнит притягивает тысячи туристов. Именно поэтому на мосту в любое время года много народу, гуляешь по мосту, а насладиться его очарованием не представляется возможным, поскольку кроме голов, впереди и сзади идущих, ничего не видно, не говоря уже о том, чтобы сделать красивые фотографии. Говорят, чтобы лицезреть весь Карлов мост, на него нужно приходить ночью, до восьми часов утра.

Вид на Карлов мост со стороны

На мосту уличные музыканты развлекают честной народ, надеясь, конечно же, на хорошее вознаграждение. А из палаток с различными сувенирами с утра до вечера идет оживленная торговля.

Карлов мост, вот уже 600 лет соединяет два исторических берега реки Влтавы/Vltava, Старе Место и Малу Страну. С моста открывается потрясающей красоты виды на оба берега реки Влтавы, а по реке туда-сюда то и дело проплывают прогулочные кораблики.

Особенно красивый вид с моста открывается на исторический район Мала Страна

На самом древнем средневековом мосту Праги у каждого камня своя история. Дату закладки первого камня Карлова моста император Римской империи и король Чехии Карл IV выбрал по совету придворных астрологов. Торжественная церемония по этому случаю состоялась в 1357 году 9 числа 7 месяца в 5 часов 31 минуту. Таким образом, момент основания моста является палиндромом. Если посмотреть на дату закладки, то она будет одинаково читаться в обоих направления, как слева направо, так и справа налево.

Когда-то на месте Карлова моста располагался старый мост Юдиты, снесенный наводнением в 1342 году. Однако одна из башен моста все же сохранилась, её и по сей день можно видеть на стороне Малой Страны. Вообще башни украшают Карлов мост с обеих его сторон, но главное их предназначение вовсе не красоты, а служить укреплением моста.

Со стороны Малой Страны красуются две башни, носящие название Малостранские мостовые башни. Одна из башен более низкая и мощная, а вторая более высокая и построенная в более позднее время. Позже между башнями были построены ворота, их и сейчас можно видеть - арочный проход в центре башен.

С другой стороны моста, можно видеть третью и последнюю башню - Староместскую. Название произошло от части города, в которой расположена башня - Старе Место. На верхнем этаже башни находится смотровая площадка, на которую за 90 крон можно подняться и насладиться видами Карлова моста, реки Влтавы и обоих берегов старого города Праги.

На Староместской башни, со стороны старого города, можно видеть несколько скульптур, одна из которых изображает Святого Вита - покровителя моста.

Сам мост украшают 30-ть статуй святых. Большинство из этих скульптур было установлено между 1708 и 1714 годами, над созданием которых трудились лучшие скульпторы той эпохи. Правда оригиналы статуй сейчас сняты с моста и демонстрируются публике в Национальном музее Праги. А их место заняли копии, изготовленные во второй половине 19-го века известными мастерами. Но всё это не делает скульптуры моста менее привлекательными.

Самой древней, выделяющейся на фоне других скульптур, и сразу бросающейся в глаза является бронзовое распятие «Голгофа» работы Хильгера, неоднородной по стилю и происхождению. Современный бронзовый позолоченный крест был отлит в 1629 году, а две скульптуры по обеим сторонам от креста, Богородицы и Иоанна вытесаны из песчаника Эмануэлом Максом в 1861 году. Надписи на скульптуре и мраморный постамент также сооружены в разное время.

Карлов мост исполняет желания?!

Вот она, главная тема, ради которой нами и было решено написать данную статью.

Карлов мост овивают многочисленные тайны и легенды. Самой популярной из которых является благоприятная энергетика моста, исполняющая желания. На Карловом мосту есть несколько мест, где можно загадать желания - собачки, святые, кресты, все их вы запросто найдете, они натерты до блеска.

Мы, не верящие во все эти чудодейственные места исполнения желаний (здесь потри, там поплюй, сям покрутись), проходили их мимо, не обращая внимания. Однако одно местечко нас чем-то зацепило, даже сложно сказать чем, скорее это был внутренний голос. Возле него мы и остановились.

Небольшая интересная скульптура - барельеф у Непомуки. С этого места по легенде сбросили чешского католического святого, священника и мученика Яна Непомуцкого.

По «правилам» правую руку нужно положить на крест, а пальцами левой руки дважды потереть Непомука и звезды над его головой, при этом левую ногу поставить на гвоздь, что внизу на брусчатке. В таком положении загадывать желание. Мы естественно так не делали, просто подошли и загадывая желания терли Непомука… Желание моё долгосрочное, поэтому сказать какое не могу, но вся фишка в том, что буквально через несколько дней после загаданного желания оно начало исполняться и эффект длится до сих пор.

Карлов мост (Karlův most) - мост в Праге через реку Влтава, одна из самых узнаваемых достопримечательностей Праги.

Строительство Карлового Моста началось в 1357 году. Первый камень при строительстве заложил Карл IV, впоследствии мост был назван в честь него.

История Карлова моста в Праге

Карлов мост - самый старый мост в Праге и тех, что соединяют берега реки Влтавы - был построен на месте Юдитиного моста, разрушенного в 1342 году в результате наводнения. Задумка принадлежала королю Карлу IV, поэтому мост и называют Карловым. Строительство началось в 1357 году и завершилось только в начале XV века под руководством известного чешского архитектора Петра Парлежа. Им же возведена и украшена скульптурами и мостовая башня со стороны старого города.

Существует предание о том, что время для начала возведения моста было избрано астрологами. Историк Зденек Горский утверждает, что первый камень был положен самим Карлом IV 9 июля 1357 года в 5:31. Если выписать в ряд цифры выбранной даты, получается палиндром: 1 3 5 7 (год) 9 (день) 7(месяц) 5 3 1 (время). Тогда магия чисел играла важную роль в принятии любых решений. Положить начало строительства именно в этот момент пророчило Карлову мосту пережить много веков.

Если верить легенде, то известного католического мученика и святого Яна Помуцкого сбросили в реку с Карлового моста. Когда тело священника в мешке скрылось под водой, в том же месте очевидцы заметили мерцание 5 звезд. Поэтому с тех пор образ Яна Непомуцкого всегда изображают с 5 звездами над головою. Место, где это произошло, можно узнать по кресту, прикрепленного медными гвоздями прямо к перилам.

Долгий период времени мост использовали короли, чтобы проезжать из Кролевского двора в Град. А с простых людей за проход требовали плату.

С 1974 года Карлов мост в Праге стал полностью пешеходным.

В сентябре 1890 года в Праге случилось ужасное наводнение, которое причинило сильный вред Карловому мосту. В пролетах застряло много мусора, деревьев, снесенных водой, и возникла плотина. Под влиянием давления некоторые опоры моста рухнули. Два года ушло, чтобы устранить все последствия и поломки, вызванные стихией. Долгое время мост был закрыт, открыли его 19 ноября 1892 года.

До 1908 года через мост проходила конно-железная городская дорога, а с 1883 года - электрический трамвай. Но через некоторое время, беспокоясь о сохранности моста, его запретили.

Скульптуры на Карловом мосту

На мосту установлены 30 скульптур, которые были изготовлены в разное время. Список скульптур на Карловом мосту:

  1. Святой Иво (1711, М. Б. Браун);
  2. Мадонна со святым Бернардом (1708 - 1709, М. В. Якель);
  3. Святые Варвара, Маргарита и Елизавета (1707, Ф. М. Брокофф);
  4. Мадонна со святым Домиником и Фомой Аквинским (1708, М. В. Якель);
  5. Пьета (1859, Й. Макс);
  6. Распятие - самая первая скульптура, установленная в 1629, (Х. Хиллингер);
  7. Святой Иосиф (1854, Й. Макс);
  8. Святая Анна (1707, М. В. Якель);
  9. Святой Франциск Ксаверий (1711, Ф. М. Брокофф);
  10. Святые Кирилл и Мефодий (1928, К. Дворжак);
  11. Святой Христофор (1857, Э. Макс);
  12. Святой Иоанн Креститель (1857, Й. Макс);
  13. Святой Франциск Борджиа (1710, Ф. М. Брокофф);
  14. Святые Норберт, Вацлав и Сигизмунд (1853, Й. Макс);
  15. Святая Людмила (1720, М. Б. Браун);
  16. Святой Ян Непомуцкий (1683, Я. Брокофф);
  17. Святой Франциск Асизсский (1855, Э Макс);
  18. Святой Антоний Падуанский (1707, Я. О. Майер);
  19. Святой Винсент Феррарский и святой Прокопий (1712, Ф. М. Брокофф);
  20. Святой апостол Иуда Фаддей (1708, Я. О. Майер);
  21. Святой Николай Толентийский (1708, И. Коль);
  22. Святой Августи8 (1709, И. Коль);
  23. Святая Лютгарда (1710, М. В. Браун);
  24. Святой Каэтан (1709, Ф. М. Брокофф);
  25. Святой Войтех (1709, Й. М. Брокофф);
  26. Святой Филипп Беницкий (1714, М. Б. Мандл);
  27. Святые Жан де Мата, Феликс де Валуа и Иван Чешский (1714, Ф. М. Брокофф);
  28. Святой Вит (1714, м. Б. Мандл);
  29. Святой Вацлав (1859, Й. К. Бем);
  30. Христос Спаситель со святыми Космой и Дамианом (1709, Я. О. Майер).

В настоящее время на мосту установлены 28 из 31-й статуи - точные копии оригиналов, которые в XX веке перенесли в Национальный музей. Это сделано потому, что скульптуры были изготовлены из недолговечного песчаника и разрушались.

Возле одной из опор из моста также установлена скульптура Брунсвика - работа неустановленного скульптора начала 16 века.

Башни Карлова моста

С обеих сторон Карлова моста установлены башни:

  • (высота 47 метров) - построена в готическом стиле по проекту Петра Парлера в середине 14 века и была задумана как триумфальная арка для коронующихся королей;
  • Малостранские мостовые башни - это две разных по высоте и стилистике башни, построены в начале 15 века на места старой романской башни;

Загадать желание на Карловом мосту

На мосту находятся два места, где туристы загадывают желания:

  • возле статуи Яна Непомуцкого;
  • возле решётки с изображением Яна, где по преданию он был сброшен в Влтаву.

Помните, что желание должно быть реальным и исполняемым.

Где находится Карлов мост?

Карлов мост находится в центре Праги - столице страны Чехии и соединяет районы Малая Страна и Старе Место.

Как добраться до Моста?

Возле Карлова моста находятся трамвайные остановки:

  • Karlovy lázně - трамваи №№2, 17, 18, 53. (Старе-Место)
  • Staroměstská - трамваи №№2, 17, 18, 53. (Старе-Место)
  • Malostranské náměstí - трамваи №1, 12, 15, 20, 22, 25, 57. (Мала-Страна)

Либо на метро линии А до станция Staroměstská или Malostranská.

Мосты и Влтава... Серебряная нить реки, петляющей по долине, пересекает Прагу посредине, а через нее переброшены мосты, по которым проходят дороги, мосты, словно замысловатые пряжки из самых необычных материалов. И при этом - сколь не покажется это невероятным - город на протяжении тысячи лет обходился одним мостом. Мы знаем, что на месте древнейшего пражского моста - Карлова - уже в 30-х годах X века стоял деревянный мост и по нему провезли на Град тело святого Вацлава из Стара Болеславы. Это, по всей вероятности, деревянное сооружение в 1157 году было уничтожено наводнением, и Владиславу II не оставалось ничего иного, как построить новый мост через реку; в честь королевы Юдиты, которая наблюдала за работами, его назвали Юдитиным. Мост находился примерно на том же месте, где ныне стоит Карлов мост , только несколько севернее, и для своего времени это было единственное в своем роде техническое сооружение в масштабах Европы.

Юдитин мост, однако, тоже был не вечен: в 1342 году наводнение снесло 2/3 этой капитальной романской постройки, и от моста спустя некоторое время сохранились лишь остатки опор в реке.

Карлов мост , поднявшийся на этом месте, в длину достигал 520 метров, а в ширину 10 метров и покоился на шестнадцати арках из известняковых блоков, в то время как Юдитин мост крепился на 24 опорах и, очевидно, оказывал большее сопротивление воде, и в результате она одолела его.

Карлов мост , к строительству которого приступили в 1357 году, в то время уже сравнивали с аналогичными сооружениями в Европе. Обычно говорили: дрезденский мост самый эффектный, самый длинный, а пражский - самый прочный. Мост был столь широким по тем временам, что на нем можно было даже проводить (и проводились!) турниры. Например, в 1436 году в честь короля Зикмунда. Впрочем, нас интересует имя его создателя - им был не кто иной, как Петр Парлерж. В эпоху барокко {1683—1714 гг..) украшали мост еще тридцать статуй и группы святых, так что они образовали, пожалуй, самую длинную для того времени галерею подобного рода. В создании этих шедевров участвовали такой известный скульптор, как Матиаш Браун, мастера семьи Брокоффов, Ян Бедржих Кол и другие ваятели эпохи барокко. Самая ценная в художественном отношении барочная скульптурная группа святой Луиттарды, автор М Б Браун (это первая известная работа мастера).

Как и все его предшественники, Карлов мост неоднократно страдал от наводнений; при этом самым большим испытанием, бесспорно, явился 1890 год, когда были повреждены даже некоторые скульптуры. И все же мост выдержал все испытания, перенес все наводнения, все ужасы войн, выстоял. Он был свидетелем гуситских войн, бегства Фридриха Пфальцского после поражения в белогорской битве. В 1648 году он стал местом боев шведских войск с жителями Старого Места и студентами, которых возглавил Йиржик Плахий. Бои развернулись тут и в революционном, 1848 году. Здесь проходили коронационные процессии начиная с Карла IV. Мост долго именовали «Пражским» или «Каменным». Эпитет «Карлов» это сооружение получило, собственно, совсем «недавно», лишь в 1870 году.

Весьма интересно то обстоятельство, что этого одного-единственного моста Праге хватило от эпохи Карла и почти до середины прошлого столетия. Оба берега серебристой реки соединялись, впрочем, еще бесчисленными паромами. Лишь в 20-е годы прошлого столетия родилась идея возвести еще один мост, который соединил бы тот участок берега, где ныне стоит Национальный театр, с противоположным берегом. И в 1842 году на этом месте был построен цепной ампирный мост - Шнирхов; лишь в 1901 году он был заменен новым, более современным сооружением - это нынешний мост 1-го Мая.

Развитие железных дорог привело к тому, что Вышеград был соединен со Смиховом железнодорожным мостом, который сохранился и поныне. Год рождения - 1871. Вскоре после этого, в 1878 году, Влтаву перешагнул и мост Палацкого - второе после каменное сооружение этого типа в Праге. А на месте современного моста Швермы под бывшим монастырем св. Анежки был воздвигнут четвертый мост - цепной мост Франца I. И наконец, у острова Штванице Влтаву пересек еще один железнодорожный мост - его строительство совпало с развитием железных дорог в прошлом столетии.

Кажется невероятным, что и в новое время Прага обходилась столь небольшим количеством связующих звеньев между обоими берегами Влтавы. Впрочем, и у самой Влтавы наверняка был совсем иной вид, чем тот, который открывается нам сегодня, - расстояние между отдельными немногочисленными мостовыми сооружениями было столь велико, что на первом плане оказывалась обширная гладь Влтавы. Все это изменилось в нашем столетии - новые мосты разбили реку на значительно меньшие отрезки, и таким образом родился иной пейзаж, полный очарования: мосты выстроились в ряд один за другим, как бы образуя кулисы, и придали Праге своеобразный колорит большого города.

Посмотрим же на ряд этих бетонных, каменных и металлических конструкций, начиная с железнодорожного моста у Вышеграда. О мосте Палацкого, втором после Карлова каменном мосте, мы уже говорили. Стоит еще упомянуть о трагическом эпизоде в конце второй мировой войны, который наложил свой отпечаток на это сооружение, изменив его вид. Тогда здесь еще стояли четыре скульптурные группы, великолепные творения скульптора И. В. Мысльбека. На новоместском берегу это были Либуше с Пршемыслом и легендарный певец Лумир; на смиховском берегу - Цтирад с Шаркой и Забой со Славоем. Налет американских самолетов 14 февраля 1945 года не прошел бесследно и для этого сооружения. Серьезно поврежденные скульптуры пришлось сразу же после окончания войны снять и переместить в более спокойное место на Вышеграде.

И вот мы уже подошли к первому мосту, созданному в наше столетие, - это Ирасеков мост; его ширина уже могла удовлетворить все более возраставшие требования пражского транспорта. Мост был сооружен в 1928 году и получил свое название в честь писателя, автора исторических романов Алоиса Ирасека прежде всего потому, что Ирасек жил и работал вблизи того места, где ныне стоит мост, 27 лет (с 1903 до 1930 г.). На новоместском берегу прямо напротив моста воздвигнут памятник Ирасеку и тут же старый доходный дом с мемориальной доской.

О мосте 1-го Мая мы уже упоминали, да и Карлов мост мы уже представили, поэтому пройдем дальше вдоль берегов Влтавы, к площади Красноармейцев с Рудольфинумом и зданием философского факультета. Здесь на Карлов ведет бетонный Манесов мост, строительство которого началось в 1911 году и завершилось уже во время первой мировой войны, в 1916 году.

Далее идет самый короткий из пражских мостов, который соединяет Староместскую площадь и легенский берег; его протяженность всего лишь 170 метров, он носит имя Сватоплука Чеха. Сразу за ним над рекой вздымается следующий, мост Швермы, который выходит к легенскому туннелю. Когда-то здесь был цепной мост, который впоследствии был заменен современным сооружением из бетона; он был сдан в эксплуатацию в 1951 году. Необычен Главков мост, состоящий из двух самостоятельных конструкций. Первая, железная, была закончена в 1910 году, вторая часть была сдана в эксплуатацию на два года позже и явилась первой бетонной мостовой конструкцией в Праге. В его украшении принимали участие такие скульпторы, как Штурса, Маржатка и Гутфрейнд, и благодаря их скульптурам этот проект, в общем-то с сугубо функциональным уклоном, стал ценным и в художественном отношении. Мост можно было разделить на две самостоятельные части только потому, что он пересекает самый большой пражский остров - Штванице.

И наконец, мы представим вам еще одно «самое самое...» Одним из самых длинных мостов в Праге стал Либеньский мост, протяженностью 341 метр и шириной 21 метр. Перешагнув через Влтаву и голешовицкую пристань, он соединяет два пражских района - Голешовице и Либень. Мост бетонный, он завершен в 1928 году почти одновременно с мостом Защитников баррикад, последним по течению реки мостовым сооружением в пределах города.

Этот мост, связующее звено между центром Праги и зоопарком, в мае 1945 года стал одним из опорных пунктов Пражского восстания.

Когда гость, приехавший в Прагу, поднимется на Легну и посмотрит вниз, на реку, связанную каскадом мостов, он забудет, наверное, все детали нашего рассказа, из его памяти ускользнет информация о скульптурах, строительных материалах и останется лишь общее впечатление, свидетельство человеческой изобретательности и таланта, кулисы, которыми украсили реку современная техника и творческий труд человека нашего века. И в этой длинной череде мостов, где-то там, в голубоватой дымке, теряется уникальное творение готики, знаменитый Карлов мост , один из ценнейших памятников континента, на котором мы живем. Но мосты в Праге - это не только мосты через Влтаву. Особняком стоит Пороховой мост - единственный въезд в Град через Олений ров, который некогда представлял собой естественное укрепление Пражского града (в нем также содержались олени с 1565 года вплоть до XVIII века).

Многие десятилетия шли разговоры о проекте моста через Нусельскую долину, который соединил бы Нове Место с Панкрацкой равниной на юге города. Правда, поначалу это казалось несбыточной мечтой, но для осуществления любого проекта нужно, чтобы он стал необходимостью. После десятилетий поисков, составления проектов и набросков во второй половине 60-х годов мост, наконец был построен, потому что он стал необходим: десяткам тысяч жителей Южного города нужно быстро доехать до центра Праги; столь же настоятельной стала потребность пересечь город магистралью Север—Юг, трасса которой могла пройти только здесь. Ныне мост функционирует, длина его 490 метров, под ним проходит туннель метро. Четыре пилона поддерживают мост на высоте 40 метров над «чашей» Нусельской долины. Так что строительство моста предусматривало не столько преодоление водной преграды (если считать подобной преградой речушку Ботич, протекающую по долине), сколько преодоление сложностей пражского рельефа.

Вторым подобным мостовым сооружением на суше является дугообразная эстакада автострады, соединяющая Высочаны, с другим крупным современным районом Праги, Северным городом, который стремительными темпами вырос на холме над Высочанами Проектируется и еще один мост, который явится компонентом уже упомянутой магистрали Север—Юг и будет переброшен через вокзал «Прага—Стршед» (Прага—Центр). Этот мост явится почти продолжением Главкова моста.

Карлов мост – это одна из главных достопримечательностей Чехии, своеобразная визитная карточка столицы. Овеянный множеством старинных легенд, он привлекает туристов своей архитектурой, статуями, способными исполнять желания и, конечно, чудесными видами на город.

Как строили Карлов мост: легенды и факты

На месте современного моста в начале XII века стояли еще два сооружения. Их разрушило наводнение, поэтому король Карл IV приказывает возводить новое сооружение, носящее его имя. Строительство породило большое количеств легенд.

Самая известная из них звучит так: для определения даты закладки первого камня король обратился за помощью к астрологу. По его совету была назначена дата – 1357 год, 9 июня в 5:31. По иронии судьбы сложившееся число – 135797531 – одинаково читается с двух сторон. Карл посчитал это знаком, и именно в этот день первый камень был заложен.

Еще одна легенда гласит, что во время возведения строения не хватало качественного материала, поэтому строители использовали белок яйца. Для масштабной постройки требовалось очень много яиц, поэтому жители окрестных поселений везли их в огромных количествах. Ироничность ситуации в том, что многие люди привозили яйца в вареном виде. И все же материал оказался хорошим, именно поэтому Карлов мост такой крепкий и долговечный.

Еще одна легенда рассказывает о молодом человеке, который пытался восстановить арку после наводнения. У него ничего не выходило. Но вдруг на мосту он увидел дьявола, который предложил ему сделку. Дьявол поможет с восстановлением арки, а строитель отдаст ему душу человека, который первым пройдет по мосту. Молодому человеку так хотелось закончить дело, что он согласился на страшные условия. После постройки он решил заманить на Карлов мост черного петуха, но дьявол оказался хитрее – он привел беременную жену строителя. Ребенок умер, а его душа долгие годы бродила и чихала. Однажды запоздалый прохожий, услышав это, сказал «Будь здоров» и призрак упокоился.

Исторические факты гласят, что стройкой руководил знаменитый архитектор Петр Парлерж. Возведение продолжалось вплоть до начала XV века, то есть длилось полстолетия. В результате глазам зрителей предстало мощное строение, стоящее на 15 арках, длиной более чем полкилометра, а шириной – 10 метров. Сегодня он дарит горожанам и туристам великолепные виды на реку Влтаву, церкви и дворцы Праги. А в прежние времена здесь проходили рыцарские турниры, казни, суды, ярмарки. Даже коронационные процессии не обходили это место стороной.

Башни Карлова моста

Староместская башня – символ средневековой Праги, красивейшее сооружение Европы в готическом стиле. Фасад башни, обращенный в сторону Кржижовницкой площади, поражает великолепием и говорит о том, что строение служило триумфальной аркой в средние века. Туристам, желающим полюбоваться панорамой, можно подняться на башню, преодолев ее 138 ступеней. Вид с нее открывается фантастический.

Среди интересных фактов о башне можно выделить тот, что в средневековье его крыша была украшена пластинами из чистого золота. Важнейшие элементы композиции тоже были золотыми. Теперь фасад украшен гербом района Старое Место (в свое время он был отдельным городом) и гербами земель и территории, принадлежавших стране во времена правления Карла IV. Замыкают композицию статуи королей Карла IV и Вацлава IV (именно при них возводили легендарный мост). На третьем ярусе распложены Войтех и Сигизмунд – покровители Чехии.

Две западные башни строились в разные годы, но сейчас соединены стенами и воротами. Так как в свое время они служили укрепительными сооружениями, декор почти отсутствует. На воротах изображен герб района Мала Страна и Старое Место. Здесь же находится и герб региона Богемия. Низкая башня осталась от разрушенного Юдитина моста. Первоначально она была построена в романском стиле, однако сейчас башня перестроена и принадлежит стилю Ренессанс. На более высокой Малостранской башне, как и на Староместской, есть смотровая площадка.

Описание Карлового моста не может быть полным без упоминания о его статуях. Изваяния не были построены одновременно с ним, а появились уже в начале XVIII века. Их авторами стали известные мастера Ян Брокоф с сыновьями, Матиаш Бернар Браун и Ян Бедрих Коль. Так как статуи были созданы из хрупкого песчаника, сейчас их заменяют копии. Оригиналы выставлены на обозрение в Национальном музее Праги.

Статуя Яна Непомуцкого (почитаемого в стране святого) создана Яном Брокофом. По легенде в конце XIV века по приказу Вацлава IV Ян Непомуцкий был брошен в реку. Причиной тому стало неповиновение – духовник королевы отказался выдать тайну исповеди. Здесь и установлено изваяние святого. Статуя является любимой у туристов, поскольку считается, что она может исполнять заветные желания. Для этого нужно прикоснуться к рельефу на постаменте справа, а затем слева. Возле статуи находится скульптура собаки. Поговаривают, что если прикоснуться и к ней, то домашние животные будут здоровыми.

Ворота при входе на Карлов мост – еще одно излюбленное туристами место. Считается, что зимородки, вырезанные на нем, тоже могут исполнить желание. Для этого нужно только отыскать взглядом всех зимородков (их 5). С первого раза это не так просто!

Среди скульптур Карлова моста древнейшим является изображение Бородача. Это автопортрет одного из строителей. Сейчас он находится в кладке набережной. Он расположен на уровне воды таким образом, чтобы жители города видели, не грозит ли им наводнение.

Всего насчитывается 30 фигур из камня. Помимо вышеупомянутых, популярностью пользуются:


Входит в архитектурный комплекс и лестница на Кампу – монументальный неоготический памятник. Лестница ведет прямиком на остров Кампу. Она была построена в 1844 году, до этого здесь существовало деревянное строение.

Как добраться?

Мост соединяет исторические районы чешской столицы – Мала Страна и Старое Место. Адрес достопримечательности звучит просто: «Karlův most Praha 1- Staré Město - Malá Strana». Ближайшая станция метро и остановка трамвая имеют одинаковое название «Staromestska».

В любой сезон Карлов мост полон туристами. Тысячам людей интересны башни, фигуры и история архитектуры в целом. Помимо любопытных туристов здесь часто можно встретить художников, музыкантов и торговцев. Если вы желаете почувствовать мистичность этого места в тишине и спокойствии, приходите сюда ночью. Хорошие фото получаются вечером.

Карлов мост – самое романтичное, красивое и таинственное место в Праге. Это гордость всего чешского народа. Побывать здесь стоит непременно, ведь все без исключения могут загадывать желания, любоваться окрестностями, восхищаться статуями и декором башен.