Высотные самолеты. Самые высотные самолеты в мире

  • 13.03.2020

Профессия летчика обзавелась романтическим ореолом еще на заре авиастроения — каждый человек, взлетавший в небо, казался героем. За прошедшие десятилетия мало что изменилось — многие до сих пор считают возможность летать чудом. Сами летчики, впрочем, общаются с самолетами на «ты», выжимая максимум из летающих машин. Мы вспомнили семь самых интересных авиационных рекордов в истории.

Рекорд скорости самолета

Рекорд в 3529,56 км/час был зафиксирован на километровом тренировочном маршруте ВВС США, когда капитан Элдон У. Джоэлц и майор Джордж Т. Морган пилотировали самолет Lockheed SR-71A на высоте 26 километров. В 1990 году этот рубеж мог быть побит — подполковники ВВС США Джозеф Вид и Эдвард Ялдинг достигли отметки в 3609 км/час, но рекорд не был засчитан — пилоты не пролетели через специальные измерительные пункты.

Рекорд высоты (для самолетов с реактивными двигателями)

Этот рекорд поставил советский летчик Александр Федотов. Пилотируя МиГ-25, Федотов взял рекорд «горкой» — разогнал самолет до 3000 км/ч, после чего начал резко набирать высоту и, достигнув отметки в 37 650 метров, направил самолет вниз. Эта высота была взята без весовой нагрузки самолета, но нагруженная машина проявила себя немногим хуже — она добралась до 37 080 метров.

Максимальное количество сбитых в одном бою самолетов (среди советских летчиков)

6 июля 1943 года, во время патрулирования воздушного пространства в составе группы истребителей Ла-5 старший лейтенант Александр Горовец столкнулся с большой группой (от 20 до 50) немецких бомбардировщиков. Товарищи Александра схлестнулись с «Мессершмиттами» в то время, как он в одиночку взялся за бомбардировщики. В бою Александр сбил девять бомбардировщиков (один — тараном), что является лучшим результатом среди советских летчиков. Но сам пилот не выжил — немецкие истребители подбили его во время возвращения на аэродром. Катапультироваться Горовец не успел.

Рекорд по установлению рекордов

Самолет Ан-225 «Мрия» был создан для нужд советской космической программы и предназначался для транспортировки крупногабаритных грузов (например, космических кораблей). «Мрия» установила 240 мировых рекордов, и в их число входят: максимальный вес коммерческого груза (247 тонн), максимальная грузоподъемность (253,8 тонн) и самый тяжелый моногруз (187,6 тонн — столько весил генератор со специальной рамой для ереванской электростанции). Самый интересный рекорд был поставлен 27 сентября 2012 года — тогда «Мрия» подняла на высоту 10 500 метров галерею из 500 картин авторства 120 художников, став площадкой для самой высокой выставки мира.

Рекордная скорость посадки гражданского самолета

Во время выполнения регулярного рейса Калининград-Одесса экипаж самолета Ту-134 был предупрежден о погодных условиях и получил рекомендации по снижению скорости. Пилоты самолета игнорировали предупреждения приборов и отключили сигнализацию, которая реагировала на высокую скорость. На посадку самолет зашел со скоростью 440 км/час (рекомендуемая — 330 км/час), а коснулся полосы на 415 км/час, не выпустив закрылки. Самолет пронесся через всю посадочную полосу, остановившись в полутора метрах от схода на грунт. К счастью, обошлось без жертв. Так, при жестком нарушении инструкций и дисциплины был установлен мировой рекорд. Какиими были дальнейшие приключения веселого экипажа самолета, история умалчивает.

Рекорд скорости гражданского самолета

Август 2010

Самолет Gulfstream G650 достиг максимальной скорости в 1219 км/час в небе над Джорджией. Для этого пилоты Том Хоум и Гарри Фримен пустили самолет в пике под углом в 16-18 градусов. Этот самолет является транспортом бизнес-класса и перевозит всего восемь пассажиров. Gulfstream G650 отлично справляется с дальними дистанциями — самолет преодолевает без посадки более 11000 километров на скорости 906 км/час.

Самый большой пожарный самолет

Evergreen 747 Supertanker был переделан из Boeing 747-100. Этот самолет способен поднять на борт 77 600 литров средств для тушения, что делает его самым большим пожарным самолетом. Сейчас самолет базируется в США, но при необходимости отправляется туда, где нужна помощь. Так, впервые самолет проявил себя в Куэнке (Испания). В 2010 году Evergreen тушил пожар в Израиле на горе Кармель, а в 2011-м был применен при сложном пожаре в Аризоне.

1. МиГ-25 3.2М

Советский одноместный сверхзвуковой высотный перехватчик, спроектированный конструкторским бюро Микояна - Гуревича.
Легендарный самолет, на котором установлено несколько мировых рекордов, в том числе и рекорд скорости, однако как водилось в СССР о многом умалчивали. По словам генерального конструктора Р.А.Белякова, превышение МиГом скорости М=3 снижало ресурс планера, но не приводило к повреждению самолета или двигателя. со слов знакомых летчиков, самолет неоднократно преодолевал порог в 3,5М, однако официально такой рекорд зафиксирован не был.
Самолет Миг-25 6 сентября 1976 года был угнан лётчиком ВВС СССР Виктором Беленко в Японию. Самолет вернули, но перед этим его разобрали до винтика. Новые самолеты были доработаны и получили индекс МиГ-25ПД, все стоявшие на вооружении, модернизировали и наградили индексом МиГ-25ПДС.
Беленко в аэропорту Хакодате стрелял из пистолета не давая приблизиться “япошкам” к МиГу, требовал зачехлить самолет, однако комиссия расследовавшая инцидент, пришла к выводу, что перелет был умышленным, хотя и без явных изменнических целей.

2. Локхид SR-71 3.2М

стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird». Самолет прославился своей ненадежностью, за 34 года потеряно 12 самолетов из 32 существующих.
Главным маневром самолета при уходе от ракет был набор высоты и разгон. В 1976 году SR-71 “Blackbird” установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с прямоточными двигателями - 3529,56 км/ч

3. МиГ-31 2.82М

двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых, предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.
Максимальная допустимая скорость на высоте: 3000 км/ч (2,82 М)

4. Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» 2,5М

американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году.
Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (2,5+ Маха)

5. Дженерал Дайнэмикс F-111 2,5М

двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, самолет тактической поддержки с изменяющейся геометрией крыла.
Максимальная скорость: на высоте: 2655 км/ч (2,5 Маха)

6. Су-24 2,4М

советский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Со слов знакомых летчиков, самолет оборудован системой автопилота, способного управлять самолетом на сверхмалых высотах, удерживая, например, 120 метров над землей, однако не многие летчики могли выдержать морально работу автопилота, самолет на высокой скорости приближался к подъему земной поверхности, скалы и т.д. и точно на расстоянии 120 метров делал маневр набора высоты.

7. Грумман F-14 «Томкэт» 2,37М

Реактивный перехватчик, истребитель-бомбардировщик четвёртого поколения, с изменяющейся геометрией крыла. Разработан в 1970-х для замены«Фантомов».

8. Су-27 2.35М

Советский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания господства в воздухе.
Благодаря управлением вектором тяги самолет способен творить чудеса, “Кобру” и “Чакру Фролова”. Такие фигуры высшего пилотажа показывают возможность удерживать самолёт от сваливания на углах атаки, превышающих критический.

9. МиГ-23 2.35М

Советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Истребители МиГ-23 участвовали во многих вооруженных конфликтах 1980-х годов
Максимальная допустимая скорость, км/ч 2,35М

10. Грумман F-14D «Томкэт» 2.34М

Модификация F-14D отличалась от предыдущих более мощным радаром Hughes AN/APG-71, система позволяет сопровождать 24 цели и совершать захват и запуск ракет по 6 из них одновременно, на различных высотах и дальностях, усовершенствованной авионикой и переоборудованной кабиной. Всего было построено 37 самолётов этого типа, ещё 104 переделали из ранее выпущенных F-14A они имели обозначение F-14D

Су-27 – 2500 км/ч

Су-27 - советский/российский многоцелевой высокоманёвренный всепогодный тяжёлый истребитель четвёртого поколения, разработанный «Компанией „Сухой“». Задумывался как прямой конкурент крупным истребителям четвёртого поколения, сконструированным в Соединённых Штатах, таким как Grumman F-14 Tomcat и F-15 Eagle. Первый полет опытного образца Су-27 состоялся 20 мая 1977 года, а в 1985 он поступил на вооружение советских ВВС. На сегодняшний день является одним из главных истребителей России, его модификации стоят на вооружении Индии, Китая и многих других стран.

General Dynamics F-111 – 2655 км/ч


General Dynamics F-111 - сверхзвуковой американский тактический бомбардировщик, самолёт воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, разработанный в 1960-х годах компанией General Dynamics. Свой первый полёт он совершил 21 декабря 1964 года, а 18 июля 1967 был введён в эксплуатацию. Принимал широкое участие в боевых действиях во Вьетнаме. Всего за время производства для ВВС США и ВВС Австралии было выпущено 562 экземпляра.

McDonnell Douglas F-15 Eagle – 2665 км/ч


McDonnell Douglas F-15 Eagle - всепогодный тактический истребитель, разработанный в начале 70-х годов компанией McDonnell Douglas (теперь Боинг), по заказу ВВС США для завоевания превосходства в воздухе. Первый его полет состоялся в июле 1972 года. В 1974 г. был введён в эксплуатацию. Экспортируется в Израиль, Японию, Сингапур и Саудовскую Аравию.

МиГ-31 – 3000 км/ч


МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой тяжёлый истребитель-перехватчик. Работы по его созданию начались в ПАО «РСК „МиГ“» в 1968 году. Первый полет состоялся 16 сентября 1975 г. Самолёт был построен на базе одноместного МиГ-25, прежде всего, для прикрытия территории СССР от удара крылатыми ракетами со стороны Арктики, где не было сплошного радиолокационного поля. Является первым советским истребителем четвёртого поколения.

North American XB-70 Valkyrie – 3309 км/ч


North American XB-70 Valkyrie - прототип американского стратегического бомбардировщика, который должен был летать на высоте 21 тыс. м со скоростью в три раза превышающую скорость звука. Всего было построено два экземпляра. Первый экспериментальный самолёт XB-70 Valkyrie впервые поднялся в воздух 21 сентября 1964 года, второй - 17 июля 1965. Один из самолётов сейчас находится в Национальном музее ВВС США близ города Дейтон, штат Огайо. Второй 8 июня 1966 года во время полёта в формирование нескольких самолётов, столкнулся в воздухе с истребителем Lockheed F-104 Starfighter, упал на землю и полностью разрушился.

Bell X-2 – 3370 км/ч


Bell X-2 - американский экспериментальный самолёт, предназначавшийся для исследований аэродинамических и термодинамических характеристик во время полёта на скоростях от 2 до 3 М (число Маха). Его разработка началась в 1945 году компанией Bell Aircraft Corporation совместно с NACA и ВВС США. Создание самолёта X-2 было закончено в 1952 году, и в 1953 начались его испытания. Всего было построено два экземпляра. Оба потерпели катастрофу, после чего исследования были прекращены.

МиГ-25 – 3470 км/ч


МиГ-25 - сверхзвуковой советский/российский истребитель и самолёт-разведчик, первый в мире серийный истребитель, достигший скорости более 3 тыс. км/ч. Был разработан компанией АО «РСК „МиГ“» в начале 1960-х годов. Является последним самолётом сконструированным Михаилом Гуревичем до его выхода на пенсию. Первый полет опытного образца состоялся в 1965 году, а в 1970 г. он был введён в эксплуатацию. Всего произведено 1190 экземпляров.

Lockheed YF-12 – 3661 км/ч


Третье место в списке самых быстрых пилотируемых самолётов мира занимает Lockheed YF-12 - американский прототип перехватчика, разработанный знаменитым авиаконструктором Кларенсом Джонсоном на базе высотного самолёта-разведчика Lockheed A-12. Данный самолёт является крупнейшим в мире пилотируемым перехватчиком. Впервые он поднялся в воздух 7 августа 1963 года. Всего было произведено три YF-12, каждый из которых оценивается приблизительно в $ 18 миллионов. После серии лётных испытаний, проект был закрыт.

Lockheed SR-71 Blackbird – 3818 км/ч


Lockheed SR-71 Blackbird - американский стратегический самолёт-разведчик, разработанный в конце 50-х годов компанией Lockheed на базе самолёта Lockheed A-12. Является первым летательным аппаратом, созданным с применением стелс-технологий. Первый его полёт состоялся 22 декабря 1964 года. Он стоял на вооружении США с 1964 по 1998 и активно использовался для шпионажа. Всего было произведено 32 самолёта, 12 из которых потерпели крушение в результате несчастных случаев (ни один не был сбит).

North American X-15 – 7274 км/ч


North American X-15 - гиперзвуковой экспериментальный самолёт-ракетоплан, который установил ряд мировых рекордов скорости и высоты (107,96 км). Работы по его созданию начались в 1955 году и были поручены компании North American Aviation. Всего было произведено три опытных образца. 10 марта 1959 г. машина впервые поднялась в воздух. На протяжении девяти лет - с 1959 по 1968 г. из запланированных 200 испытательных полётов X-15 осуществил 199. Рекордным, стал полет пилота Joe Walker 22 августа 1963.

С древнейших времен человек стремился в небо, но развитие технической мысли не позволяло осуществить заветную мечту. Но попытки покорить воздушное пространство предпринимались неоднократно. Первый самолет братьев Райт оторвался от земли и поднялся на 3 м, что стало прорывом и началом эры авиации. В авиации существует понятие динамический потолок, то есть максимальная высота полета летательного аппарата. Вот сегодня и рассмотрим, на какой высоте летают военные аппараты, а также пассажирские лайнеры.

Для таких типов самолетов высота полета является основной характеристикой, так как эта боевая машина предназначена для уничтожения воздушных целей, и завоевания господства в воздухе.

Под таким наименованием американским КБ «Lockheed Martin» было создано целое семейство боевых машин многофункционального назначения. Сегодня на вооружении состоит палубный истребитель, наземный истребитель, и самолет с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Практический потолок высоты этих истребителей 18200 м. Многофункциональные истребители пятого поколения F-35 уже поступили на вооружение подразделений ВС США, Великобритании, Израиля и Австралии. Планируется поставить самолеты, способные нести ядерные заряды, в армии Японии и Италии.

«Хищная птица», именно так переводится название этого многоцелевого истребителя ВВВС США, была принята на вооружение в 2005 году. F-22 стал первым самолетом пятого поколения в армии Соединенных Штатов.

На сегодня произведено 197 машин, а общая стоимость проекта составила почти 67 млрд долларов США. Истребитель, практический потолок которого равен 20 000 м., впервые был применен в боевых действиях против исламистов в Сирии. Многие специалисты критикуют модель за дороговизну, малую маневренность, а также другие технические недостатки.

Многоцелевой истребитель пятого поколения, созданный китайскими конструкторами, в первый раз поднялся в воздух в октябре 2012 года, и сейчас испытания уже подходят к концу.

В один из испытательных полетов боевая машина достигла высоты 18 000 метров, но создатели заявляют, что это не предел, и после некоторой доработки J-31 сможет преодолеть отметку в 20 тыс. метров. Новый китайский истребитель назвали «Кречет», но на выставках пока используют бортовой номер первого испытательного образца «31001».

Перспективный российский проект пока в стадии разработки, но испытательные полеты СУ-57 уже в завершающей стадии, и вскоре боевой истребитель пятого поколения станет на боевое дежурство ВКС России.

Свой первый полет истребитель с заводским индексом Т-50 совершил в 2010 г, а уже через 3 года началась серийная сборка опытных образцов. Динамический потолок достигается за счет технологичного высотного оборудования самолета и особой аэродинамической конструкции, за счет чего Су-27 может подняться на высоту 20 000 м.

На сегодня самолет-перехватчик, созданный в конструкторском бюро имени Микояна, самый скоростной и высотный самолет среди машин данного типа.

Практический потолок боевой машины, состоящей на вооружении ВКС Российской Федерации, составляет 20 600 м. Отметим, что Миг-31 единственный самолет в мире, способный перехватывать низколетящие крылатые ракеты. Сейчас ведутся работы, чтобы модернизировать перехватчик в высокосортной многофункциональный истребитель пятого поколения.

Самолеты-разведчики

Чтобы их не обнаружили наземные средства слежения, такие типы самолетов проектировались таким образом, чтобы проводить разведку на максимально больших высотах.

Тактический бомбардировщик В-57 выполнял также разведывательные функции, а поступил на вооружение ВВС США в 1954 г. Сегодня проект закрыт, но два самолета в экспериментальных целях используются NASA.

В свое время широко использовался в районах проведения армией США боевых действий, а также состоял на вооружении армий Тайваня и Пакистана. Практический потолок равен 13 745 м, хотя модифицированный RB-57F мог совершать разведку на высоте 22 860 м.

Высотный самолет-разведчик был принят на вооружение ВВС США в 1957 г. и используется до сих пор. Сегодня на вооружении состоит 35 боевых машин, которые активно используются по своему прямому назначению.

Естественно, что за такой длительный период эксплуатации, U-2 прошел не через одну модернизацию. Динамический потолок современных моделей составляет 26 800 м. Хотя в тактико-технических характеристиках последней модели U-2S потолок высоты засекречен.

М-55 «Геофизика»

В 1988г в вооруженные силы Советского Союза поступил высотный дозвуковой разведчик М-55, получивший по классификации НАТО прозвище «Mystic-B».

Над созданием таких типов самолетов в СССР задумались после того, как в 1960 г. сбили над своей территорией американский разведчик U-2. В конце 60-х годов конструкторское бюро В. Мясищева начало работу по созданию советского разведчика. М-55 – это самолет двухбалочной конструкции со свободнонесущим крылом, и его потолок высоты 21 550 м. Сегодня в ВКС России осталась одна машина М-55.

Высота полета для гражданских самолетов не так важна, но все же есть случаи, когда набор высоты просто необходим, к примеру, чтобы обойти грозовой шторм.

Советский авиалайнер, модернизированный уже в период новой России, эксплуатируется на воздушных трассах с 1972 года. Модель отлично зарекомендовала себя как в дальнемагистральной авиации, так и в полетах на небольшие расстояния.

Максимальная высота, на которой может проводить полет российский авиалайнер Ту-154 равна 11 100 метрам. Интересно, что некоторым самолетам этого типа присвоены собственные имена. А после того как самолет спишут, имя переходит новому борту.

Один из лучших авиалайнеров мира, сегодня стал самым массовым за всю историю пассажирского авиастроения.

Пассажиры отмечают не только комфорт, но и безопасность полета. В рамках нашего обзора отметим, что максимальная высота, на которую может подняться одна из модификаций, а именно Boeing 737-500 равна 11 300 м. этот факт вводит этот авиалайнер в Топ-10 самых высотных пассажирских самолетов мира.

А вот о самых опасных самолётах в мире на сайт есть очень интересная .

А380

Реактивный широкофюзеляжный авиалайнер компании «Airbus S.A.S.» самый крупный самолет этого типа. На воздушные авиалинии он встал в 2007 г, и зарекомендовал себя как безопасный и комфортабельный вид воздушного транспорта.

А380 может развивать большую скорость на различных высотах, а практический потолок равен 13 115 м, что является рекордом среди пассажирских авиалайнеров. Надежность самолета привела к тому, что стали изготавливать модели по специальным заказам.

Российский широкофюзеляжный самолет начали эксплуатировать в 1993 г, и сегодня это один из самых популярных дальнемагистральных лайнеров с дальностью полета в 13 000 км.

Кроме рекорда расстояния, российский Ил-96 может совершать полет на высоте 12 000 м, что делает его абсолютным рекордсменом среди российских пассажирских лайнеров данного типа.

Исторические рекордсмены высоты

В свое время эти летательные аппараты удивили мир своими тактико-техническими и летными характеристиками, и вошли в историю, как самые высотные в мире.

SR-71

Этот летательный аппарат, эксплуатируемый с середины 60-х годов до 1998 года, многие специалисты и любители авиации называют самым красивым самолетом всех времен. За все время эксплуатации ВВС США не потеряли ни одной машины, хотя 12 раз SR-71 терпел катастрофу из-за ошибки пилота или технических неполадок.

Но не только красота выделила его в ряду других летательных машин. Этот стратегический разведчик выделяет и высокая скорость. Lockheed SR-71 смог в свое время подняться в небо на высоту 26 000 метров. Дорогостоящий проект был закрыт, хотя многие отмечали его перспективность.

Самолет оперативной разведки МиГ-25РБ был модифицированной моделью советского истребителя-перехватчика. Как и прототип, самолет-разведчик мог развивать высокую скорость, а также подниматься на высокую высоту.

Динамический потолок модели 25 РБ был 23 000 м. Сегодня он снят с эксплуатации в российской армии, так ему на смену пришли более эффективные боевые машины. Но некоторые экземпляры легендарных МиГ-25 продолжают боевые вылеты в ВВС Алжира и Сирии.

Ракетоплан не пошел в серийное производство, и было сконструировано лишь несколько опытных экземпляров. Х-15 стал историческим летательным аппаратом, который смог подняться на высоту 107 960 м. Этот рекордный вылет состоялся в 1963 г, и летчик Джозеф Уокер, поднявший свою машину на такую высоту, развил скорость в 6 тыс. км/час. Это был самый высокий полет за всю историю авиации, а главное, удивил общественность, специалистов и всю редакцию сайт. В 1970 г по ряду причин проект был закрыт, но несколько прототипов используется NASA для проведения экспериментов, и подготовки астронавтов.

Рекорды высоты, поставленные разными типами самолетов

В завершение нашего обзора, для общей картины представим интересные факты поставленных высотных рекордов различными летательными аппаратами в разные периоды истории мировой авиации.

Самолет братьев Райт

В 1903 году летательный аппарат братьев поднялся на высоту 3 метра, что стало на то время абсолютным рекордом среди всех предыдущих попыток человека подняться в небо.

Два рекорда

В 1959 году пилот Б. Джордан установил на самолете Локхид F-104 «Старфайтер» сразу два рекорда для машин с турбореактивным двигателем. Это был рекорд по скорости, а также рекорд по высоте. Он поднял самолет на высоту 31 534 м.

Ощутил невесомость

Советский боевой летчик Георгий Масолов в 1961г на облегченной версии самолета МиГ-21Ф-13 установил абсолютный рекорд для истребителей, подняв боевую машину на высоту 35 000 м. Во время полета летчик несколько минут находился в состоянии невесомости.

Боевой вылет

В 1977 году летчик Александр Федотов на МиГ-25 поднялся на высоту 37 650 м. Системы самоконтроля отметили, что летчик испытал большие перегрузки.

Винтовой самолет

Винтовой самолет Grob Strato 2C в 1995г побил рекорд для этого типа самолетов, и поднялся на высоту 18561 м.

В ходе экспериментальных полетов, проводимых NASA, беспилотник NASA Helios поднялся на высоту 29 524 м., что стало абсолютным рекордом среди летательных аппаратов, не оснащенных реактивными двигателями. Этот аппарат движется только за счет солнечной энергии.

Космический пилотируемый аппарат SpaceShipOne

В октябре 2004 года пилот Уильям Бинни поднял частный пилотируемый корабль с ракетным двигателем на высоту 112 000 м.

Смотря в небо, можно было только прикинуть, на какой высоте летают самолеты, но точно это определить не представляется возможным без специального оборудования. Ситуация меняется, если Вы находитесь внутри авиалайнера; отсюда Вам намного легче определить высоту самолета, так как в салоне может быть расположено специальное табло, на котором будет выводиться информация о состоянии полета. В статье мы узнаем, какая максимальная высота у современных летательных аппаратов и кто установил этот рекорд.

В целом существует несколько факторов, которые влияют на выбор оптимальной высоты самолета:

  • Модель самого самолета
  • Его скорость движения
  • Расход топлива
  • Количество кислорода в воздухе

Чем выше мы будем подниматься над землей, тем разреженней будет становиться воздух вокруг. На больших высотах скалолазы и альпинисты используют специальные кислородные маски, а салоны самолетов герметичны и содержат достаточное количество воздуха для комфортного дыхания. Эти факторы говорят о том, что человек не сможет находиться так высоко в атмосфере без использования специального оборудования.

Однако для самолетов и вообще любых быстролетающих аппаратов такой разреженный воздух играет на руку, так как он снижает сопротивление воздушных потоков. Это влияет на общий расход топлива, так как меньше энергии тратится на преодоление силы трения о воздух, соответственно, нужно меньше топлива для большей скорости. Поэтому наблюдается зависимость скорости от возможной высоты.

Очень высоко авиалайнер тоже не сможет летать, так как воздушные потоки, пусть и разреженные, но необходимы ему для поддержки крыльев, работая по аналогии воды для корабля. Поэтому выше 12000 метров пассажирские самолеты не будут летать, так как потеряют так нужную им воздушную опору. Получается, чем больше высота полета, тем меньший расход топлива и меньше цена на билет; этими двумя факторами и руководствуются авиационные компании.

Служба авиадиспетчеров

В наше время в небе осуществляют перелеты очень много самолетов. За слежением и высчитыванием идеальной высоты следят авиадиспетчерские службы. Используя свое оборудование, они обрабатывают и отвечают на запросы пилотов, следят за погодой, зонами турбулентности, и за тем, что бы самолеты летали каждый по своему маршруту во избежание столкновений.

При создании маршрута учитывается прогноз погоды, атмосферное давление, возможные стихийные бедствия, политические ситуации на территории государств. Существует некий диапазон высот, в пределах которых обычно пролетает лайнер, и на изменение высоты выше или ниже требуется разрешение диспетчера – этот диапазон именуют эшелоном. Кроме того, есть еще боковое эшелонирование; это когда расстояние между двумя бортами составляет более 10000 метров, и удерживается во избежание завихрений воздуха.

Особенности полета непассажирских самолетов

По вполне разным причинам пассажирские летательные аппараты имеют очень разную высоту полета. Если гражданский борт оснащен реактивным двигателем, то он будет лететь на расстоянии около 12000 метров от земли. Из числа подобных самолетов достижение подобной высоты принадлежит Boeing 737-400. Характеристики самолета Аэробус А310 позволяют набрать высоту в 11 тысяч метров.

Самолеты, перевозящие грузы, они же грузовые лайнеры, мало чем отличаются от обычных пассажирских самолетов, и обладают тем же принципом экономичности. Самолеты, скорость которых составляет около 300 км/ч, летают на высоте в 2000 метров. Этот параметр так же зависит от модели самолета и его технических параметров.

Что касается негражданских самолетов, то они обладают специально спроектированной конструкцией, которая помогает им брать сверхзвуковые скорости и не быть обнаруженными. Боевые летательные аппараты преимущественно летают на высотах превышающих 15 тысяч метров. Некоторые из них, благодаря своей специфической конструкции и вовсе способны брать высоту в 25 километров.

В свое время МиГ-21 являлся наиболее распространенным боевым летательным аппаратом в мире, в СССР его выпускали в разных модификациях в период с 1959 по 1985 год. Летательный аппарат отлично себя показал в период военных действий во Вьетнаме; благодаря своей поразительной маневренности он умел уклоняться от летящих в него ракет и более чем благополучно сражаться с американским F-4 Phantom. В свое время он поставил несколько рекордов по высоте полета.

МиГ-25 – король неба

Однако рекорд высоты на самолете сейчас уже принадлежит легендарному МиГ-25, который набрал высоту на тестовых испытаниях в 37650 метров. Несмотря на свое не очень привлекательное название, вселяющий страх вид и хорошие технические показатели, он действительно обладает одной из наиболее высоких возможных высот среди самолетов своего класса. Этот аппарат был разработан СССР специально для борьбы с американскими сверхзвуковыми бомбардировщиками, которые так и не были созданы.

У самолета очень высокая скорость полета, и он способен нести на борту существенный бомбовой груз. Из расчета своих технических параметров истребитель мог бы прекрасно справляться с обороной воздушного пространства от проникновения американцев. Однако надежды, которые полагались на него, так и не оправдались.

Несмотря на свои превосходные технические данные, он все же имел недостатки в собственной конструкции, к тому же, исчез главный аспект, с целью которого он создавался. Все эти факторы означали, что его конкурентоспособность значительно ослабла сравнительно с лучшими истребителями того времени, к тому же содержание МиГ-21 обходилось дешевле. Поэтому самолет вскоре перестал присутствовать в мировых военных арсеналах, за исключением некоторых возможных отдельных единиц.

МиГ-25 обладает поистине поражающими воображение способностями. Его скорость в обычном режиме составляет Мах 2,5, однако это не предел — самолет способен развить Мах 3, но этого никто не делает, так как появляется вероятность разрушения двигателя. Воздушный аппарат предназначался для ведения воздушной разведки, оснащался мощными ракетами Р-40 типа воздух-воздух с радиусом действия 80 километров, обладал продвинутым фотографическим и электронным спецоборудованием.

Одним из главных недостатков МиГ-25 стал большой вес, значительно больший, нежели у его западных конкурентов. Его маневренность и управление сильно страдали на высоких скоростях и небольших высотах; в обстоятельствах обычного воздушного боя его радар обладал довольно ограниченными способностями по сравнению с другими вражескими истребителями, а трудности пилотирования на небольших высотах означали, что быть эффективным в подобных операциях он попросту не сможет. Подобные несовершенства самолета могли быть прощены, если бы его использовали хотя бы один раз в операции перехвата на большой высоте, однако намного чаще его использовали для других целей.

Почти все эти самолеты были сняты с вооружения стран после развала СССР. Он послужил базой для создания одного из лучших истребителей – МиГ-31. Тем не менее рекорд максимальной высоты полета самолета по сей день принадлежит ему.