Плавдача для самостоятельной постройки. Плавучие дачи

  • 19.01.2020

Практически всем людям, за небольшим исключением приверженцев урбанистического стиля жизни, свойственно тянуться к естественной природе. Поэтому каждый в меру своих возможностей тем или иным способом пытается достичь этого. Кто-то выезжает за город, более состоятельные люди путешествуют по экзотическим странам, менее — исследуют живописные уголки отечества. А кого-то манит плавучая дача, расположенная на небольшом водоеме в нескольких часах езды от города.

Дача на воде

Что же делать, если нет никакой возможности приобрести хотя бы клочок земли? В таких случаях и, конечно же, по непреодолимому желанию отдыхать именно так, для вас подойдет как раз вариант с обустройством жилого строения непосредственно над водной гладью. История водных домов исчисляется столетием, а география интересна и разнообразна.

Небольшой экскурс в историю

Более сотни лет назад в период, когда Индия была английской колонией, именно англичане начали строительство плавающих домов на индийском озере Дал. Подвигнул их на это махараджа столицы индийского штата Кашмир города Шринагар запретом на продажу земли под строительство домов иностранцам.

Находчивые любители отдыха в этих прекрасных местах стали строить дома на воде.

И теперь озеро Дал может похвастать не только плавучими дачами, но и:

  • Магазинами.
  • Дворцами.
  • Храмами.
  • Гостиницами.
  • Особняками.

Дома на воде очень популярны и во многих других странах, к примеру, Франция, Германия и Англия также славится обилием жилых строений на воде.

Отдельно следует отметить Голландию. Общей сложностью здесь насчитывается до десяти тысяч плавающих домов, вблизи Амстердама существует целый современный район плавдомов — Ибург. На каналах Амстердама постоянно проживает в таких домах свыше 2 500 семей.

Особенности домов на воде

Домик для отдыха на воде имеет значительные преимущества для любителей рыбалки и плавания. Проснувшись утром, можно прыгнуть в воду или устроится половить рыбку буквально с порога дома.

Строится дача над водой практически так же, как и обычная, с той только разницей, что ее основанием будет не , а понтон.

Интересно!
Дачей, конечно, может служить и комфортно обустроенный самоходный катер или какое-нибудь списанное плав средство, переоборудованное под жилье.

Итак, небольшая инструкция по обустройству и эксплуатации плавучей дачи:

  • Понтон для плавучего дома выполняется из железобетонных сборных элементов, либо из качественной стали.

  • Лучшим местом для расположения домика будет внутренний водоем (озеро, пруд), там, где отсутствует сильное волнение воды:
    • Волна не больше одного метра.
    • Скорость ветра не превышает 15 м/сек.
    • Ежедневное течение не влияет на местоположение строения.
  • Поскольку качки на воде все же не избежать, рама дома выполняется из стали при помощи сварки, что позволит не допустить изменение геометрии сооружения (иными словами перекосов).
  • Исходя из того же, отделочные работы выполняются облицовочными панелями, у которых есть возможность «свободного движения». Штукатурить и шпаклевать не рекомендуется, так как при максимальном волнении и даже временных деформациях корпуса такие поверхности пойдут трещинами.
  • Качественно выстроенный плавучий дом не боится морозов и льдов. При соответствующих мерах по утеплению конструкций такая дача может служить круглый год. Имея такой домик можно заняться моржеванием, купаясь в проруби. Для любителей попариться зимним деньком, актуально оборудовать сауну.

К сведению!
Быстрей всего обустраивать дачные дома из блок-контейнеров заводского изготовления.
Для водоплавающего варианта останется только смастерить понтон, а затем установить и состыковать на нем готовые секции, выполненные по индивидуальному заказу.

  • Все коммуникации следует тщательно загерметизировать , так как влажность в строении будет высокой.
  • Нагрузку желательно распределить равномерно по периметру строения .
  • На двери рекомендуем установить доводчики , автоматическое закрывание позволит в непогоду избежать луж на полу.

Нюансы жизнеобеспечения

При проектировании дома не забудьте о системах жизнеобеспечения:

  • Если вы планируете и имеете такую возможность подключить дом к береговым инженерным коммуникациям, то нужно позаботиться лишь о разводке соответствующих трубопроводов и установке санитарно-технического оборудования.
  • В случае автономного существования вам понадобятся резервуары для:
    • Запаса питьевой воды.
    • Хранения топлива.
    • Сбора сточных вод.
  • можно решить двумя способами:
    • Установкой стальной или чугунной печки-камина.
    • Устройством «теплого пола» плюс электро- или газовые конвекторы.

Внимание!
Плавучий дом, в силу своей специфики, должен быть обеспечен как средствами пожаротушения, так и средствами спасения на воде.
Как минимум стоит обзавестись спасательными жилетами и надувной резиновой лодки.

  • Когда плавающий дом невозможно подключить к центральной электросети, его энергообеспечение можно решить приобретением мобильного генератора. Для освещения дома и обеспечения работы бытовых электроприборов достаточно агрегата, рассчитанного на 100 кВт.

Более мощный генератор вряд ли понадобится, а цена подобных товаров возрастает параллельно с повышением этого параметра.

Совет!
В случае, когда ваш плавающий домик используется на небольшие периоды времени и по полгода стоит на рейде во льду, целесообразна аренда дизель генератора для дачи.
Стоимость услуги невелика, к тому же у вас будет шанс оценить возможности агрегата и впоследствии, при необходимости приобрести оптимальный вариант, не затрачивая лишних средств.

Еще один важный момент – якорь и любое другое средство, не позволяющее строению свободно передвигаться по водоему. Нередко владельцы таких домиков держат их возле берега, соединяя подвесным мостиком. А когда он «отчаливает» от материка, стопором могут служить пластиковые емкости с песком и землей.

Вывод

Как вы понимаете, плавучая дача своими руками возводится без использования каких-либо специальных инструментов и оборудования, основной момент, который может вас смутить – понтон. И если вы затрудняетесь создать его самостоятельно, то проще приобрести готовое изделие, подходящее под ваши желания.

В представленных фото и видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.






Под плавучей дачей обычно имеется в виду комфортабельное сооружение - домик на воде с просторными, в полный рост, внутренними помещениями, с малой осадкой, используемое для длительного отдыха на какой-либо закрытой акватории или даже для неторопливого плавания по реке.

В нашей стране плавучие дачи заметного распространения пока что не получили. Во-первых, потому, что промышленность до сего времени так и не наладила стабильный выпуск подобных судов для продажи населению. Несколько лет назад на двух предприятиях страны были изготовлены головные образцы дачи «Березка» (), но из-за высокой стоимости - цена оказалась вдвое выше, чем стандартного дачного домика такой же полезной площади, - реализация «Березок» стала проблематичной, предприятия вынуждены были отказаться от дальнейших работ.

Более приемлемой для потребителя - и по габаритам, и по стоимости - представляется плавдача «Аленушка», основные сведения о которой публикуются на страницах этого номера. Но перед желающим приобрести такое судно встает другая проблема: для неразборной плавдачи нужна оборудованная стоянка, возможности транспортировки ее к избранному для отдыха водоему ограничены - понадобятся грузовик с достаточно большими размерами кузова и подъемный кран для погрузки и спуска на воду. Конструкция плавдачи отличается значительной материалоемкостью, большой объем корпусных работ затрудняет организацию ее производства большей серией. Стальной корпус, являющийся основной причиной значительного веса судна, неудобен в эксплуатации тем, что будет требовать ежегодной окраски.

Видимо, отмеченных недостатков были бы лишены дачи-катамараны разборной конструкции (в качестве примера в подборке этого номера приводятся фотографии и основные данные такой плавдачи, выпускаемой в США). Такая конструкция представляется перспективной и благодаря возможности организовать производство на деревообделочных предприятиях с получением металлических понтонов цилиндрической формы по кооперации. А главное - намного проще решались бы вопросы хранения и переброски дачи на дальние расстояния в разобранном виде.

Еще более интересным выглядит предложение нашей промышленности освоить выпуск плавдачи-амфибии «Дон», которую можно транспортировать как прицеп за легковым автомобилем практически до любого водоема, где бы он ни находился. Проблемы стоянки, подъема и спуска на воду также решаются значительно проще. Однако уровень комфорта на легкой алюминиевой «коробке» с палаткой на ней будет, естественно, ниже того, что можно иметь на судне типа той же «Аленушки» с ее остойчивостью, стабильным микроклиматом, удобным стационарным оборудованием каюты.

Попутно можно высказать пожелание Горьковскому авиазаводу им. С. Орджоникидзе, заинтересовавшемуся этим проектом. Хотя бы часть этих лодок-прицепов целесообразно изготавливать с тормозным приводом на колеса, чтобы повысить грузоподъемность при движении за автомобилем до практически приемлемой цифры.

Ведь оговоренные первоначальным проектом 50 кг - это только лишь один 25-Сильный мотор, а нужно еще взять с собой запас бензина, спальные мешки и утварь, необходимую для действительно комфортабельного отдыха!

Любителям мастерить своими руками адресован наш очередной проект «КиЯ».

Габариты разборной плавдачи «Золушка» подобраны таким образом, чтобы строитель мог изготовить все ее секции в городской квартире. Собрать же судно можно на любой открытой площадке непосредственно на берегу. Жилая площадь - 3,8 м 2 - и объем этой мини-дачи невелики, но не следует забывать, что, как правило, плавучий домик оказывается комфортабельнее, чем палатка, которую к тому же после каждого перехода нужно ставить заново, подыскивая подходящее место на берегу.

Разумеется, если есть возможность, поплавки можно сделать сварными из алюминиевого сплава или из легкого пенопласта с оклейкой снаружи стеклотканью. Возможен и вариант с цилиндрическими надувными баллонами, которые еще больше упростят хранение и транспортировку судна.

В нашей подборке материалов о плавдачах публикуется и эскизный проект катера-дачи для открытой воды, выполненный японскими катеростроителями. В последние годы дачи подобного типа все чаще появляются в шхерах и на озерах Финляндии, в норвежских фьордах, у берегов Франции - всюду, где имеется возможность провести выходные дни в уютных морских бухтах или небольших провинциальных гаванях. Обладая высоким уровнем комфорта, такие катера-плавдачи должны быть и достаточно мореходными для совершения небольших морских переходов, их оборудование и эксплуатация уже мало отличаются от обычных прибрежных прогулочно-туристских морских катеров.

Редакция сборника будет признательна любителям, построившим или эксплуатирующим плавучие дачи, за сообщения об опыте их использования, а также предлагает читателям высказать свое мнение о целесообразности освоения плавдач в серийном производстве, их возможных типах и размерах.

Плавучая дача «Аленушка»

Образцы плавучей дачи «Аленушка», разработанной в НПО «Ритм», демонстрировались на ВДНХ, на выставках малых судов в Москве и Ленинграде, а также на выставке «Судостроение СССР и ГДР» в г. Ростоке. Небольшое количество этих судов было выпущено в торговую сеть Свирской судоверфью (Ленинградская область); плавдачи реализовывались по розничной цене 2500 руб.

Основные данные плавдачи «Аленушка»


Компактная и уютная самоходная четырехместная плавдача «Аленушка» вызвала определенный интерес специалистов и особенно - любителей отдыха на воде, была отмечена медалями ВДНХ.

По замыслу конструкторов, плавдача может быть использована как для прогулочных выходов с небольшой скоростью, так и для сравнительно продолжительного отдыха на реках, озерах и водохранилищах с удалением от берега до 1 км при высоте волны не более 0,5 м.

Скорость «Аленушки» на тихой воде при полной нагрузке и мощности подвесного мотора 18 л. с. составляет 9-10 км/ч (со стандартным винтом).

Корпус плавучей дачи изготовлен в виде сварного плоскодонного понтона упрощенной формы, собранного из гофрированных стальных листов толщиной 2 мм. Надстройка - деревянная с каркасом из брусков, облицованным снаружи и изнутри фанерными листами толщиной 6 и 3 мм соответственно.

На сравнительно небольшой площади понтона (12 м 2) удалось разместить две раздельные светлые каюты с камбузом и обеденным уголком, два открытых участка палубы (носовой - площадью 3,2 м 2 и кормовой - 1,2 м 2), а также солярий на крыше надстройки (7,6 м 2). В носовой и кормовой стенках надстройки сделаны удобные сдвижные двери. Высота надстройки такова, что во внутренних помещениях плавдачи можно свободно стоять во весь рост.

На крышу надстройки ведет стальной трап. На уровне палубы сделаны решетчатые бортовые потопчины для удобства прохода вдоль плавдачи.

Носовая и кормовая каюты разделены шкафчиками для одежды и бытовых принадлежностей. Над окнами закреплены полки для личных вещей. Четыре больших боковых окна (два из которых сделаны открывающимися) и небольшие иллюминаторы на сдвижных дверях обеспечивают хорошую освещенность помещений и обзор из кают.

Мягкие диваны, имеющиеся в обеих каютах, легко трансформируются в двуспальные койки. Под ними расположены рундуки для хранения постельных и бытовых принадлежностей. Обеденный уголок в носовой каюте оборудован складным столом и мягкими сиденьями. На камбузе, расположенном по правому борту в кормовой каюте, имеются мойка и бачок для пресной воды, столик для приготовления пищи с ящиками для хранения продуктов и посуды и гнездом для газовой плитки «Турист».

В корме установлен кронштейн для подвесного мотора, а на кормовой площадке с левого борта расположено место рулевого, оборудованное устройством дистанционного управления поворотом, реверсом и газом мотора; здесь же щиток для включения ходовых и стояночного огней, а также двух плафонов освещения в каютах. Питание электроэнергией осуществляется от аккумуляторной батареи, для размещения которой в кокпите предусмотрен специальный отсек.

Для швартовки и буксировки имеются четыре кнехта (по два в носу и в корме); дача комплектуется якорем с якорным канатом, отпорными крюками и огнетушителем.

«Аленушку» со снятыми потопчинами и мачтой можно перевозить в кузове грузового автомобиля (например, «МАЗ-535А» или «КРАЗ-255Б»); это позволяет в значительной мере расширить возможные зоны ее эксплуатации.

Непотопляемость обеспечивается блоками плавучести (пенопласт марки ПСБ) общим объемом 2,1 м 3 . Испытания показали, что при понтоне, заполненном водой до уровня комингса дверей, дача остается на плаву и имеет избыточный запас плавучести 350 кг.

На проект плавучей дачи «Аленушка» Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР выдано свидетельство на промышленный образец № 3525 от 6 апреля 1973 г.

Катер-плавучая дача «Янта»

Проект этой плавучей дачи на базе 9,5-метрового водометного катера с упрощенными обводами разработал Я. Кобачевский. Он же построил добротный корпус с двойной диагональной обшивкой из сосновых досок, облицованной снаружи 3-миллиметровыми листами сплава АМг-3. Достраивать плавдачу довелось мне. Задача эта осложнялась тем, что после кончины конструктора все сделанные им эскизы н схемы оказались утерянными.

В какой-то мере судно похоже на «Березку», проект которой опубликован в третьем выпуске «Катеров и яхт» (1964 г.), но, как выяснилось, корпус проектировался задолго до выхода сборника, а вот при достройке и оборудовании «Янты» широко использовались сведения из «КиЯ» н все доступные материалы.

Основные данные плавдачи «Янта»


В форпике хранятся якорная цепь длиной 20 м и два якоря Холла. В носу устроена «веранда» с двумя диванами-рундуками по бортам, накрытая легким дюралевым тентом из двух половин, соединяемых на рояльной петле.

Надстройка имеет размеры в плане 5,0X3,0 м. Стенки ее и крыша выполнены из бакелизированной фанеры толщиной 10 мм; крыша покрыта эпоксидной смолой. Высота стенок 1100 мм. Поскольку горизонтальный настил (пол) опущен ниже палубы (на 300 мм от ОЛ), высота помещений получилась равной 1800 мм. Для теплоизоляции по стенкам и подволоку проложен слой пенопласта. Внутренняя зашивка выполнена декоративной фанерой под красное дерево и пластиком с раскладками вдоль бимсов. Бортовые окна салона сделаны по типу троллейбусных с опускающимися стеклами, передние смотровые - выполнены из оргстекла.

В кормовой каюте, отделенной от салона сдвижной металлической дверью, оборудованы встроенные шкафы различного назначения, вешалки и полки. Здесь же расположены кухонный стол с полками, газовая плитка и мойка-раковина, в которую подается горячая и холодная вода. Рядом совмещенный санузел - душевая и гальюн.

В корме - в моторном отсеке - установлен автомобильный 45-сильный двигатель «Шкода 1201» с дополнительным кожухом на выхлопном коллекторе для подогрева воды. Под палубой подвешены два бензобака емкостью по 80 л; здесь же помещаются канистры и надувная лодка - тузик. Палуба «Янты» покрыта рифлеными резиновыми ковриками на глифталевом лаке.

Пост водителя размещается по левому борту в носовом салоне, у переднего стекла. Над головой водителя сделан световой фонарь из оргстекла.

Два года, зимой и летом мы всей семьей с большим увлечением работали на достройке и оборудовании плавучей дачи. И вот наступил долгожданный момент первого выхода «Янты» в плавание. Что же можно сказать в целом о нашем судне? Это надежный и комфортабельный плавучий дом. Из-за высокой каюты «Янта» имеет большую парусность, так что скорость находится в прямой зависимости от силы и направления ветра и колеблется от 15 до 20 км/ч. Большой вес обуславливает значительную инерцию. Надо было привыкнуть и к особенностям управления судном за счет реакции струи водомета.

Форма корпуса оказалась очень удачной - можно вылезать носом на берег чуть ли не на треть корпуса. Струя водомета, направленная под днище, легко поднимает корпус и стаскивает его с любой мели.

Ранним июльским утром «Янта» взяла курс на Большую Волгу. Пристроившись к каравану мелких судов, мы прошли пять шлюзов и вышли в Московское море. Следуем вверх по Волге. Сильный ветер, высокая волна, но «Янта» идет уверенно.

Заходим в живописный заливчик. Шелестит осока о борта. Лилии и кувшинки образуют здесь сплошной ковер. И дальше, на пути к Калинину, мы сознательно идем не по фарватеру, а вдоль берега, посещая мелководные заливы и устья лесных речушек. Дважды пришлось чистить водомет, пока не наловчились проходить заросшие места на малых оборотах - так водоросли не вырываются и не забивают движитель.

Первый отпуск на «Янте» мы великолепно провели на левом берегу Волги, напротив села Городня, в 207 км от Москвы. Словом, наша «Янта» оказалась выше всех похвал!

Дача-амфибия «Дон»

Универсальность - это отличительная черта дачи-амфибии «Дон», серийное производство которой подготовлено на Горьковском авиационном з-де им. С. Орджоникидзе. При проектировании этого оригинального сооружения конструкторы сделали попытку учесть противоречивые требования рыболовов, воднолыжников, приверженцев водно-моторного туризма, автолюбителей, отдыхающих у воды и совершающих короткие прогулки вблизи лагеря.

Такой широкий диапазон применения стал возможен благодаря конструкции, состоящей из прицепа-тележки и легкой лодки. Комбинируя их между собой или используя отдельно, можно получить около десяти вариантов использования.

К месту отдыха «Дон» можно буксировать легковым автомобилем. В этом случае «Дон» представляет собой автоприцеп - одноосную тележку, крышкой которой служит установленная сверху лодка. Часть багажа и снаряжение можно уложить в прицеп, причем при буксировке за «Волгой» в нем можно разместить 50 кг багажа, а если буксиром служат «Москвич» или «Жигули» - 30 кг (вес оборудованного прицепа 270 кг). Благодаря независимой рычажной подвеске колес (с пружинно-гидравлическими амортизаторами) автоприцеп обладает высокой проходимостью (дорожный просвет 332 мм), не снижает скорости и маневренности автомобиля, имеет сигнализацию, электроприборы, сцепное и буксирное устройство. Автоприцеп (габариты его 3,5X1,9X1,6) можно хранить в гараже вместе с автомобилем.

Соединив две составные части автоприцепа специальной накладкой и замками по бортам, «Дон» нетрудно превратить в дачу на колесах и установить в любом понравившемся месте. Двухкомнатный палаточный домик имеет вместительную площадь - 8,5 м 2 . На ночлег в нем два человека могут разместиться на мягких диванах, а трое - на дополнительных спальных местах - полный автомобильный экипаж.

Для превращения «Дона» из сухопутной дачи в плавучую достаточно его спустить в воду на колесах, которые затем надо поднять и закрепить в надводном положении специальным фиксатором (или вообще снять). Вблизи лагеря можно передвигаться с помощью весел, для удобства выхода из воды во время купания «Дон» оборудован бортовым съемным трапом. Предусмотрены на нем и вместительные багажники, складной столик, поручни, комплектуется «Дон» черпаком, ремонтной аптечкой. Установив на транец основной части подвесной мотор мощностью до 30 л. с., можно совершать длительные дальние путешествия. С четырьмя пассажирами на борту «Дон» глиссирует со скоростью 30 км/ч, а с одним водителем скорость возрастает до 37 км/ч. Это вполне солидное судно, которое может удаляться от берега на 3 км и преодолевать волну высотой до 0,3 м, благодаря катамаранным обводам носовой части и умеренно-килеватым обводам кормовой.

Во время путешествия для лучшего обзора боковые пологи тента-палатки могут подниматься и пристегиваться. В этом случае над палубой и кокпитом остается лишь легкий теневой навес.
При длине 5,0 м, ширине 1,7 м и высоте борта 0,55 м плавдача имеет вес 220 кг, может перевозить по воде 400 кг груза (допускается и 500 кг); пассажировместимость - 4-6 человек.

Конструкторы «Дона» предусмотрели и вполне самостоятельное применение каждой из его составных частей.

Носовая секция корпуса плавдачи представляет собой легкую (65 кг) лодку с катамаракными обводами и регулируемыми транцевыми плитами, которые могут сниматься и прокладываться по правому борту - получается спальное место в состыкованном варианте плавучей дачи. Благодаря катамаранным обводам и относительно большой ширине - 1,7 м (при длине с транцевыми плитами 2,95 м) лодка очень остойчива, на неё разрешено устанавливать мотор мощностью до 30 л. с. С одним водителем скорость достигает 42 км/ч, с полной нагрузкой (225 кг) - 38 км/ч. Лодка удобна для прогулок, рыбной ловли, охоты; с 20-сильным мотором буксирует лыжника. Для обеспечения непотопляемости предусмотрены герметические ёмкости - одна в носу и две в корме.

Лодка имеет только поперечный набор, продольная жёсткость обеспечивается за счёт прямоугольного туннеля. Для гашения вибрации корпуса от работающего мотора на транце под дюралевой подкладкой проложена упругая лента. Отдельно прицеп может служить однокомнатным домиком с теневым навесом, в котором можно отдохнуть или устроиться на ночлег. Поставленный на колёса прицеп может использоваться для хозяйственных нужд.

Дача-амфибия «Дон» сделана из алюминиевого сплава Д16-Т, конструкция клепаная, корпус окрашен прочными водостойкими красками.

Однажды к нам в редакцию зашел пожилой судоводитель-любитель. Представился. Сказал, что зашел без особой цели - просто показать только что полученные из ателье цветные снимки своего построенного по чертежам «КиЯ» судна, которым, кстати сказать, очень доволен. Когда же мы увидели на фото идущую под «Нептуном-23» нарядную 8-метровую плавдачу и узнали в ней старый опубликованный еще в 1964 г., проект «Березки», то сразу же попросили Алексея Павловича непременно написать для «КиЯ» хотя бы небольшую заметку.


Попутно напомним что когда-то серийный выпуск плавдачи по этому же проекту, но несколько большей длины (авторы В. Н. Аладьин, Е. С. Журавлев, В. К. Лапин) предполагала освоить Свирская судоверфь. Построенный и испытанный опытный образец () оказался слишком тяжелым, трудоемким и главное - дорогим. В серию для продажи населению «Березка» так и не пошла. За последующие годы в редакцию поступило лишь несколько сообщений о постройке в нашей стране моторных плавдач аналогичных размерений ().

Очевидно, что в нынешних условиях, когда отмечен явный интерес и к «неторопливым» крупным катерам, стоит привлечь внимание к забытому, а точнее - так у нас и не состоявшемуся типу судна для семейного отдыха на воде.

С другой стороны, стоит и познакомить читателей с самим строителем «Березки» - незаурядным человеком с золотыми руками, ныне механиком по приборам и оборудованию павловского института физиологии АН СССР. Согласитесь, далеко не каждый способен в наши дни построить действительно комфортабельное судно с полезной площадью помещений чуть ли не 20 кв. метров, причем всюду можно спокойно выпрямиться даже человеку выше среднего роста. И при этом сделать и отделать все так тщательно и любовно, что его «Березку» обычно считают продукцией импортной - катером финской постройки. Вызывает восхищение и то, что строил Алексей Павлович свое судно фактически в одиночку и даже все оборудование (за исключением, как выяснилось, унитаза) сделано собственными руками.

Поначалу строитель строго следовал чертежам, приведенным в «КиЯ», но затем - и во время постройки, и уже за первые годы эксплуатации плавдачи - внес немало довольно интересных изменений и усовершенствований.

Чтобы транец не «тащил воду», изменены обводы кормы. Улучшена планировка - выгорожен санузел; появился камелек; кормовой кокпит накрыт тентом; стал удобнее пост управления; на транце сделан балкон и т. п. и т. д. На корме на шлюпбалках подвешен тузик - надувнушка. Гребной винт «Нептуна» снабжен кольцевой насадкой; сам мотор не просто навешен на транец, а ставится на сварной кронштейн. В качестве вспомогательного аварийного движителя применена изобретенная автором система из двух кормовых весел, заслуживающая самой высокой оценки. На «Березке» Истомина не перестаешь удивляться даже простейшим вещам. Оригинальна откидная раковина-мойка со сливом в унитаз. Необычна даже конструкция трубы камелька: ее работа основана на использовании эффекта разрежения воздуха...

Словом, в каждую деталь, каждый узел конструктор-любитель вложил свой талант и опыт, свою душу. (Он которых наиболее интересных его разработках будет рассказано в следующих номерах.)

В редакцию приходит большое количество писем, начинающихся одинаково: «Помогите купить, где достать, где заказать и т. п.». Рассказ Алексея Павловича о далеко не простой 20-летней истории воплощения своей мечты в жизнь поможет найти ответы на подобные вопросы, вселит уверенность в души начинающих судостроителей, дрогнувших при виде, казалось бы, непреодолимых трудностей.

Закончив уже третью навигацию, моя «Березка» вернулась в Колтуши, в свой родной эллинг - на зимнюю стоянку. А новой весной она будет, как и положено уважающему себя судну, прихорашиваться, не особо, впрочем, следуя изменчивой моде. Попутно что-то сбросит лишнее, не оправдавшее себя. Что-то приобретет новое, не рассчитанное на внешний эффект, но рациональное, в чем возникла явная необходимость.

Эта моторная дача для отдыха на речных просторах строилась мною в течение двадцати лет! Анализируя накопленный опыт, могу сказать, что эту работу, трудясь практически в одиночку и ежедневно с 18.00 до 24.00 (плюс выходные и отпуска), вполне можно было бы выполнить за два года. Остальные восемнадцать ушли на поиски, приобретение и доставку материалов и инструмента. Основные материалы приобретались только при подтверждении их законной купли-продажи документом. В противном случае затраченный труд оказался бы напрасным, ибо регистрация катера без наличия документов на материалы исключалась.

Основные данные плавучей дачи «Березка»


Увлечение родилось лет шестьдесят назад на милой сердцу Шексне. По ранней весне трое ребят с другого конца нашей деревни Матюково, надрываясь, подобно репинским бурлакам, тянули вдоль улицы, сплошь покрытой лужами, внушительных размеров плавучее сооружение - не то ледокол «Красин», не то броненосец «Потемкин». Зрелище меня захватило. Чувство радости от увиденного смешалось с завистью. Очень захотелось сделать нечто подобное, пусть и не такое внушительное. Инструментом послужил непомерно для меня, восьмилетнего, тяжелый и не очень острый топор, материалом - березовая плаха. Через два дня я уже испытывал в канаве свое суденышко. Несовершенство конструкции скрашивала фантазия. Я чувствовал себя капитаном во главе незримой команды. Огорчало лишь то, что получившийся корабль слишком глубоко сидел в воде и не очень-то походил на тот великолепный катер «№ 13» со стремительными обводами, на котором ходил отец, снабжая керосином бакенщиков.

Летом свободное от необременительных домашних обязанностей время я проводил среди деревенской вольницы, большей частью на реке. Купанье, ловля ершей, варка в чугуне необычайно вкусной картошки...

В 1933 году, уходя от коллективизации, мы покинули деревню и перебрались в Рыбинск. А еще тремя годами позже проследовали по той же Шексне на пассажирском пароходе с непонятным названием «Совнархоз» - теперь уже в город Череповец. Плыли мимо Матюково. Ах, как защемило сердце при виде родной деревни, опустевшей и разоренной, уплывающей навсегда из нашей жизни. Моя родина готовилась к «потопу»: место это потом стало водохранилищем. В разных странах довелось мне побывать, много повидал красивых пейзажей, опрятных городов, но все это лишь усилило то печальное чувство, которое называют ностальгией, тоской по родным берегам, где протекало незамутненное детство и которые невозможно увидеть вновь.

В Череповце осели мы на Гаванском острове, в новом двухэтажном доме, вместе с семьей другого речника-рулевого - Леонида Александровича. До сих пор помню, как приятно было смотреть, когда он удивительно легко и красиво работал с деревом. Топор в его руках казался невесомым.

Здесь, в гавани, на отделенном от города рекой Ягорбой острове, я оказался, словно у сказочного Синего моря. Дядя Саша - заведующий баней водников, ковылявший на протезе, подарил мне лодку (по типу «дори»). Он даже не подозревал, какое для меня это было счастье. Все лето я снова проводил на воде. Помимо рыбалки - поднятие топляков со дна Ягорбы на дрова, катание девчонок и ребят, перевоз рабочих на железнодорожную ветку Чолу. Вечерами я увлекался акварелью. Пробовал и писать масляными красками на холсте, но, не зная азов техники, оставил это занятие.

Отец мой работал тогда в «Техучастке пути и строительства» СЗРП капитаном парохода «Кольцов». Неудивительно, что я был своим человеком в затоне, заходил в судоремонтные мастерские. Мне было многое интересно. Однажды, впервые в жизни увидев электросварку, я по незнанию серьезно навредил глазам, две ночи не мог сомкнуть их: электросварщик, должно быть, оказался злым человеком - не предупредил, что нельзя смотреть на дугу. Мне было тогда уже 13 лет.

В то лето у меня родилась идея построить колесный буксир, приводимый в движение, естественно, «собственным паром». Удалось заинтересовать приятеля - Витьку Петрова, сына водолаза. Первым делом пришлось «реквизировать» ночью несколько фанерных ящиков из-под макарон, валявшихся у пристани под открытым небом. А уже через месяц на корпусе своего фанерного парохода мы соорудили надстройку, смонтировали колеса с кривошипом, окрасили. Почти настоящий буксир получил замечательное название «Юный водник».

При спуске его на воду - в реку Ягорбу - грома аплодисментов мы не отметили, но, без сомнения, оживленный интерес вызвали. Кому не хочется прокатиться почти на всамделишном колесном пароходе? Быстро установилась очередь. Повинуясь требованию соблюдать порядок, ребятня терпеливо стояла на берегу.

Гром оваций и награда ждали нас впереди.

Однажды в тихий солнечный день решено было отправиться вверх по Ягорбе, обогнуть город и выяснить, где берет начало эта река. Витька выступал в роли машины - крутил колеса - и машиниста. Я был капитаном, рулевым и кочегаром. Кочегар требовался, чтобы из трубы шел дым. Иначе какой же пароход?

Огибая полуостров, на котором безмятежно паслась чья-то коза, мы двигались в направлении к деревянному мосту, соединяющему наш Гаванский остров с городом. Деловито шлепали плицы колес, создавая волну и след за кормой. Где-то за Соборной горой возник визгливо-металлический звук пионерского горна, нарушая торжество бархатного покоя, разлитого над рекой. А вот показалась и спускающаяся по дороге с горы, медленно натекающая на мост сплошная белоснежная лента, расцвеченная яркими красными галстуками и флагами. С пронзительными отрывистыми звуками горнов и беспорядочной барабанной трескотней пионерская колонна, казавшаяся бесконечной, двигалась стройно и деловито. На нас - никакого внимания. Чувство мимолетной обиды за безразличие к нашему пароходу этих направляющихся в лагеря девчонок и мальчишек - горожан, как мы их называли, сменилось ощущением превосходства над ними. Мы с Витькой - вольные птицы, народ самостоятельный. Нас не опекают няньки-вожатые. Занимаемся только тем, что по душе...

Но вот что-то произошло на мосту. Пионерскую колонну как вихрем разметало. Неистово орущая, вышедшая из-под контроля ребячья масса ринулась к перилам, отчаянно махала галстуками, испанскими пилотками, размахивала флагами. Словно тревогу или восторг пели горны и все что-то орали нам, показывали на нас руками, манили к себе.

Это был наш с Витькой триумф. Мы взяли курс под мост. Наступила тишина. Затаив дыхание, нас жадно рассматривали зоркие пытливые глаза. Шла молчаливая возня. Оттирали счастливчиков, повисших животами на перилах, желая увидеть диковину. Слышно было отчетливо шлепанье плиц, да ребячье сопенье на мосту. «Юный водник», бутафорно дымя, уверенно прошел под мостом. Мы слышим топот ребячьих ног, спешащих занять перила моста с другой стороны. Проходим метров сто, делаем левый разворот и снова идем под мост. Удаляясь затем по своему маршруту, мы видим, как нам дружно машут вслед руками ставшие сразу как-то ближе эти горожане»

На другой день с помощью гаванских девчонок меня разыскал фотокорреспондент череповецкой газеты «Коммунист». Витьку, к сожалению, не нашли, и фотографироваться пришлось мне одному» Было неловко Получалось, вроде бы, что предал друга.

Газета со снимком вышла что-то через месяц. Мне показал ее отец. Я тогда гостил у него на пароходе, в рейсе, хозяйничал в каюте» Подпись под фото почему-то сообщала, что изображен не Алеша Истомин, а Леня Верещагин

В то же лето уже вместе с Витькой нас фотографировали двое газетчиков из «Водного транспорта» Так и не знаю, появился ли наш «Юный водник» на страницах этой газеты...

Вот те истоки, которые всю жизнь питали мое желание - мечту построить большой комфортабельный катер Много воды утекло с тех пор. Имени моего среди героев нет, но я об этом не тужу Повидал Антарктиду и «ревущие сороковые», грозную Северную Атлантику и вулканы возле Рейкьявика. Побывал в портах многих стран мира.

Но вот пришла пора сойти на берег» Вернувшись из Антарктики, в беседе с сослуживцами я высказал идею построить сообща большой катер для рыбалки и отдыха на реке. В качестве прототипа предложил хорошо знакомый мне катер «№ 13» флота СЗРП Идею поддержали» Сначала корпус планировали сделать стальным, но оказалось, что за наличный расчет легче приобрести фанеру Когда эта фанера была доставлена к месту расположения будущей верфи, попытка собрать с потенциальных рыболовов уже затраченные мною деньги оказалась несбыточной. Рыболовы оказались не способными ловить рыбу «в чистой воде». А я оказался владельцем фанеры, сложенной в сарайчике.

Однажды, зайдя в книжный магазин, я совершенно случайно наткнулся на «Катера и яхты» (1964 г.). Ранее такого журнала я никогда не встречал. Меня сразу же заинтересовал проект плавдачи «Березка». Конструкция не представляла особой сложности. Если набраться терпенья, можно одолеть.

Нарисовав жене заманчивую картину отдыха и путешествий по рекам, нашел взаимопонимание и, следовательно, «санкционировал» беспрепятственную трату средств из бюджета семьи И начал действовать.

Выпросил в своей организации (с оплатой по чеку) еще фанеры и бревна. Затем встал вопрос о досках для сарая. Ведь для постройки плавдачи нужен был целый эллинг с площадью не менее 100 м 2 . Досок нигде не было. «Но всю жизнь уж так ведется, что лишь дурням клад дается!» На базу, где я работал, завезли в качестве дров для детсада четыре шаланды отходов с деревообрабатывающего комбината - напитанный водой горбыль, который, как оказалось, и с керосином в топке поджечь было невозможно» Обменял я этот сырой горбыль на сухие березовые дрова и в результате весной с помощью сыновей и родственников сколотил неплохой сарай.

В сарай затащил раму от старого автобуса - будущий трейлер. Над рамой на столбах собрал стапель из двух 2-дюймовых досок шириной по 200 мм. Вокруг настлал пол из сороковки, на нем разложил фанеру с миллиметровкой и разбил плаз - изобразил очертания шпангоутов строго по таблице ординат, приведенной .

Постройку корпуса выполнял вверх килем, нигде не отступая от чертежей, приведенных в журнале.

Из сухих струганых досок связал при помощи клея БФ-2, шурупов и фанерных книц десять шпангоутов и транцы. Поперечный набор выставлял с помощью шлангового уровня» Уложил на шпангоуты килевую доску, связал ее с набором стальными кницами 150X150, сваренными по моей просьбе на заводе в Череповце (из отходов).

Изгибание стрингеров сечением 40X80 мм в носовой части корпуса оказалось делом самым сложным» Пришлось выставить лекала в виде стоек (на улице, у стены сарая) и предварительно размягчать концы реек в стальной трубе с вваренным дном (диаметр 110 мм), заполненной аммиачной водой, которую добыл в совхозе, где она использовалась для подкормки овощных культур» И при всем том при установке стрингеров пришлось призвать на помощь жену.

После малковки на набор укладывалась фанера. Листы тщательно пристругивались один к другому и крепились к набору на густотертой краске шурупами. Наиболее трудоемкой операцией оказалась гибка 10-миллиметровой фанеры на носовой части днища. Делал это без распарки заготовок при помощи упоров и клиньев, которые упирались в крышу и стены сарая.

Технология сборки продумывалась по ходу работы. При заворачивании шурупов применялась малооборотная дрель мощностью 400 Вт с напряжением питания 110 В через автотрансформатор от сети 220 В.

Листы фанеры стыковались на полосах-накладках на густотертой краске с прокладкой в виде ленты из редкой стеклоткани на оцинкованных винтах Мб с потайной головкой.

Вообще-то с постройкой судов я знаком не был Приходилось пользоваться литературой в Публичной библиотеке, куда меня пропускали со скрипом - только как ветерана войны, поскольку нет высшего образования.

Углубления над головками шурупов на днище и бортах заполнялись смолой ПН-3 с березовыми опилками После ошкуривания поверхности обшивки были покрыты слоем стеклоткани на той же смоле» Затем были установлены и окованы полосой из нержавеющей стали фальшкиль и отбойный брус. Кстати сказать, купленные на заводе полосы стали имели треугольную форму сечения, так что пришлось немало повозиться, чтобы придать треугольничкам вид прямоугольника. Корпус снаружи окрасил пентафталевой краской.

Следующая операция, отнявшая немало сил, это кантовка - переворачивание корпуса в нормальное положение без разборки сарая. Многим эта операция казалась немыслимой, но я ее продумал еще до закладки плавдачи. Были изготовлены и установлены по ДП стальные коробчатые захваты с серьгами для носового и кормового транцев и переборки форпика. Вес корпуса был перенесен на деревянные чурбаки, а стапель под ним разобран. Перед транцами были вкопаны высокие столбы, расчаленные стальными полосами, выходящими за стены сарая и закрепленными за рымы, вкопанные с «мертвыми» якорями на глубину около 70 см. За серьги столбов подвесил две тали. Свободные крюки этих талей через сварные кольца соединялись со стальной трубчатой осью, проходящей через серьги захватов транцев.

Такое хитроумное устройство позволило мне одному приподнять, а затем перевернуть, как люльку, и поставить на пять кильблоков восьмиметровый корпус, имевший ширину более 3 м, за десять минут.

Теперь я настелил палубу и принялся за надстройку. Начал с установки тента над носовым кокпитом. С кормы тент опирается на стальные коротыши-«кабанчики» на углах надстройки, а в носу - на пиллерсы, стоящие на палубе форпика» Места опор усилены деревянными заполнителями.

Для возможности подъема судна краном предусмотрены четыре рыма; конструктивно узлы крепления рымов связаны с набором корпуса так же, как кнехты и носовая утка.

Теперь об оборудовании плавдачи.

Что, на мои взгляд, можно отнести к недостаткам опубликованного в «КиЯ» проекта «Березки», снижающим ее комфорт и удобства в эксплуатации:

  • 1 - вокруг носового кокпита не предусмотрены ветро- и брызгозащитные фартуки, опускаемые на ночь и во время ветра с дождем, что приводит к наполнению кокпита дождевой водой;
  • 2 - та же история и с кормовым кокпитом, но он, к тому же, сверху совершенно не защищен;
  • 3 - не предусмотрена решетчатая площадка на транце, необходимая для схода в воду во время купания, да и просто для того, чтобы набрать воды, умыться;
  • 4 - большой недостаток представляет отсутствие гальюна;
  • 5 - не предусмотрен обогрев каюты; негде и обсушиться при часто возникающей на воде необходимости, особенно в осеннее ненастье;
  • 6 - не предусмотрены ходовые огни и освещение в каюте;
  • 7 - отсутствует аварийный (ручной?) движитель на случай отказа моторной установки;
  • 8 - не продуман способ спуска судна на воду, его поднятия на берег и транспортировки на место стоянки;
  • 9 - не предусмотрены рундуки для хранения продуктов и необходимого имущества, нет и намека на бензобак, водяную цистерну;
  • 10 - не предусмотрен противопожарный инвентарь и место его размещения;
  • 11 - отсутствуют спасательные средства; нет ни надувной лодки, ни отливной водопомпы со шлангами;
  • 12 - нет хотя бы простейшего парусного вооружения;
  • 13 - ни слова не говорится о якоре, его конструкции, массе, хранении;
  • 14 - просто необходим носовой упор в берег при стоянке, чтобы не истирался корпус о камни, гальку и песок;
  • 15 - не упомянуто дистанционное управление поворотом, газом и реверсом с места водителя судна. Да, кстати сказать, и не показано, как устанавливается подвесной мотор;
  • 16 - не предусмотрены трап для схода на берег, аварийный шест, багор, футшток;
  • 17 - не предусмотрен рундук под аккумулятор.
Все перечисленное было внесено в процессе достройки в конструкцию и в штат оборудования судна.

1973 год. Мы с женой переезжаем на новое место жительства, оставив недостроенный катер без присмотра. Через неделю захожу и обнаруживаю, что под сарай с катером проведена протока из помойки, находящейся выше. В сарае работать невыносимо. Кто мог это сделать?

Наступила зима. Чтобы не заморозить только что сделанные колонки, предсельсовета распорядился открыть их. Много воды утекло за зиму бесполезно, но хуже всего то, что, промыв огромную помойку, вода за одну ночь заполнила мой сарай, и катер вмерз в этот вонючий лед по ватерлинию. Целый месяц ночами и в выходные дни я вырубал, выкапывал, вытапливал паяльной лампой этот лед, так что было не до строительства. Больше всего я опасался, что при усилении морозов лед порвет корпус...

Пришла весна. В один из первых погожих дней, разобрав стену сарая, я нанял трактор и на трейлере выкатил свою «Березку». Переезд прошел благополучно, и вскоре мы прибыли на место новой стоянки.

Три года стояла «Березка» под открытым небом на трейлере, пока мне не подвернулся случай купить в Райпотребсоюзе списанное кафе «Турист» за 800 рублей. Разобрав его, я получил доски на стены и стеклошифер на крышу нового эллинга. Словно желая мне подфартить, кто-то спалил двухэтажную деревянную школу (под боком пожарной команды), и за участие в ее разборке мне досталось двенадцать бревен, которые и пошли на столбы.

За этот период я побывал в Северной Атлантике, Исландии и на досуге успел разработать и построить камелек со съемной трубой на крыше рубки с усиленной тягой» Затем изготовил трап-сходню и решетчатую платформу-балкон в корме.

Когда эллинг был готов, я закатил в него плавдачу и начал монтировать и оборудовать надстройку. При этом был разработан и изготовлен кормовой тент, покрытый толстой парниковой пленкой, оборудован совмещенный санузел, установлены расходный бак для воды, ручная водоотливная помпа (она же служит и для подачи воды в бак), 150-литровый топливный бак (в корме на левом борту) и др.

Два слова о баке для запаса воды. Найденный на свалке топливный бачок от трактора я очистил от ржавчины: насыпал внутрь песок, мелкие камни и долго-долго тряс его" Затем налил грунтовки и переваливал с боку на бок, слив излишки. После просушки таким же образом окрасил.

Теперь несколько слов о силовой установке. После анализа существующих подвесных моторов выбор мой пал на «Нептун-23». Правда, при его покупке меня, как говорится, «оженили». Собрав деньги, стал ходить по магазинам в поисках мотора, но «Нептун» именно в это время исчез! Наконец появился, но почему-то цена взлетела с 360 до 540 рублей. Огорчаюсь, но беру в долг недостающие 180 руб, и делаю долгожданную покупку. Через месяц-два - нокаут: «Нептун» снова оказывается в старой цене! Сейчас успокаиваю себя тем, что этот замечательный мотор с производства снят и теперь уже ни за какие деньги его не купишь.

Изготовил однорычажное ДУ газом и реверсом по чертежам «КиЯ». По требованию правил плавания установил систему сбора топлива при выливании его из карбюратора. На карбюратор поставил выступающий за капот утопитель поплавка. На капоте закрепил ручку для удобства откидывания мотора. Все эти полезные доработки нашел на страницах журнала.

Эксплуатирую мотор с грузовым винтом с шагом 220 мм. Хороший эффект дает кольцевая насадка, опять-таки сделанная по советам «КиЯ»; прирост скорости она обеспечивает около 2 км/ч. Сейчас работаю над созданием винта с уменьшенным шагом 180 мм.

Желание всемерно облегчить нелегкую участь мотора привело к созданию наделки на транец (с подъемом вверх) для более плавного обтекания кормы. Это усовершенствование также благоприятно отразилось на скорости, так что ход 11-12 км/ч можно считать гарантированным.

Для движения на случай отказа подвесного мотора сконструирована система с двумя специальными веслами, соединенными тягами на шарнирах. Крепятся весла на кормовом транце и качаются в плоскости, параллельной мидель-шпангоуту. Надо сказать, что меня устраивало и одно большое кормовое весло по типу «юлоу» (). Однако скорость с «юлоу» была меньше. А с новой системой я имею около 5 км/ч и, как уже показал опыт, могу при необходимости самостоятельно сойти с судового хода, не очень-то и напрягаясь.

Для увеличения скорости и экономии топлива при попутном ветре предусмотрено вспомогательное парусное вооружение в виде прямого паруса, но оно еще практически не опробовано.

Разборная мачта (5 м высотой), а также отпорные крюки, багры, футшток хранятся на рубке, закрепленные скобами. Постоянно готовы к употреблению два спасательных круга, два огнетушителя и надувная лодка «ЛГН-2», подвешенная в надутом состоянии на шлюпбалке в корме.

Мое увлечение постройкой «Березки» казалось совершенно необычным тем деревенским жителям, которые меня окружали, Я ни с кем не скандалил, не увлекался спиртным - был всецело занят интересным делом и, возможно, со стороны выглядел инопланетянином. А кого-то раздражал, не подозревая об этом. Впоследствии мне поведали о том, что на меня, оказывается, жаловались в ОБХСС, сельсовет, райком и даже обком, словно я тайно делал личную атомную бомбу.

Ворота моей верфи были всегда открыты, я охотно объяснял желающим, зачем и почему так старательно трачу свое свободное время. Верили ли мне, что я в этом нахожу удовольствие, не знаю. Только знаю, что не все любят работать, но все любят много получать. Может поэтому многие были уверены, что строится «Березка» на продажу...

Люди сухопутные даже не ведают, какое удовольствие получает человек в общении с водой, какой это чудесный отдых от всех забот, когда слышишь ласковый плеск речных волн о берег. И плывешь на своем судне куда хочешь и как хочешь.

Впрочем, есть, конечно, и ограничения. Перед постройкой своего необычного семейного катера я планировал дальние путешествия, но мои благие порывы наткнулись на некоторые меры моего правительства: цены на бензин «вспухли». Хотя бы поэтому я вынужден довольствоваться небольшими маршрутами: Черная речка - Петрокрепость - немного Ладожского озера да Новоладожский канал до 15-20-го километра. Вот пока и все. Только и это не так уж мало и совсем неплохо!

Тем, кто захочет пойти по моим стопам и строить плавдачу, могу посоветовать: главное - набраться терпения. Терпение и аккуратность - вот залог успеха такого строительства!

Плавдача «Эдем» - это комфортабельный домик площадью 20 м², в котором имеются: две отдельные каюты, кухня-бар, санузел; в корме под жестким тентом находится открытая терраса - площадка (6,2 м²), на которой можно разместить столовую. Вход в жилое помещение в корме - через откатную дверь на шп. 10 и в носу - через сдвижную дверь-люк на лобовой стенке дачи.

Основные данные плавдачи «Эдем»
Длина (габарит,), м 6,00(6,80)
Ширина (габарит.), м 3,48(3,64)
Высота (габарит.), м 2,60(4,50)
Осадка, м 0,40
Водоизмещение, т:
- при осадке по КВЛ 370 мм 1,7
- при осадке по ВЛ 500 мм 2,9
Пассажировместимость, чел. 4-8
ПМ мощностью, л. с. 2х(10-40)

Общий вид, компоновка, конструкция корпуса и эскиз обводов
плавучей дачи «Эдем»

Постройка плавдачи

Плавучая дача строится из дерева. Водостойкую фанеру, сосновые рейки, стеклоткань, эпоксидную смолу и крепеж нужно приобрести, руководствуясь спецификацией и рабочими чертежами. Постройка корпусов ничем не отличается от традиционного процесса, многократно описанного в «КиЯ».

Пользуясь таблицей плазовых ординат, вычерчивают все шпангоуты в натуральную величину. Изготовляют шпангоутные полурамки - два комплекта для обеих лодок (они одинаковы, ПБ и ЛБ - симметричны).

Таблица плазовых ординат для постройки корпусов плавдачи «Эдем»

Линия Шпангоут
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Высота, мм
Киль - К 1000 200 2 0 0 0 0 50 102 153 205 256 300
Скула - Ск - 308 182 102 55 10 0 50 102 153 205 266 300
Борт - Б 1000 915 860 825 803 787 770 755 740 725 710 695 680
Тоннель - Т 870 785 730 695 673 657 640 625 610 595 580 565 550
Полуширота, мм
Борт - Б 0 193 290 355 385 415 430 440 440 437 430 417 405
Скула - Ск - 88 175 230 261 293 300 320 333 340 343 345 340
Примечание: Шпация - 500 мм; все толщины от теоретических линий - в нос.

Стапель для сборки катамарана вверх килем представляет собой два отфугованных бруса, выставленных в горизонт, на расстоянии один от другого (по осям) 2600 мм. Поперечные балки (дет. 5) устанавливают по разметке на высоте от стапеля, указанной в таблице, и крепят на прочных стойках. На них ставят и после проверки перпендикулярности и вертикальности всех элементов конструкции крепят шпангоуты; ставят кницы.

Продольные связи врезают в шпангоуты и балки, после крепления их и просушки выставленный набор малкуется. Теперь корпуса и мост можно зашивать фанерой. Зашивка производится на клею шурупами (по шпангоутам) и гвоздями взагиб (по ребрам жесткости).

Корпуса и днище моста оклеивают стеклотканью в несколько слоев, после просушки и зачистки окрашивают.

Только после этого катамаран бережно (пока не зашита палуба) можно перевернуть, чтобы установить в горизонт, убрать обзол в корпусах и окрасить водостойкой краской изнутри. Мост заполняется по всей высоте поперечных балок легким пенопластом.

Мост зашивается фанерой. Вырезают палубные отверстия (350-450 мм. 8 шт.), устанавливают комингсы и люки. Боковые стенки надстройки, переборки и крышу лучше собирать в объем - в виде отдельных секций, сразу проклепать ребра жесткости и вырезать окна.

Лобовую стенку надстройки надо изогнуть по радиусу 2060 мм и закрепить на предварительно выклеенной из плоских реек (изогнутых по тому же радиусу) обвязке, затем можно установить обвязку двери и окон.

Барабан выгородки санузла ставят враспор от палубы до крыши. Устанавливают подкрепления под узлы хозблока и диваны, которые надо сделать откидными, чтобы открывался доступ к люкам в корпусах.

Разумеется, можно собирать надстройку и иначе - выставить каркас и затем зашивать его отдельными листами фанеры.

Остается установить остекление, навесить двери, смонтировать люки и леерное ограждение (труба, нержавеющая стань). Плоские баки с питьевой и технической водой можно разместить на крыше, в нос от шп. 5.

Затем монтируют дистанционное управление моторами и навигационные огни.

Юрий Зимин, мастер спорта, «Катера и яхты», 2004, №01(188).

Всем привет, задумался я тут как то (да и темы комрада ар натолкнули) и решил придумать да нарисовать плавдачу))))
Это пока только мои мечты, но именно такую модификацию я бы себе с удовольствием сделал бы.
Дачу придумывал с расчетом на 4-х человек, и что бы было вполне комфортно путешествовать в таком доме на воде. Насчет понтона я конечно еще думаю, то ли трубы большого диаметра использовать, то ли пластиковые баки, поэтому пока остановился на трубах диаметром 800 мм. Размер самой платформы ширина 4000 мм длина 10000 мм. Хочу большую, так как охота ходить вокруг мобильного здания (закидывать удочку), который стоит в центре платформы. Размер мобильного здания 2400*7000*2500 мм. На крыше мобильного здания сделать площадку для принятия солнечных ванн и танцев)))

Габаритные размеры вид сбоку

Габаритные размеры вид спереди

Ну а теперь самое приятное, внутреннее обустройство здания.

Само здание разделить на две части. В одной спальные места, в другой мини кухня и бооооольшой обеденный стол. В спальне сделать пару 2-х ярусных кроватей + комод + шкаф для одежды, что бы запас одежды был на всякий неожиданый случай. (Такое расположение кроватей мне понравилось, этим летом отдыхал на японском море и на пляже жили в похожем кубрике размером 2*2 м с таким расположением кроватей + стол + мини холодильник, 4 человека вполне комфортно чувствуют себя в таком помещении)
Теперь по остальной части моего придуманного зданий. Обязательно я думаю должен быть мини кухонный гарнитур для удобного приготовления ухи и хранения кухонной утвари. Небольшая газовая печка. Холодильник, я думаю он все равно должен быть так как на таком здании можно выходить на воду несколько дней и продукты все равно нужно где то хранить. И «печенюшки» тоже охлаждать где то надо)))). Так же умывальник с подогревом воды и бак для чистой воды и думаю этого вполне хватит. С другой стороны здания решил установить мягкий уголок, и большой обеденный стол, что бы 4-6 человек могли вполне свободно кушать печенюшки с ухой и вести свои беседы на тему самой большой пойманной рыбы. В этой же части зданий установить пульт управления мотором. Окна с 3-х сторон для большего обзора капитана.

Пару картинок внутреннего обустройство здания в цвете.

Вид снаружи в 3D

По отоплению можно и печку поставить в здание, но я подумал раз есть дизельгенератор то и можно пару теплофончиков по 0,7 кВт. и вполне хватит нагреть такое небольшое помещение.
Еще конечно много надо продумывать, я например так и не решил куда воткнуть биотуалет.
И пару фоток как это может выглядеть в реале в мобильном исполнении.

Почти как у меня кухня))

Двух ярусные кровати

И как может выглядеть остекление в моем придуманном мобильном здании

Фото взяты с архива фирмы где я работаю. Ни телефон не названий фирмы не указываю, дабы не посчитали мою статью рекламной.
Этот проект я все же когда-нибудь превращу в реальность и сделаю статью с поэтапной постройкой.

Использование материалов этой статьи только с разрешения автора или администрации сайта сайт

С Уважением Рамиль.