Карта реки белой от начало до конца. Река Белая, Башкирия

  • 22.12.2019

В летнее время здесь часто можно видеть группы людей, сплавляющихся по ее водам на лодках и плотах. А чрезвычайно живописные берега - излюбленное место для любителей пляжного отдыха. Река эта имеет красивое название Агидель, что переводится как "Белая река".

Агидель - жемчужина Башкирии. Нет больше нигде такого места, где можно было бы проникнуться величием прекрасных гор Южного Урала, ощутить дух времени и прочувствовать на себе власть прекрасных легенд и сказаний.

География

Начало реки Белой (Агидель) находится в самом сердце Башкирии - между хребтами Уралтау и Аваляк. Как отмечалось выше, это горы Южного Урала. Первая треть пути реки проходит по межгорной котловине на юго-запад, и характер ее ничем особым не отличается от других речек Урала. Она такая же жизнерадостная и резвая.

Белая - самая важная водная магистраль Башкортостана, левый приток реки Камы. Площадь ее бассейна составляет 141900 кв. километров. Длина равна 1420 км. Начало свое река берет недалеко от города Иремеля (восточнее от него).

Воды верховья текут по заболоченной низкой долине. Далее, ниже поселка Тирлянский, она резко сужается. Отдельные участки ее имеют крутые, обрывистые склоны, покрытые лесом. По мере выхода реки на степную равнину, ниже впадения Нугуша (правый приток), её русло вновь расширяется, и после впадения в нее р. Уфы Агидель становится типичной равнинной рекой.

Притоки реки и города

Основное питание - снеговое. В устье среднегодовой расход воды составляет 950 м 3 /с. Самые большие притоки:

  • правые: Сим, Нугуш, Уфа, Быстрый Танып, Бирь;
  • левые: Уршак, Ашкадар, Кармасан, Дема, База, Чермасан, Сюнь.

На берегах Белой находятся такие города, как Уфа, Мелеуз, Белорецк, Салават, Ишимбай, Стерлитамак, Бирск и Благовещенск. А в том месте, где прекрасная река Агидель вырывается из горных теснин Урала в просторы холмистые, находится огромное село Юмагузино.

Через реку сооружены многочисленные мосты, крупнейший среди которых (железнодорожный и автомобильный) перекинут в столице Башкирии - городе Уфе.

Фауна и флора

В водах реки Агидель водятся самые разнообразные рыбы: щука, лещ, окунь, сом, судак, голавль, ерш, бакля, налим, пескарь, стерлядь, густера, пескарь, форель (только в верховьях), язь, хариус, жерех, елец, таймень (очень мало). Это настоящий кладезь для любителей-рыболовов.

Берега реки большей частью покрыты степной растительностью, а леса (в основном широколиственные) встречаются лишь местами. В среднем течении вокруг растут в основном ивы, тополя и шиповник. В больших количествах в низинах у реки произрастает ягода ежевика.

По Белой организовываются групповые сплавы, которыми могут воспользоваться все желающие.

Водный вояж по Белой дает возможность получить огромное удовольствие от путешествия по удивительно сказочным местам, познать увлекательную историю Южного Урала, услышать легенды об этом чудесном и таинственном крае.

Агидель - один из самых популярных маршрутов на лодках, плотах, байдарках и катамаранах. Здесь проходит когда-то бывший Всесоюзным маршрут №59, называемый "По Белой на плотах".

Природные достопримечательности

Кроме любителей сплава, бассейн реки посещают и многочисленные спелеологи. Именно здесь расположена известная всему миру Капова пещера с сохранившимися первобытными рисунками, есть пещера Миндегуловская, провалы Театральный, Акбутинский и Кутук-Сумган, и множество других более мелких пещер и гротов.

Там, где есть выходы на земную поверхность подземных вод, образованы чудесные голубые озера с чистейшей ледяной водой, богатой различными минералами. Самое знаменитое - Голубое озеро, откуда свое начало берет ручей Сакасска. Это начало реки Шульган, расположенное вблизи у входа в пещеру Капову, и грифон Таравал.

Заповедник «Шульган-Таш»

Река Агидель в Башкирии протекает по территории природного заповедника Шульган-Таш и парка Кандрыкуль. Пещера одноименная является одной из самых живописных, причем из крупнейших карстовых пещер в Башкирии. Она занимает 5-е место по протяженности (2 910 метров изученная длина) и 2-е по глубине (160 метров амплитуда) среди всех башкирских пещер.

Прославлена она благодаря имеющимся на ее стенах древним рисункам (времена позднего палеолита). Их возраст составляет 17 000 лет, о чем есть научные доказательства. Раньше подобную палеолитическую живопись находили лишь во Франции и Испании.

Четыре зала пещеры имеют такие древние изображения - залы Знаков, Хаоса и Купольный на первом этаже, и на втором этаже зал Рисунков.

Большая часть живописи (38%) - абстрактные знаки, на втором месте (32%) - сложно различимые пятна, но довольно красочные (остатки рисунков, разрушенных временем). На третьем (27%) - изображения зооморфные, среди которых преобладают фигуры лошадей и мамонтов, но есть и зубры, быки, бараны, олени. Все это - послания древнейших предков, оставленные в подземных залах Шульган-Таш.

Немного об истории реки в легендах

Множество интересных фактов существует в истории рек (Агидель в их числе) и Уральских гор. Обо всех них невозможно рассказать.

Есть одно красивое сказание народное «Урал-Батыр», уходящее в глубокую древность. Главный герой легенды совершает много подвигов: одерживает победу над жестоким падишахом Катила, над страшными чудовищами в царстве змеи Кахкахи, спасает людей, птиц и животных от падишаха дивов Азраки. Добыв живую воду, батыр жертвует собой, а не обретает бессмертие, выпив ее сам. Он разбрызгал ее вокруг себя, чтобы природа оставалась вечно живой.

Люди после его смерти насыпали высокий курган над его могилой. От него и образовались горы Уральские, а останки Урал-батыра чудесным образом превратились в самоцветы, железо, медь, золото и серебро.

У богатыря этого были помощники - три сына: Идель, Яик и Нугуш. Сакмар, отрекшийся от своего родного отца Шульгена (старший брат Урал-Батыра), стал четвертым. Все они своими алмазными мечами в горах прорубили русла рек, чтобы спасти исстрадавшихся людей от жажды. В сказании говорится, что образовавшиеся реки и получили имена тех самых четырех батыров.

Ныне названия 2 из тех рек переменились: Уралом стал Яик, а Агиделью Идель.

Вид на реку Белую у города Бирска

Белая (башкирский вариант – Агидель, Ак-Идель), река, опоясывающая Уфу с южной и западной сторон. Начинается у восточного подножья горного массива Аваляк на Южном Урале, впадает в Каму, левый приток Волги. Длина реки – 1430 км, водосборная площадь – более 100 тыс. кв. км. Старорусское название реки – Белая Воложка (Волошка).

«Город обтекала чудесная Белая с голубоватой прозрачной водой, самая радостная река, какую я видел в России… – вспоминал писатель-публицист Сергей Елпатьевский. – С высокой Случевской горы открывалась бесконечная зеленеющая даль лугов, переходивших в ковыльные степи…».

Художником М.В. Нестеровым на берегу Белой написано много этюдов и картин, наиболее известны пейзажи «Родина Аксакова», «Река Белая», «На реке Белой».

В пределах г. Уфы береговая линия Белой тянется на расстоянии 40 км. В городской зоне в Белую впадают реки Уфа и Дема. Ширина русла р. Белой перед устьем р. Уфы в межень составляет 150–180 м и возрастает ниже по течению. У Золотухинской слободы она равна 280 м, рядом с устьем Демы – 560 м. В районе Сафроновской пристани наблюдается сужение русла до 200 м, однако в северной части города река вновь расширяется, достигая у Старой Александровки 500 м в ширину.

Русло Белой извилисто: от устья р. Уфы и до железнодорожного вокзала «Уфа» при общем направлении на северо-запад река образует крупные излучины – Пугачевскую, Кооперативную и Нижегородскую с радиусами в 1,5–2 км. От железнодорожного вокзала и до северной границы города река течет почти по прямой линии на северо-восток, представляя собой на этом участке отрезок крупной излучины, протянувшейся почти до Красного Яра.

Во время разлива реки Белая в Никольском поселке (ныне Кооперативной поляне). Фото начала XX в.

Уклон речного русла в городской зоне неодинаков. От устья р. Уфы до устья р. Демы он составляет в среднем 5,3 см на 1 км, на участке от устья Демы до железнодорожного вокзала увеличивается до 18 см на 1 км, а ниже вокзала снова уменьшается до 8 см на 1 км. Наибольшие глубины (от 5 до 10 м) отмечены на вогнутых берегах, образующих речные плесы. Средняя скорость течения Белой в пределах города составляет 0,17–0,6 м/сек, наибольшая – 0,26–0,94 м/сек.

Вскрывается река ото льда обычно в апреле, ближе к середине месяца. Максимальный уровень воды во время паводка 1882 г. составил 11 метров 18 см, но обычно он колеблется между 6 и 9 м. С давних времен ярким зрелищем для уфимцев был весенний ледоход на Белой, вся Уфа выходила встречать его на Случевскую и Труниловскую горы, на гору рядом с Мусульманским кладбищем – Белая оттуда была видна далеко.

Чаще всего уфимцы наблюдали приближение ледохода, первые подвижки льда, и только в редких случаях его начало (обычно оно происходило ночью). Сегодня лед разрушается ледоколами, поэтому такого интереса, как в прежние времена, ледоход не вызывает.

На реке Белой у Оренбургской переправы. Фото 1950-х гг.

Во время половодья воды заливают пойму вместе с расположенными на ней полями, лесами и городскими кварталами. Затопление начинается при высоте воды на уровне 7,30 м от нулевой отметки. Одноэтажные дома в годы высокого половодья раньше полностью заливались водой, иногда их уносила река. Некоторые из жителей Нижегородки, Кооперативной поляны и Затона на это время вынуждены переселяться в незатопляемые части города. Половодье на Белой длится более месяца. Средняя дата его начала – 10 апреля, а конца – 28 мая.

Наиболее низкий уровень воды в реке приходится на июль и август. В октябре и ноябре возникает осенний паводок, когда уровень воды поднимается на 2–3 м над меженью. Среднемесячные температуры воды в реке Белой в мае – 10,1°, в июне – 17,6°, в июле – 20,1°, в августе – 18,8°, в сентябре – 12,6° и в октябре – 4,9°. Наибольшая температура (26,2°) была отмечена в июле 1954 года.
Ледоставу на реке предшествует появление «сала» – тонкой ледяной пленки, которая появляется обычно в начале ноября, а замерзает река во второй половине ноября. Самое раннее замерзание наблюдалось 28 октября, а самое позднее – 13 декабря. Лед стоит на реке в среднем 170 дней, средняя его толщина – 60 см. Средняя продолжительность ледостава 168 дней, наибольшая – 201 день, наименьшая – 144 дня.

В период навигации по реке перевозят грузы (нефть, хлеб, металл, лес). По реке осуществляется движение пассажирских пароходов по направлениям Уфа–Москва, Уфа–Астрахань, Уфа–Казань, Уфа–Пермь, Уфа–Дербешка, Уфа–Охлебинино.

В качестве дополнения

приведу отрывок из “ОПИСАНИЯ УФЫ” Михаила Сомова, опубликованного в “Оренбургских губернских ведомостях” в 1864.

ОПИСАНИЕ УФЫ

Михаил Сомов

Река Белая, называемая в старину русскими Белой Волошкой, а башкирцами Ак-Идель – белая река, омывает город с трёх сторон: южной, западной и отчасти северной, но только с первой близко подходит к нему; с прочих же сторон удаляется на очень значительное расстояние. На западе она образует довольно большую луку, в месте сближения которой образовался в последние годы новый путь – прорва, где теперь, минуя луку, проходят суда.

На луке (русло которой, наполняемое только водами р. Дёмы, чрезвычайно обмелело) расположены три деревни – Романовка, недалеко от устья Дёмы, Миловка и Киржацкая. В первой находятся серные и железные ключи, ещё не вполне исследованные; в Миловке – имении Базилевского – строится обширный, со всеми новейшими усовершенствованиями, винный завод.

Пространство между прорвой и Уфимскими горами, занятое отчасти небольшими озерцами, представляет низменную равнину, служащую пастбищем для одного из городских стад; место же по ту сторону прорвы составляет продолжение этой равнины и в одной половине поросло кустарником и низким дубняком. Вообще левый берег реки низмен, правый же большею частию горист и изрезан дикими, поросшими орешником, оврагами. Русло и берег реки преимущественно известкового свойства, в следствие чего она приобрела заметно беловатый цвет, послуживший поводом к настоящему её названию – реки Белой.

Вскрытие реки бывает чаще в первых числах Апреля и очень редко в конце Марта; замерзание в конце Октября или начале Ноября. Из таблицы, приложенной к запискам Ребелинского, видно, что в продолжение 87 лет (с 1772 по 1859 г.) самое раннее вскрытие было в 1798 году – Марта 23, самое позднее – 1794 г. Апреля 25.

В течение этого времени она вскрывалась в Марте только четыре раза; большее же число приходилось на 11 Апреля, именно семь раз. Самое раннее замерзание было 1785 г. – Октября 10, самое позднее 1800 г. – Ноября 29. В продолжение всего этого периода она вставала 43 раза в Октябре и 44 раза в Ноябре. Лёд в реке вообще трогается не вдруг, а обыкновенно после первого движения, он останавливается, потом снова двигается и это повторяется иногда несколько раз.

Весной, по вскрытии, она обыкновенно разливается вёрст на 10, но иногда впрочем в редкие годы – вовсе не выходит из берегов. В домашних заметках Г. Боссе, здешнего аптекаря, уже много лет занимающегося метеорологическими наблюдениями, записано замечательное и редкое явление относительно разлива. В 1862 году река Белая выходила из берегов четыре раза. – Лёд в тот год тронулся 5 Апреля, 9 же числа последовал обычный разлив до 9 версты по Оренбургскому тракту, и потом река вступила в русло; 8 Мая сделался второй разлив, равный первому; 20 Мая – третий, но меньший, продолжавшийся только до 23 Мая; наконец 4 Июня в следствие сильных дождей в верховьях реки, совершился четвёртый разлив, такой же большой, как первые два. Сильные дожди причинили тогда неисчислимые бедствия в заводах, расположенных на притоках реки Уфы и Белой.

Летняя ширина реки сажен 80, много 100, и сообщение с противоположным, южным берегом производится тогда посредством плашкоутного моста; в это время она очень мелеет и делается мало удобной к судоходству. Навигация производится здесь только весной с Апреля месяца и тогда только река оживляется: приходят из заводов барки с железом; нагружаются суда, принадлежащие городским жителям; при чём слышатся крики бурлаков и говор любопытствующих жителей; но это продолжается самое короткое время; суда уходят и всё по прежнему умолкает. Оживляет её также иногда приход парохода, что бывает очень редко, потому что пароходство здесь существует только буксирное и притом самое ограниченное.

Главные статьи сплава по реке составляют: лес, лесные изделия, хлеб и преимущественно железо, железные изделия, сталь, чугун и медь. Всё это сплавляется до Нижнего, Рыбинска, Дубовки и Астрахани.

Хотя Уфа, как складочная пристань для местных произведений края, и не может соперничать с такими пристанями, как на пр. Самарская, Дубовская и другие, потому что нагрузка судов, сравнительно с теми, производится в меньшем количестве; но зато на всём водном пути реки Белой и её притоков, по которым сплавляется огромное количество железа и железных изделий, она представляет очень важный пункт, где суда с этими произведениями останавливаются на некоторое время, для предъявления сведений о количестве и ценности клади и по справедливости может назваться одной из главных железных пристаней.

Для примера, сколько этого материалу обыкновенно сплавляется, помещаю сведения за прошедшие три года.

В 1861 году прошло с железом 6 караванов из 163 барок, с грузом в 1,762,412 пуд на 1,623,368 рублей.

В 1862 году – 9 карав. из 191 барки, с грузом 1,799,620 п. на 1,710,500 руб.

В 1863 году – 9 кар., 142 барки, с грузом 1,324,338 п. на 1,500,000 руб. Следовательно всего в 3 года прошло 24 каравана, состоявших из 496 барок, с грузом в 4,886,370 пуд, на сумму приблизительно 4,833,868 рублей.

В навигацию нынешнего (1864 г.), не смотря на мелководье, прошло 5 караванов из 141 барки, на которых было грузу 1,225,625 пуд, на сумму (не считая изделий Златоустовских, которых ценность не показана) 1,470,896 руб. Между тем как сплав других произведений, хотя сам по себе и не маловажный, значительно уступает первому в количестве и ценности клади. Вообще Белая, по количеству и ценности сплава, занимает не последнее место между судоходными реками России.

Доказательством этому могут служить сведения, помещённые в Оренбургских Ведомостях за 1861 год (в статье г. Новикова: О состоянии промышленности Оренбургской губернии), из которых видно, что всего с 1851 г. по 1857 год сплавлено судов по Белой 3156, лесных плотов 2589, на сумму 18,971,795 руб. сереб.

Суда в Уфе грузятся в трёх местах: одни у самого города на так называемой пристани Оренбургской или городской, другие на пристани Софроновой и третьи на пристани Кузнецовской, на реке Уфе; суда же приходящие сверху останавливаются преимущественно на первой.

Уфа от А до Я – Б

2017-10-31T12:39:10+05:00 Уфа от А до Я история,краеведение,природа,река,экология Белая река (река Белая) - Уфа от А до ЯВид на реку Белую у города БирскаБелая (башкирский вариант – Агидель, Ак-Идель), река, опоясывающая Уфу с южной и западной сторон. Начинается у восточного подножья горного массива Аваляк на Южном Урале, впадает в Каму, левый приток Волги. Длина реки – 1430 км,... Уфа от А до Я Городская энциклопедия Уфа от А до Я Городская энциклопедия [email protected] Author Посреди России

истоку реки Белой . Другое её название – Агидель. Для живущих в Башкирии говорить о реке Белой смысла нет, так как эта река протекает практически через всю республику, сначала с севера на юг, а потом наоборот. Так вот, исток Агидели находится в Учалинском районе, недалеко от горы Иремель. Поэтому, один из маршрутов на эту гору лежит мимо истока реки.

Последний населенный пункт, до которого можно добраться, деревня в несколько домов Новохусаиново. Но сносная дорога идет до деревни Кирябинское, дальше даже после грейдера пройдет не всякая машина. По дороге мне встречались только УАЗики, Нивы или старые зарубежные внедорожники.

От Новохусаиново до истока Белой около семи-восьми километров вверх в гору. Мы проехали деревню почти ночью, проскочили небольшой ручей вброд, дальше шла дорога в Байсакалово. Но мы устремились в лес. Правда, недалеко мы смогли проехать, застряли в небольшом болоте посреди дороги, в ход пошли ветки. Вылезли в раскачку, дальше ещё два таких болотистых участка проскакивал на скорости.

После этого дорога вроде наладилась, но не надолго. Скоро пошла колея, скорей всего от УАЗика, потому что моя стоковая Шеви Нива еле ползла по ней. И каждый раз, останавливаясь перед очередной развилкой, приходилось откапывать её, чтобы продолжить движение. Очень чувствовалимь недостатки – маленькие колеса и отсутствие лебедки.

После жесткой колеи в земле началась колея посреди камней, тут уже на лопату надежды не было, но и на скорости проходить этот участок было сложно, так как почти каждый камень отдавался стуком, от которого мы с другом напрягались. Мне вспоминался случай с оторванной раздаткой, когда мы пробивали дорогу из .

До самого засадного места мы добрались уже в темноте, заехав на очередные камни. Я решил выйти проверить путь дальше, и когда взглянул назад, увидел, что одно колесо весит над землей на расстоянии около 30 см. Пришлось сдать чуть назад, чтобы машина более или менее встала на четыре колеса. Дальше дорога стала ещё хуже- камни, колея в местами в полметра глубиной, стало понятно, что я уже не проеду. Но и ночевать в этом месте был не вариант. Хотя до истока Белой оставалось всего два километра.

Рывками с трудом я развернулся и двинулся обратно, на одной из развилок свернул не туда и машина засела окончательно. Долго мы пытались выбраться, но оказалось, что машина засела на бревнах, а в итоге села не только на мосты, но уже и на защиту раздатки и коробки. Попытки вылезти прекратили далеко за полночь. Стоит отметить, что все это сопровождалось укусами огромного количества комаров, на которых уже просто перестали обращать внимания. Спать легли в машине, уставшие, отключились очень быстро, но комары начали заедать во время сна, поэтому приходилось несколько раз просыпаться и убивать их всех.

Утром ещё около часа пытались выбраться, не получилось, в это время мимо нас прошли двое пеших туристов, они шли на .

Мы тоже приняли решение сходить на исток Агидели , а уж потом решать вопрос с машиной. Идти до истока всего три километра, единственная помеха – комары. Налегке мы быстро добрались до места, где уже начали располагаться туристы.

На истоке Белой я уже был. К этому месту я ходил пешим походом в две недели, когда мне было девять лет. Родители меня с другом записали в туристический клуб “Берендеи” и вместе с ними мы шли. Это был мой первый серьезный поход, поэтому многое запомнилось и очень хотелось добраться до этого места снова.

Как оказалось, с тех пор все изменилось, раньше стоял небольшой памятник с указанием того, что здесь берет начала река Белая, из под него ручей втекал в небольшое углубление и из него тек дальше вниз с горы. Сейчас здесь установили большой памятник с мечом, из под которого ручей течет в большую ванну из камней.

Река Белая - самая крупная река Южного Урала. Начинается на восточном склоне хребта Аваляк, в 4 километрах от д. Новохусаиново, на высоте 740 м. над уровнем моря. В верховьях имеет направление течения с севера на юг, затем с востока на запад. В среднем и нижнем течении – с юга на север.

Длина реки Белой 1430 км, площадь бассейна 142 тыс. кв. км. Питание, как и у всех рек Южного Урала, преимущественно снеговое. Среднегодовой расход в нижнем течении (г. Бирск) 858 м3/с.

В верхнем течении Белая является типично горной рекой, в среднем и нижнем ее течение приобретает характер равнинный.

На Белой построено два гидроузла: Белорецкий пруд и Юмагузинское водохранилище.

На реке Белая стоит 8 городов: Белорецк, Мелеуз, Ишимбай, Стерлитамак, Уфа, Бирск, Дюртюли и Агидель.

Сложно переоценить хозяйственное значение реки для Башкирии, поскольку река является как источником водоснабжения, так и транспортной артерией. В наши дни судоходство по Белой существует до города Уфы.

В верхнем течении Белая - популярна у туристов. В середине прошлого века здесь был организован 59 общесоюзный сплавной маршрут. С постройкой Юмагузинской плотины он прекратил свое существование. Однако сплавы по Белой не прекратились. В наши дни популярен сплавной маршрут от села Кага до деревни Кутаново. На маршрут туристы знакомятся с природной галереей красот, коей является Белая на этом участке, а также посещают знаменитую пещеру Шульганташ.

Протяженность маршрута составляет 3-4 дня. В зависимости от уровня воды в реке, сплав может начинаться и ниже по течению, от поселка Старосубхангулово (Бурзян). Лучшее время для сплава - с конца мая до начала сентября.

Проехав озеро Калкан, мы отправились к первому месту ночевки нашего путешествия по Восточной Башкирии – истоку реки Белой. Другое её название – Агидель. Для живущих в Башкирии говорить о реке Белой смысла нет, так как эта река протекает практически через всю республику, сначала с севера на юг, а потом наоборот. Так вот, исток Агидели находится в Учалинском районе, недалеко от горы Иремель. Поэтому, один из маршрутов на эту гору лежит мимо истока реки.

Последний населенный пункт, до которого можно добраться, деревня в несколько домов - Новохусаиново. Но сносная дорога идет до деревни Кирябинское, дальше, даже после грейдера, пройдет не всякая машина. По дороге мне встречались только УАЗики, Нивы или старые зарубежные внедорожники.

От Новохусаиново до истока Белой около семи-восьми километров вверх в гору. Мы проехали деревню почти ночью, проскочили небольшой ручей вброд, дальше шла дорога в Байсакалово, но мы устремились в лес. Правда, недалеко мы смогли проехать, застряли в небольшом болоте посреди дороги, в ход пошли ветки. Вылезли в раскачку, дальше ещё два таких болотистых участка проскакивал на скорости.

После этого дорога вроде наладилась, но ненадолго. Скоро пошла колея, скорей всего от УАЗика, потому что моя стоковая Шеви Нива еле ползла по ней. И каждый раз, останавливаясь перед очередной развилкой, приходилось откапывать её, чтобы продолжить движение. Очень чувствовались недостатки – маленькие колеса и отсутствие лебедки.

После жесткой колеи в земле, началась колея посреди камней, тут уже на лопату надежды не было, но и на скорости проходить этот участок было сложно, так как почти каждый камень отдавался стуком, от которого мы с другом напрягались. Мне вспоминался случай с оторванной раздаткой, когда мы пробивали дорогу из Аши в Красный ключ.

До самого засадного места мы добрались уже в темноте, заехав на очередные камни. Я решил выйти проверить путь дальше, и когда взглянул назад, увидел, что одно колесо весит над землей на расстоянии около 30 см. Пришлось сдать чуть назад, чтобы машина более или менее встала на четыре колеса. Дальше дорога стала ещё хуже - камни, колея, местами в полметра глубиной, стало понятно, что я уже не проеду. Но и ночевать в этом месте был не вариант. Хотя до истока Белой оставалось всего два километра.

Рывками, с трудом, я развернулся и двинулся обратно, на одной из развилок свернул не туда и машина засела окончательно. Долго мы пытались выбраться, но оказалось, что машина засела на бревнах, а в итоге села не только на мосты, но уже и на защиту раздатки и коробки. Попытки вылезти прекратили далеко за полночь. Стоит отметить, что все это сопровождалось укусами огромного количества комаров, на которых уже просто перестали обращать внимание. Спать легли в машине, уставшие, отключились очень быстро, но комары начали заедать во время сна, поэтому приходилось несколько раз просыпаться и убивать их всех.

Утром ещё около часа пытались выбраться, не получилось, в это время мимо нас прошли двое пеших туристов, они шли на Иремель.

Мы тоже приняли решение сходить на исток Агидели, а уж потом решать вопрос с машиной. Идти до истока всего три километра, единственная помеха – комары. Налегке мы быстро добрались до места, где уже начали располагаться туристы.

На истоке Белой я уже был. К этому месту я ходил пешим походом в две недели, когда мне было девять лет. Родители меня с другом записали в туристический клуб “Берендеи” и вместе с ними мы шли. Это был мой первый серьезный поход, поэтому многое запомнилось и очень хотелось добраться до этого места снова.

Как оказалось, с тех пор все изменилось, раньше стоял небольшой памятник с указанием того, что здесь берет начала река Белая, из под него ручей втекал в небольшое углубление и из него тек дальше вниз с горы. Сейчас здесь установили большой памятник с мечом, из под которого ручей течет в большую ванну из камней.

Стоит стенд с отрывком из эпоса “Урал батыр” , есть беседка.