Императорская вилла кацура. Императорская Вилла Кацура(Katsura Imperial Villa) Императорская вилла кацура

  • 13.02.2024

(Katsura Imperial Villa)

Императорская Вилла Кацура (Кацура Рикю), площадью около 6,6 га - одно из самых значительных культурных сокровищ и самых ярких шедевров японского садово-паркового искусства.

Западный район Киото, где расположена Вилла, известен своими историческими постройками, в том числе относящимися к периоду династии Хэйан (Heian, 794-1192). Например, здесь находится Вилла Фудзивара-но Митинага (Fujiwara no Michinaga, 966-1028) - известного аристократа и правителя Японии.

Крупнейшее строение Виллы Кацура - Императорский дворец - изначально принадлежал князьям рода Хатиджо-но-мия (Hachijo-no-miya), а сегодня управляется Агентством Императорского двора и принимает посетителей по предварительной записи. Нынешний князь Кацура во дворце не живет, подобно другим членам императорской семьи большую часть времени он проводит в Токио.

Принц Хачиджо Тосихито (Hachijo Toshihito, 1579-1629), основатель Виллы Кацура, родился 13 февраля 1579 года. Он был шестым сыном князя Санэхито (Sanehito), и потомком японского императора Огимати (Ogimachi). В 1586 Тосихито был усыновлен крупным японским политическим деятелем Тоётоми Хидэёси (Hideyoshi Toyotomi), но в 1589 году они расстались, когда у Хидэёси появился родной сын. В качестве "компенсации" Хидэёси подарил Тосихито часть своей земли, которую тот выгодно продал за 15000 бушелей риса, а на вырученные средства построил новый дом в императорском районе Киото, где проживали и другие представители рода Хачиджо.

С раннего возраста Тосихито увлекался литературой. Одним из его любимых произведений была "Повесть о Гэндзи" - роман, одно из величайших произведений японской классической литературы, написанный в эпоху Хэйан. Он был хорошо знаком с поэзией прошлого и настоящего, интересовался работами поэта По Чу-и (Po Chu-i). Тосихито настолько любил литературу, что, копировал отрывки из полюбившихся произведений и перечитывал их во время отдыха. Одной из его любимых цитат было изречение из "Повести о Гэндзи": "Далеко, в краях деревни Кацура, отражение луны на воде ясно и спокойно". Поэтому, Когда Тосихито получил земли вдоль южного берега реки Кацура, где происходило действие "Повести о Гэндзи", он задался целью построить виллу по образцу той, что была описана в книге. Однако, поскольку Тосихито не имел больших сбережений, первая построенная им вилла была похожа на чайный домик.

Спустя некоторое время, Тосихито способствовал знакомству и вступлению в брак новой императорской семьи, что сделало его большой фигурой в общественной и политической жизни страны, желанным гостем в императорском дворце и состоятельным человеком. В 1624 году он потратил значительные средства на расширение виллы, был вырыт пруд в центре сада, а по его берегам сформированы искусственные холмы. Священник, который посетил Виллу Кацура в 1624 писал, что здесь был "лучший вид в Японии". В 1631 году основное здание виллы официально удостоилась звания "дворец".

Принц Тосихито умер в 1629 году, когда его сыну Тоситада (Toshitada) было всего десять лет. В юном возрасте Тоситада виллой и садом не занимался. Тем не менее, он разделял те же интересы, что и его отец, и посетил виллу на 1641 году. После женитьбы на дочери правителя княжества Кага, его доходы значительно увеличились, и он вложил средства в ремонт и реконструкцию родового имения. Тоситада перестроил дом, а также несколько чайных домиков. После этих реконструкций слава Виллы Кацура значительно возросла.

Принц Тоситада умер в 1662 году, а его наследник спустя всего несколько лет. Четвертый и пятый князья поколения умерли в подростковом возрасте, что сделало уход за виллой невозможным. Лишь седьмой князь поколения, Якахито (Yakahito), неоднократно бывал на Вилле и много раз делал здесь ремонт, в соответствии с макетом ее первоначальной планировки.

Вилла сочетает в себе архитектурные принципы, характерные для ранних синтоистских храмов и объединяет их с эстетикой и философией дзен-буддизма. Здесь можно увидеть многие традиционные японские приемы, такие, как использование фальшполов с покрывающими их тростниковыми татами. Татами представляют собой коврики размером 90х180 см, которые используются на всех этажах дворца, в том числе на террасах и верандах, откуда открываются прекрасные виды на ландшафт. Полы каждого здания Виллы приподняты, что характерно для конструкций старинных японских зернохранилищ, а также ранних императорских дворцов. Благодаря такой конструкции, пол в домах всегда остается сухой, но, кроме того, создается иерархия пространства. Другие классические примеры, которые можно увидеть на Императорской Вилле Кацура - декорированные бумажные стены сёдзи и фусума, декоративные ниши в стене (токонома) и встроенные столы (цукэсёин).

Чайные домики Виллы являются прекрасным примером того, какое влияние на архитектуру и ландшафт может оказывать философия дзен-буддизма. Чайные церемонии, которые осуществляются в этих павильонах - важная часть жизни японского общества и определенный духовный ритуал, символизирующий в традиции дзен Совершенство. Пять различных изолированных друг от друга чайных домиков окружены растительными композициями и вписаны в ландшафт Виллы. Для того, чтобы гармонично объединить строения с внешним пространством, деревянные опоры были покрыты корой, а другим рукотворным деревянным элементам придали неправильные, приближенные к природным формы.

Кроме того, чайные домики очень интересны изнутри. Окна здесь находятся на уровне глаз сидящего человека, что создает дополнительную гармонию и делает посетителей ближе к природе, так, что можно "любоваться цветущей сакурой весной и малиновый листвой осенью... ожидая, пока приготовится чай или наслаждаясь изысканной кухней".

Старая гостиная (сёин), построенная князем Тосихито для размещения большого количества людей и проведения неформальных встреч, состоит из номеров с девятью, десятью, и пятнадцатью татами, и имеет потолки, поддерживаемые деревянными планками. На южной стороне есть комната с верандой, которая демонстрирует элементы стиля сукия, - это говорит о том, что веранда выполнена в стиле чайной церемонии. Бамбуковая платформа, созданная для отдыха под светом луны, выходит за пределы веранды.

По сравнению со Старой гостиной, Центральная гостиная имеет L-образную форму, на одной из её стен есть ниша (токонома), а на другой - расположенные в шахматном порядке декоративные полки (тигайдана). Стены украшены графическими изображениями ландшафтов, а также семи мудрецов в бамбуковой роще.

Ближняя гостиная, как полагают, служила местом жительства князя, о чем свидетельствует наличие ванной и туалета. С двух сторон гостиную окружает веранда, откуда можно любоваться садом.

Здания, и, в меньшей степени, сады Виллы Кацура стали объектом изучения многих архитекторов-модернистов в XX веке, которые черпали информацию в трудах прославленного немецкого архитектора Бруно Таута. Ле Корбюзье, а затем и Вальтер Гропиус, посетивший Виллу в 1953 году, черпали вдохновение в ее минималистичном и ортогональном дизайне. Вилла Кацура стала хорошо известна и благодаря архитекторам из Австралии, таким как Филипп Кокс, Питер Мюллер и Невилл Грузман, которые посещали ее в конце 1950-х и 1960-х годах.

Сад славится своими природными, мифическими ландшафтами, разбитыми вокруг большого пруда. Дизайн сада является миниатюрной версией Аманохасидатэ - одного из трех самых известных природных красот Японии. Три острова в озере напоминают мифические Острова Блаженных - сакральную заморскую страну где-то на краю света.

Вилла Кацура расположена в 15-и минутах ходьбы от станции Кацура, линии Ханкю, Киото. По будним дням шесть раз в день проводятся бесплатные туры (только на японском языке). По воскресеньям, праздничным дням и некоторым субботам экскурсии по Кацура Рикю не проводятся.

Фото: Ольга Грозина ,
Ландшафтный центр "Очарование природы",

В отличие от военачальников сегуна, которые под влиянием своих аристократических амбиций создавали роскошные проявления могущества, древние аристократические роды, большинство из которых отстранили от власти, под влиянием идеалов дзен-буддизма обратились к эстетике самосозерцания и нарочитой простоты.Наиболее характерным примером этой новой эстетики с точки зрения многих современных архитекторов является жемчужина японской архитектуры - загородный императорский дворец Кацура. Его построили дворянин Исидзономия Тосихито (1579-1629) и его сын Тоситада (1619-1662). Проект основан на формах традиционного чайного домика. В XVII в. подача чая и чаепитие превратились в сложный ритуал с изысканными церемониями, демонстрирующими качество чая и способы его приготовления. При этом самому чаепитию уделяли меньше внимания. Во второй половине XVI в. покровитель дзен-буддийских монахов в Гйнкакудзи, Сэн-но Рикю (1522-1591), преобразовал эту церемонию и весь характер ритуала сделал более простым и строгим. Это стало упражнением по развитию своей личности, называемое ваби-тя. Его известное изречение «один момент, одна встреча». Эта церемония противопоставлялась расточительности сегунов. С ее помощью стремились освободиться от всех мыслей о прошлом и будущем и достичь состояния отрешенности.

Рикю создал один из первых чайных домиков - соан, названный Таян. Он находился в Ямазаки к югу от Киото. К домику вела тщательно проложенная петляющая дорожка. Со всей дорожки, особенно на ее поворотах, открывались виды сада. Последний участок дорожки проходил под углом к домику, откуда открывался вид где-то на три четверти сооружения. Аккуратно подрезанные деревья заслоняли часть чайного домика и зрительно делили его вид на две части. Предполагалось, что это поможет участнику очистить свой разум и сконцентрироваться на настоящем.

Внутри домика находилась простая лавка, на которой сидел посетитель в ожидании приготовления церемонии. Вход в домик был через такую низкую дверь (нидзиритути или «лазоподобная дверь»), что человеку приходилось наклоняться, принимая позу смирения. В главном помещении (тясицу) лежало две циновки-татами, еще одна - использовалось для приготовления чая (каттэ), а четвертая циновка устилала вспомогательное помещение. Крыша домика -плоская и низкая. Только над главным местом она повышается на десяток см. Внутри в углу установлен очаг для кипячения воды. Все сооружение сделано из простых необработанных материалов.Загородный императорский дворец Кацура, площадью 7 га, расположен на западном берегу реки Кацура, протекающей в пригороде Киото, Главное здание состоит из трех связанных друг с другом сёинов (или частей), называемых Старый, Средний и Новый сёин. Оно стоит на западном берегу водоема криволинейной формы с несколькими островами. Старый сёин, расположенный севернее остальных, построен князем Тосихито, а два остальных - его сыном, князем Тоситадой. Новый сёин вместе с воротами и подъездной дорожкой построен по случаю посещения Кацуры императором ГЪ-Мидзуно в 1663 г. Семь чайных домиков расположены в саду в виде полукруглой дуги и связаны друг с другом прогулочной дорожкой. Поэтому Кацура представляет собой только загородную резиденцию знатного дворянина с прогулочным садом. Кацура замечательна своим планом расположения сооружений, использованием материалов и маршрутом, по которому проложена прогулочная дорожка. Она, подобно дорожке к чайному домику Рикю, проходит таким образом, чтобы показать все великолепие Кацуры.

Вход во дворец осуществляется через двое ворот. Обычные люди входили в Кацуру через простые бамбуковые ворота, расположенные на дальнем конце строгой, но безукоризненно выстроенной бамбуковой ограды. Снаружи не видно ничего того, что было внутри. Даже при входе на территорию вид искусно скрыт преградой. Передние ворота Кацуры созданы для посещения этого дворца императором. Эти ворота довольно скромны. Они открываются на прямую дорожку, посыпанную гравием и обсаженную деревьями. Дорожка приводит к другим воротам, расположенным в центре картины. Вход во дворец Кацура проходит в тишине.

После вторых ворот гравийная дорожка резко поворачивает направо и около 50 м проходит прямо. Это самая длинная прямолинейная дорожка в Кацуре. Сад расположен слева, а вилла - впереди, однако вид с этой императорской дорожки тщательно скрыт кустами и деревьями. При проходе по дорожке открываются виды только на небольшие фрагменты сада, на части главного чайного домика и на лодочный домик. С моста открываются виды на воду. Затем дорожка подходит к северному краю дворца, где она делает резкий поворот налево. Только в этом месте мы действительно входим во дворец.

В водоем вдается узкий мыс, огражденный живой изгородью. В центре мыса растет миниатюрная сосна Суми-ноэ. Вид дерева на фоне сада привлекает особое внимание. Благодаря миниатюрному дереву мыс кажется длиннее, чем он есть на самом деле. Он показывает насколько продумана символика в пейзаже. Сад дворца Кацура привлекает не только своей живописностью, это - готовый набор декораций для киносъемок в пространстве и времени.

Справа от мыса Суминоэ за горбатым деревянным мостом находятся центральные ворота, где посетитель впервые сталкивается с архитектурой. Простая отдельно стоящая стенка с прямоугольным проходом тянется на запад от подсобного здания (где расположен вход для обычных людей). В конце гравийной дорожки у порога в этом проходе лежит один большой плоский необработанный камень, а за ним -четыре гладких каменных плиты, положенные квадратом. Свободно расходящиеся дорожки, выложенные из отдельно лежащих камней, пересекают прямую дорожку, сделанную из прямоугольных каменных плит. Таким образом, в Кацу-ре применяется разный тип мощения дорожек. Продуманное сочетание разных каменных дорожек производит сильное зрительное и осязаемое впечатление.

От центральных ворот каменная дорожка ведет ко входу в старый сёин, называемый стоянкой императорской кареты. Здесь от Старого сёина на север отходит еще одна отдельно стоящая стенка с проходом, от которого начинается другая, аккуратно выложенная дорожка, ведущая на восток в Геп-паро - ближайший к сёинам чайный павильон. Каменные дорожки, выложенные из отдельно лежащих камней, похожи на чьи-то загадочные следы. Они все время приглашают идти по ним.

На заключительном участке пути до Старого сёина находится еще один необработанный камень. Он установлен прямо у деревянной лестницы при входной двери

Другая характерная особенность Кацуры - планировка дворца в виде простой хижины, находящейся в полной гармонии с окружающим природным ландшафтом (это мало чем отличается от дворцовой архитектуры того времени). Это очень похоже на чайный домик Рикю. У каждого входа в виллу расположены большие необработанные камни и каждая внешняя опора, по крайней мере со стороны сада, установлена на камне, который служит ей основанием. Как и в чайном домике Рикю, все деревянные стойки и брусья оставили-необработанными и некрашеными, на некоторых можно даже увидеть кору.

Геометрия плана трех сёинов основана на размерах татами и раздвижных стенок сёдзи, оклеенных прозрачной рисовой бумагой. Планировка внутреннего пространства представляет собой ряд проходных комнат при этом все наиболее важные комнаты находятся в восточной части, выходящей в сад. Второстепенные комнаты на западе имеют проходы в нежилые помещения. Средний и Новый сёины соединяются особым промежуточным помещением, которое называется Музыкальная комната. Вдоль восточной границы дворца проходит внешняя веранда. Она ограничена раздвижными стенками, которые можно открывать и закрывать для регулировки освещения и соединения внешнего и внутреннего пространства.

Пространственным и зрительным центром Старого сёина является поперечная ось, образованная кладовой, комнатой Копья и основным помещением сёина (Вторая Комната) с внешним бамбуковым помостом, называемым площадкой для созерцания луны. (Река Кацура была известна как живописное место для наблюдения за луной в августе.) Оба вида - рамочный вид из сёина и открытый вид с площадки - разработаны очень тщательно. Миниатюрная каменная пагода на поляне на южном конце острова Бессмертия - единственный отчетливый объект среди непрерывного лесного пейзажа. Основой пейзажа является неподвижная вода пруда, в которой ночью на востоке отражается восходящая луна, а днем - деревья со своими неправильными очертаниями. Осенью деревья окрашиваются яркими цветами, а зимой на них лежит снег.

Основным занятием в Кацуре является прогулка по саду. Создание сада традиционно приписывают мастеру чайных церемоний и планировщику садов, Кобо-ри Энею (1579-1647), однако прямых доказательств этому нет. В саду можно гулять по-разному но чаще всего начинали прогулку с севера, обходили пруд по часовой стрелке от Старого сёина, спускались к императорской дорожке, обходили северный сад с Дальними местами для отдыха, шли по берегу к главному чайному павильону (Сёкинтэй), потом заходили на большой остров с чайными павильонами Сёйкен и Оринго, а затем через площадку для верховой езды и сад мхов - обратно к Старому сёину.

Важно отметить, что эти дорожки созданы не как пути к какой-то определенной цели. Большинство дорожек очень аккуратно выложены из отдельных необработанных камней, которые находятся на расстоянии одного шага друг от друга. Хотя каждый камень лежит строго горизонтально и расстояние между камнями всегда равно одному шагу, камни не образуют непрерывную дорожку и внезапно могут делать неожиданные повороты, которые вынуждают не только внимательно смотреть, куда наступить, но и сосредоточиться на самой ходьбе. Отдельные камни дорожки позволяют приобрести осязательный и медитативный опыт размеренной ходьбы, как того требует практика дзен-буддизма.

Пересечения дорожек также сделаны очень искусно. Когда прямолинейные дорожки, окружающие сёины и выложенные из прямоугольных обработанных камней, пересекаются дорожками, выложенными из отдельных камней, последние будто бы танцуют вокруг первых с недозволенным пренебрежением. Но когда они сталкиваются с каскадом из гальки, которая изображает прибрежный «песок», они решительно проходят через нее, подобно спешащему пешеходу. Иногда кажется, что у них есть какие-то свои задачи. Дорожка из отдельных камней проходит прямо через сад влажных мхов рядом со Средним сёином, в то время как прямолинейная дорожка обходит сад по краю. В остальных случаях они просто функциональны. Каменные фонари по пути отмечают концы дорожек и места отдыха. Одно из наиболее известных использований фонаря можно увидеть на отмели, выдающейся в пруд. Здесь в конце отмели единственный фонарь, называемый фонарь Ночного дождя, отмечает окончание дорожки, которое можно не заметить.

Черты синтеза предшествующих этапов развития, давшие в результате произведение редкой гармонии и меры в соединении с изысканной простотой и естественностью, наиболее полно воплотились в ансамбле Кацура.

Хотя сады Кацура можно отнести к итоговой, завершающей стадии развития жанра, это утонченное произведение лишено черт упадка, утраты смысловой значительности, проявляющейся в увлечении чисто формальной стороной творчества. Напротив, сам принцип свободного и органичного соединения признаков различных стилей дал интересный и плодотворный художественный результат. Здесь есть черты, идущие от хэйанской архитектуры синдэн-дзукури,— особое «противостояние» здания и пространства сада, а также лирический аспект переживания природы. Принцип построения интерьера дома, как бы открывающегося наружу, характерен для стиля сёин-дзукури, сформировавшегося в период Муромати. Но не менее важное место в концепции Кацура занимают качества, свойственные архитектуре чайных павильонов (так называемый стиль сукия) с его изысканной простотой и нарочитым вниманием к природной красоте материала — дерева, бамбука, камня. Уже самые первые впечатления от ансамбля связаны с любованием золотисто-желтой, блестящей поверхностью бамбуковых столбиков изгороди, искусно связанных соломенными жгутами. Веранда дворца, сделанная из гладко отполированных некрашеных досок, напоминает по фактуре драгоценный муар, так подобраны и эстетически осмыслены переливы текстуры дерева. Идеалы чайного культа тут как бы распространились на более широко понятую архитектурную концепцию — не только чайного дома и сада, но всего комплекса зданий и окружающей их природной среды.


Значительный по размерам (его площадь 66 тысяч квадратных метров) ансамбль Кацура имеет сложный развитый план без какой-либо фиксирующей вертикали. Естественные холмы и впадины определяют подъемы и спуски, чередование высоких точек с далеким обзором, и более низких, относительно замкнутых. Это единое, развертывающееся по горизонтали пространство, текучесть и динамичность которого формируется композицией садов, образующих целостность, но выделяющихся в самостоятельно различимые звенья. Мягкая картинность хэйанских садов органично сливается с сильными, наполненными ощущением внутренней мощи группами из камней, как будто бы пришедших из дзэнских сухих садов. Бесчисленные оттенки зелени мхов, кустарников, деревьев, располагающие к созерцанию, вызывают в памяти сады типа Сайходзи. Но все-таки самым главным остается качество, заимствованное от чайных садов — точное «проведение» человека по заранее обдуманному, художественно выверенному маршруту с целой серией совершенно определенных зрительных впечатлений. Дорожки из камней, соединяющие дворец с павильонами в саду, ведущие к местам любования водопадом или особенно красивым деревом, производят впечатление случайно изгибающихся, естественно вьющихся среди углублений и неровностей почвы. Самое первое назначение этой дорожки — не замочить ног в сырой траве — предполагает осторожность продвижения по ней, постоянное внимание к неровностям поверхности каждого камня, иначе говоря, заставляет человека все время смотреть вниз. Но мастер, планировавший дорожку, обдумывал и своеобразные передышки в этом осторожном, медленном продвижении. Он фиксировал их или более крупным и гладким камнем или разветвлением дорожки. В этих пунктах остановки движения человек поднимал голову и видел заранее обдуманную, предусмотренную художником композицию, которую нужно рассматривать. Художник заставляет дорожку быть «гидом», не просто вести, но показывать сад, раскрывать его разнообразную, меняющуюся красоту.


Первый этап строительства относится к 1620—1625 годам (под руководством принца Тосихито). После значительного перерыва оно возобновилось в 1642—1647 годах (уже для принца Тоситада, сына Тосихито), а последние сооружения выполнялись к визиту императора Гомицуно в 1659 году. На втором и третьем этапах консультантом принца Тоситада был священник Огава Бодзё, устройством садов заведовал Тамабути, а общее руководство осуществлял Кобори Сэйсюн.


Хотя план Кацура таков, что ансамбль нельзя охватить взглядом целиком, одновременно, он весь постигается через детали, через часть раскрывается целое; Не имеющее выраженных границ единое синтетичное пространство ансамбля непрерывно варьируется, обыгрывается, переживается и в результате дает множество разнообразных эмоций в зависимости от позиции наблюдателя — неподвижно сидящего внутри помещения или медленно проходящего путь от просторной открытой лужайки перед дворцом к павильону на острове.

Вряд ли есть еще в мировом искусстве ансамбль, который давал бы такую сложную гамму эмоций от переживания природы и где так разнообразно и тонко обыгрывалась бы каждая мельчайшая деталь. При этом сама архитектурная форма почти второстепенна или, во всяком случае, равнозначна природным формам — как естественным, так и рукотворным.

Горизонтальная ориентация дворца, не только не возвышающегося над природным окружением, но даже оказывающегося ниже деревьев, создающих для него фон, начисто снимает идею противопоставления архитектуры и природы. Зигзагообразная линия фасада мерно сопрягает его с прилегающим окружением, заставляет врастать в него. Гладь водоема разъединяет и одновременно объединяет все постройки, а непринужденная линия берега создает плавный, естественный ритм их чередования, бее это можно было наблюдать в разных садах прошлого. Здесь же эти качества подчеркнуты и заострены, но ровно настолько чтобы не бросаться в глаза, не стать самодовлеющими.

Художник не позволяет себе ни малейшей небрежности, ни одной случайной детали, ни одного маловыразительного ракурса. Перед взором человека, смотрящего из интерьера дворца в сад, открывается далекая и величественная картина могучей природы (маленькая пагода на берегу водоема создает масштаб, подчеркивает высоту деревьев). Но если, сидя у края веранды, опустить глаза, главным впечатлением становится богатство фактур: нежно-золотистого бамбука террасы, шелковистого дерева опор и перил, серебристых шершавых камней, окруженных изумрудными мхами. В обоих случаях художник добивался как можно большей полноты эмоционального переживания.

Те каноны прекрасного, которые создавались на протяжении веков, дополняя друг друга, сливаясь и углубляясь, получили здесь реальное вещественное воплощение, достигнув высокой гармонии классического образца. Движение навстречу природе, стремление постичь ее, не нарушая ее целостности, и ощутить свое место в ней выражены в Кацура как воплощение идеала.

Здесь все говорит о неторопливости гениального художника-философа, постоянно ощущавшего себя не вне стихии, которую ему дано было художественно осмыслить, но внутри нее. И поэтому он сумел так зорко подметить красоту кружевного листа папоротника на фоне густой и мягкой зелени мха, оттененной светлыми камнями дорожки. Он ощутил нежную музыкальность в чередовании больших и малых камней, уловил и сопоставил десятки оттенков зелени, заставляя и зрителя снова и снова переживать фактуры предметов — в столкновении, контрасте, в гармонии и созвучии.

Но самое главное, используя природные объекты как пластические, он создает невиданно разнообразное, содержательное пространство, то статичное, камерно замкнутое у входных ворот, то движущееся и просторное, сливающееся с далекими лесистыми холмами. Оно становится главным и незабываемым «героем» ансамбля.

Трудно даже перечислить все неповторяющиеся приемы пространственно-временной организации садов Кацура. Здесь и почти иллюзорный далекий пейзаж, спокойный и рассчитанный на длительное созерцание, и резко «тормозящий» камень на берегу пруда, и замкнутый мир дворика перед входом, где фонарь-башенка воспринимается как парковая скульптура, создающая вокруг себя длительное круговое движение пространства.

Не менее тщательно разработана цветовая гамма садов с учетом сезонных изменений зелени и зависящих от этого сочетаний — с деревом строений, белыми плоскостями раздвижных стен и т. д.

Но самый важный итог работы художника заключается в том, что сад в целом и все его детали пронизаны ощущением духовности, одушевленности, осмысленности, раскрывающейся не только в символах, но и в открытой эмоциональности.

Основное качество садов Кацура — их особая пространственно-пластическая связанность с архитектурой. Это относится не только к садам, расположенным у чайных павильонов, но и к композициям, непосредственно примыкающим к дворцу. Основанная на принципе ваби поэтизация простоты и бедности органично соединялась в архитектуре дворца с аристократической изысканностью стиля сёин,и эта опосредованная, но все же прослеживаемая (хотя и не так четко, как в тясицу) связь с демократическими традициями сельского дома составляет его главную оригинальность и качество, повлиявшие впоследствии на сложение типа жилого дома. Гуманистическая содержательность этой архитектуры, проявляющаяся в первую очередь в ее соразмерности человеку, генетически также восходит к народному жилищу с его строгой функциональностью, утилитарной оправданностью всех деталей, что эстетически было осмыслено мастерами чая в архитектуре тясицу. Четкая линейность, графичность, подчеркнутая упорядоченность архитектуры сопоставляются и контрастируют с непринужденной свободой, естественностью сада. Но оба эти компонента ансамбля образуют целостность, единство статического и динамического начал, равновесия покоя и движения. Конструктивные особенности архитектуры дворца — раздвигающиеся окна-стены, легкий каркас, сама природность материалов (главным образом дерева) делают дом органически сопричастным саду. Наружное пространство как бы вливается в интерьер, сад «входит» внутрь помещения, а для человека, сидящего на циновке пола или на веранде, сад не отделен и не удален. Его можно рассматривать, созерцать, как картину, но можно и ощущать вокруг себя. Именно эти черты, доведенные до совершенства и абсолютной четкости в ансамбле Кацура, оказались самыми важными для последующего развития архитектуры и садового искусства.

Центр ансамбля занимает искусственное озеро с довольно сложной и по-различному оформленной линией берега, с островами разных размеров и форм. Основное здание дворца в виде длинного зигзага примыкающих друг к другу углами строений выходит в сад и состоит из трех частей — Старого Сёина, Среднего Сёина и Нового дворца. У главных ворот, напротив Старого Сёина, расположен павильон Гэппаро, а между ними сад в развернутой форме — син. Это самая старая часть ансамбля.

Традиция связывала авторство ансамбля Кацура с именем Кобори Энсю, однако современные японские ученые склонны отказаться от этой точки зрения. Общий замысел, по всей вероятности, принадлежал самому принцу Тосихито, для которого и строился дворец. Строительные работы возглавлял Наканума Сакио, который вместе с подчиненным ему художником — садовником Дзёсиро был автором главных ландшафтных композиций.

С веранды Старого Сёина открывается прекрасный вид на Гэппаро и сад перед ним. По мере движения внутри дворца через Средний Сёин и Новый дворец вид сада все время меняется и завершается совершенно пустой зеленой лужайкой. Вдоль здания и через сад проложены дорожки из отдельных камней. Пройдя по одной из них к озеру, попадаешь в Павильон сосны и лютни — Сёкинтэй, а затем через мостик — на остров, где стоит на вершине Павильон любования цветами — Сёкатэй. Кроме этих основных построек, в ансамбль входят еще павильоны Онриндо и Сёкиэн.

На дорожках Кацура как бы незримо присутствует человек. Художник строит весь ансамбль — не только архитектурные сооружения, но и окружающую среду — соразмерным человеку. Если в садах 14—15 веков природа была только объектом созерцания и человек лишь стремился к слиянию с ней, к растворению в ней, то здесь иные масштабы и образы создают несколько иной тип связи человека с природой, что, собственно, и можно отметить как главное новшество ансамбля Кацура.

Название :

Местонахождение : Киото (Япония)

Создание : Начало создания: 1615 г., дворец - 1590 г.

Заказчик / Основатель : принцы Тосихито и Тоситада, Кобори Энсю

Дворцовый ансамбль Кацура был задуман как место уединения и отшельничества для членов императорской семьи. Он расположен близ реки Кацура к юго-западу от Киото, который был столицей Японии более тысячи лет.

Главный дворцовый павильон представляет собой простую деревянную стоечно-балочную конструкцию с комнатами, застеленными соломенными циновками-татами, и приподнятой открытой верандой, откуда можно было созерцать красоту окружающей природы. Сад, деревья и небольшие павильоны, расположенные вокруг главного здания ансамбля, соединяются хитроумно проложенными тропинками и напоминают волшебные пейзажи, воспетые в японской средневековой поэзии. Подчеркнуто простые дворцовые постройки гармонируют с окружающим пространством и как бы стирают грань между искусственным и естественным. Сделанные рукой человека изгороди и дорожки из камней под действием времени все более органично вписываются в ландшафт, а пышная растительность благодаря тщательному и регулярному уходу выглядит особенно декоративной.

Дворцовые постройки и сады пришли в упадок в период Мэйдзи (1868-1912 гг.) и были в запустении, пока немецкий зодчий-модернист Бруно Таут не открыл глаза европейцам на народную японскую архитектуру. Во дворце побывали многие знаменитые архитекторы, в том числе Франк Ллойд Райт , Ле Корбузье и . Их поразило умение японцев использовать природные материалы, изумила простота, гибкость и подвижность форм, которые в ту пору вполне соответствовали вкусам американцев и европейцев.

Архитектура дворца Кацура

  1. Растительность . Только с близкого расстояния можно разглядеть, что деревья и кустарники, столь естественные на вид, аккуратно подстрижены. Расположение растений, окружающих дворец, создает впечатление гармонического равновесия между покоем и движением, между строгой формой и фантазией художника.
  2. «Секинтэй ». «Секинтэй», или «Павильон сосны-лютни», — самый важный среди чайных павильонов. Каменный мостик связывает его с дорожкой, ведущей к центральному павильону – сеину. «Секинтэй» покрыт простой соломенной крышей; внутри – перегородки из дерева, бумаги и бамбука. В кухне есть все необходимое для чайной церемонии, которая исполняется в главном помещении, где гости сидят прямо на татами. Приподнятое на столбах здание тесно связано с окружающим пространством, а его отделка очень проста. Некоторые наружные колонны нарочито не отделаны – древесная кора, покрывающая их, оставлена нетронутой. Все балки, однако, тщательно отшлифованы – этим приемом подчеркнута естественная красота древесины.
  3. Нависающие крыши. Сильно выступающие свесы крыш защищают внутреннее помещение от палящего зноя и дождя – вода стекает по ним на полоску гравия, окаймляющую дом. Рассеянный свет, проникающий в помещение, отражается от каменных дорожек и смягчается тонкими бумажными экранами, которые вставлены в скользящие двери – седзи. Седзи в японском доме заменяют окна.
  4. Тяга к уединению. Тяга к уединению и отшельнической жизни нашла отражение в названии одного из чайных павильонов – «Павильон насмешливых мыслей» («Сеи-кэн»). Название навеяно произведениями китайского поэта Ли Бо, ставшего отшельником, чтобы посмеяться над мирской суетой.
  5. Сеин. Главный дворцовый павильон выстроен в национальном архитектурном стиле сенн-дзукури. Здание предназначалось для уединенных занятий икебаной, живописью, чтением и каллиграфией.
  6. Камни. Камни на поросшей травой и мхом лужайке намечают живописные петляющие тропинки, ведущие к павильонам и островки на озере. Гладкие и шершавые валуны тщательно подобраны и уложены намеренно неровно, чтобы создать контраст с прямыми дорожками, окаймляющими здание.
  7. Сезонные изменения. Архитектура здания обеспечивает сквозную вентиляцию, что необходимо во влажное и жаркое время года. Однако отсутствие утепления и теплоизоляции делает дом уязвимым в период зимней сырости и холодов. В этом хрупком, незащищенном доме эстетические переживания, связанные со сменой времен года, — предчувствие весеннего цветения сакуры и тоска по опавшим осенним листьям – приобретает особую остроту.
  8. Веранда. Выстланная бамбуком веранда, приподнята над землей. С этого места созерцали отражение луны на глади озера. Значение слова «кацура» ассоциируется с деревьями, луной и миром грез.
  9. Озеро. Группа небрежно разбросанных камней ведет к небольшому искусственному озеру. По озеру совершали ночные лодочные прогулки, любуясь восходящей луной. Дорожка, бегущая вдоль озера, огибает участки сада, в миниатюре воспроизводящие различные ландшафты.

    Источники:

  • Боговая И.О.,Фурсова Л.М. "Ландшафтное искусство", Агропромиздат, 1988 г.
  • Иконников А.В. Художественный язык архитектуры М.: Искусство, 1985 г., ил.

ЗАГОРОДНЫЙ ДВОРЕЦ КАЦУРА В КИОТО

Средний Сёин

Японский город Киото - не просто удивительный город с замечательными памятниками архитектуры. На полтора миллиона жителей Киото сегодня приходится около 200 храмов, сотни парков и десятки дворцов. Сами японцы называют свой город национальным сокровищем, и действительно пятая часть всех шедевров японской архитектуры находится именно в Киото.

Но Киото - это еще и совершенно особое место, обладающее неотразимой магией. История города началась 22 октября 794 года, когда император Камму и наследный принц въехали в новую столицу, названную «Хэйан», - город мира и спокойствия. До этого японская столица находилась в городе Нагаока, но дворцовые интриги привели к политическому убийству, и тогда императорский двор решил поменять место своего пребывания, так как город был осквернен пролитой кровью.

Для выбора новой столицы была выбрана деревня Уда в уезде Кадоно. Сюда в 792 году император приезжал дважды, чтобы осмотреть место, выбранное его приближенными. Деревня располагалась в живописной долине среди гор, и строительные работы здесь началисьуже в 793 году. Японский императорский двор тогда во всем следовал китайским образцам, и новую столицу построили на китайский манер - с ровными улицами, пересекающимися под прямым углом.

Более тысячи лет Киото был столицей Страны восходящего солнца, то становясь жертвой пожаров и междоусобиц, то переживая времена расцвета. Волны истории унесли многие уникальные памятники и шедевры архитектуры, но и то, что сохранилось, поражает всех побывавших в городе строгостью и скупостью линий, пышностью и богатством красок.

Сейчас исторических построек и памятников, храмов и святынь, дворцов, оград и садов в Киото столько, что повсюду можно встретить какую-либо достопримечательность: полого прогнутую крышу храма, поднимающуюся вдали пагоду или улочку, на которую выходят фасады старинных домов. Особой гордостью японцев по праву считается дворцовый комплекс Кацура, его средневековая простота и красота постоянно меняющихся парковых ландшафтов, гармонично сочетающихся с изящными павильонами и беседками.

Кацура Рикю строился как загородный императорский дворец. Известно, что с IX века землей, на которой сейчас расположен дворцовый комплекс, владела аристократическая семья Фудзивара, а вначале XVII века ее приобрел, принц Тосихито, одаренный многими талантами. Он знал классическую японскую и китайскую поэзию, любил рисовать и играть на кото, был мастером аранжировки цветов и большим почитателем чайной церемонии.

В 1615 году принц Тосихито приступил к возведению дворца, первые постройки которого отличались той простотой, которая свидетельствовала о безупречном вкусе его хозяина. В кругах исследователей существует предположение, что принц Тосихито пользовался советами Кобори Энсю - гениального зодчего, поэта, гончара, мастера чайной церемонии и специалиста в планировке садов в одном лице. Правда, сохранились исторические записи, что декоративным устройством сада занимались другие мастера, однако стиль К.Энсю чувствуется повсюду. Однако сам принц не успел насладиться красотой своего загородного дворца, а после его смерти и вообще все пришло в запустение.

Второй этап в строительстве дворца связан с сыном Тосихито Тосидада, который унаследовал таланты своего отца, а финансовую проблему решила его женитьба на дочери богатого феодала Маэда. Новые постройки Тосидада нисколько не нарушали первоначальных замыслов его отца, а наоборот, - органично вписались в уже созданное, и таким образом по красоте и архитектурному решению получился единый дворцовый комплекс.

Дворцовый ансамбль, построенный на берегу реки Кацура, занимает площадь в 56 000 квадратных метров. В центре находится большой пруд весьма своеобразной формы с пятью островками, соединенными друг с другом деревянными или каменными мостиками.

Главная часть дворцового ансамбля объединяет в единое целое три здания - старый сёинх, средний сёин и новый дворец. Здания старого и среднего сёин расположены таким образом, чтобы избежать солнечных лучей летом, но ловить мягкие солнечные лучи зимой, а осенью дать возможность любоваться полной луной. Их крыши, благодаря разной высоте зданий, своими нависающими карнизами создают разнообразный живописный ритм.

Первый этаж каждой постройки окружен верандой, которая от внешнего пространства отделяется сёдзи - раздвижными стенками. Веранда поднята над землей на высоких и тонких деревянных подпорках. Комнаты, как и веранды, имеют раздвижные стены, сделанные из деревянных рам с наклеенной на них плотной бумагой. Такие стены могут разграничивать интерьеры и отделять их от окружающей природы. Принц Тосихито очень любил любоваться луной и соорудил в старом сёин для этого специальный помост.

В среднем сёин располагались жилые комнаты Тосихито. Интерьер их очень интересен, так как пейзаж на стенах и раздвижных стенках воспринимается как естественный ландшафт, видный в раскрытые двери. Таким образом как бы уничтожается граница между внутренним и внешним пространством.

Средний сёин с новым дворцом соединяется комнатой для хранения музыкальных инструментов, а обрамляет ее широкая веранда для музицирования. Двери между музыкальной комнатой и новым дворцом украшены очень своеобразно. Это цветы, характерные для каждого времени года: весной - сакура и глициния, летом - сусуки и хибискуе, осенью - хризантемы, зимой - слива, камелия и нарциссы.

Изысканную простоту дворцу Кацура придают и натуральные строительные материалы, играющие огромную роль в художественном оформлении зданий. Криптомерия натурального цвета, плетеная решетчатая ограда из бамбука, белые раздвижные стены, дорожки из камня на фоне мха, усыпанные мелкими камешками водостоки - все создает ощущение благородной простоты.

Составной частью дворцового комплекса Кацура являются чайные домики, стоящие на берегу пруда, без которого невозможно представить себе традиционный японский сад. Сама водная гладь как бы становится материалом для бесконечного чередования пейзажей, рассчитанных на разное время года, дня и на разную погоду.

Одна часть пруда в Кацура славится, например, романтическим отражением осенней луны, воспетым многими поэтами.

Самый изящный из чайных павильонов - Сёкинтэй, превосходящий своей декоративностью все другие чайные домики той эпохи. Восточной, западной и северной сторонами он обращен к пруду; низко нависающая крыша Сёкинтэй даже в жаркий день сохраняе тв нем прохладу.

В этом павильоне расположено несколько комнат. В первой находится токонома (стенная ниша с приподнятым полом) и каменный очаг, который используется зимой. Бумага в нише имеет форму больших квадратов - белых и синих. Такая форма повторяется и в напольных циновках, и в раздвижных стенах.

Последняя комната павильона Сёкинтэй открывается в сад. Такой постепенный переход интерьера в пространство сада, который в свою очередь переходит в естественный пейзаж, - одна из характерных черт японской архитектуры.

Даже звук ветра и пение птиц играют большую роль в создании эмоционального настроения. Ведь Сёкинтэй - это павильон «сосны и лютни», когда шум ветра, играющего в окружающих его соснах, в комнатах воспринимается как звуки лютни.

Своеобразие другому чайному павильону - Гэппаро - придает осеннее время года. Рядом с павильоном растут клены, листья которых багровеют осенью. Из этого павильона можно любоваться отражением луны в пруду, а с веранды старого сёин наблюдать ее восход.

На территории дворцового комплекса есть и буддийский храм, выстроенный в китайском стиле. Принц Тосидада посвятил его своему отцу.

Загородный императорский дворец Кацура знаменит не только архитектурой своих построек. Дворцовый сад сочетает в себе черты самых разнообразных парковых ансамблей, но общий его характер приближается к стилю чайных садов, когда восприятие пейзажа происходит в процессе движения, направление и ритм которому задают дорожки.

Посещение дворцового комплекса Кацура обычно и состоит из недолгой прогулки по причудливо извивающимся дорожкам парка. Парк, собственно, и задумывался для прогулок и любования пейзажами, созданными искуснейшими садовниками. Когда вы прогуливаетесь по парку, пейзаж меняется вместе с вашим движением: например, пруд то полностью исчезает, то появляется перед вами совершенно неожиданно. Постоянное движение пространства - это особенность традиционной японской архитектуры, ведь японцы - великие мастера вмещать природу в небольшое пространство.

Один из знаменитых посетителей Кацура сказал, что этот дворцовый комплекс создавался, чтобы «думать глазами». Это высказывание становится понятным даже после короткой прогулки по дворцу, когда один раз в году его двери открываются для посетителей.

Среди многих достопримечательностей дворца им показывают «Палату покоя и прохлады», в которой во время торжественных церемоний император восседал на циновочном помосте под дорогими шелковыми балдахинами. К этому помосту ведет лестница, по сторонам которой расположились два деревянных льва, охраняющих императора от злых сил. Когда посетитель при входе в «Палату покоя и прохлады» наступал на одну из досок, с помощью специального устройства тотчас поднималась тревога и появлялась грозная стража.

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ДВОРЕЦ ЦАРЯ МИНОСА НА КРИТЕ Кносский дворец. Середина II тысячелетия до н. э На самом большом острове Средиземного моря - Крите - располагался город Кносс, находившийся от моря в четырех километрах и занимавший площадь 1800х1500 метров.В Кноссе величайший афинский художник,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

СТАРЫЙ ЗАМОК В БЕРЛИНЕ - ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ Дворец Республики и Собор История сооружения этого дворца начинается в 1443 году, когда на берегах Шпрее для курфюрста Фридриха II был возведен замок. Впоследствии этот дворец перестраивался, и в XVI веке он представлял собой

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СР) автора БСЭ

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги 100 великих заповедников и парков автора Юдина Наталья Алексеевна

Из книги 100 великих музеев мира автора Ионина Надежда

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Большой дворец и Малый дворец Чуть в стороне от Елисейских Полей, между площадями Рон-Пуэн (Rond-Point des Champs-Elys?es) и Согласия, видны здания двух выставочных залов – неоклассического Большого дворца (Grand Palais), со стеклянной крышей и колоннами, и Малого дворца (Petit Palais). Оба были

Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ Загородный проспект проходит от Владимирской до Технологической площади.20 августа 1739 года указом императрицы Анны Иоанновны по докладу Комиссии о санктпетербургском строении этому проезду было присвоено название Большая Загородная улица. Связано

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

Кацура Дворцовый парк Кацура расположен на берегу реки Кацура, на окраине Киото. Он был заложен в 1602 году на плоской местности.В парке развитая сеть прудов и каналов, а также небольшие искусственные холмы, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Ансамбль Кацура

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Вечная красота Киото Японский город Киото с самого начала, 12 веков назад, строился как столица. Планировку его можно сравнить с прямыми, как стрела, ленинградскими проспектами, пересекаемыми под прямым углом другими улицами.Император Камму, перенесший в 794 году в Киото

Из книги автора

Загородный проспект Загородный проспект проходит от Владимирской до Технологической площади.20 августа 1739 года указом императрицы Анны Иоанновны по докладу Комиссии о Санкт-Петербургском строении этому проезду было присвоено название Большая Загородная улица. Связано

Из книги автора

Киото Это совершенно особое место. Здесь зарождалась японская культура… Построенный по примеру китайской столицы, Киото очень прост в смысле ориентации в пространстве. Прямые улицы не петляют, а идут прямыми линиями. Каждый день в Киото стекаются толпы туристов. И не

Из книги автора

Загородный дом Живя за городом, нужно особенно серьезно относиться к правилам безопасности, ведь вы находитесь вдалеке от людей и от правоохранительных органов.Меры предосторожности: Обязательно установите вокруг вашего дома высокий забор. На верхнюю часть забора

Из книги автора

Средний Это король всей ЛОР-патологии: воспаление среднего уха или барабанной полости – места, где воспринимается звук. Сюда воспаление пробирается как осложнение заболеваний носа и глотки (ОРЗ же), когда евстахиева труба (канал, который соединяет ухо с горлом)