Изменить отношение к болезни и открыть окно в небо: пациенты онкоцентра совершили паломническую поездку в Новоуткинск. Поселок новоуткинск и новоуткинская пещера Как добраться до Новоуткинска

  • 31.10.2023

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Новая Утка

«Совсем недавно мы видели из окна лишь другие корпуса онкоцентра. Это были грустные окна. А в храме, куда мы приехали, увидели окно в небо - икону», - так начала свой рассказ о паломнической поездке подопечная и доброволец Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии Елена Мухина. В храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в поселке Новоуткинске Елена отправилась вместе с такими же «бывшими» и настоящими пациентами Областного онкоцентра и сестрой милосердия Татьяной Гашевой. Для таких подопечных паломнические поездки бесплатные, а точнее они являются подарком от жертвователей Православной службы милосердия.

- Старинный храм, восстановленный в начале XXI века, красивый и величественный. Его видно издалека, так как он расположен на высоком берегу реки Утки. А внутри сокровище - старинные иконы; какие-то реставрированы, другие вновь написаны на древних досках. Они завораживают: смотришь на лик святого и уже не видишь склеенной трещины в доске, потрескавшихся красок, а благодаришь Бога за чудо, ведь иконы сохранились в страшные годы гонений, передавались из рода в род. Их истории рассказывает нам батюшка. Мы тоже поблуждали в жизни, души наши тоже «потрескались», тело у кого-то порезано, у кого-то пропитано химией. Но сейчас и иконы, и мы в храме - мы встретились, - рассказывает Елена Мухина.

Наша спутница Анечка Егорова оказалась в паломнической группе, как она думает, «случайно». Два года назад она проходила лечение в онкоцентре, видела сестру милосердия, но не общалась (то ли стеснялась, то ли было совсем тяжело и не до того). Но соседка по палате Наталья пригласила ее в паломничество сейчас, когда болезнь отступила. Аня тоже тихо вникает в храм и его атмосферу, а потом признается, что это лучший способ отвлечься от своей болезни и от всей житейской городской суеты с пользой для души. Она с благоговением подходит к иконам.


Отец Александр рассказывает истории древних икон

Настоятель отец Александр - батюшка удивительный. Запомнились его слова, что нужно жить и ничего не бояться, ни жизни, ни смерти, полностью доверяясь Господу.

Благодать Святаго Духа живет в этом храме, поэтому там мироточат иконы (видны следы на доске), поэтому и не хочется уходить, а на душе тепло и мирно. Но тепло и мир умножаются, даже когда мы из храма выходим - нас встречают здесь как дорогих гостей, кормят вкусным обедом, дарят пасхальные яйца. Приход живет по монастырскому уставу, кушают два раза в день, но такого пышного постного теста мне пробовать еще не приходилось.

Все хорошо там, где люди любят Бога. Рядом с храмом на бывшем пустыре прихожане насадили кедры, ели, пихты. Летом храм будет окружен цветниками, вокруг которых идет местная Богородичная канавка. Каждый день в 19:30 в независимости от погоды и сезона сюда приходят те, кто хочет, к Пресвятой Богородице. Мы тоже идем этим молитвенным путем, три раза обходя садик и читая молитву «Богородице Дево радуйся». Вот бы и по жизни так же идти…


Паломническая группа из Областного онкоцентра

Напомним, что сестринский пост милосердия действует в Областном онкоцентре с 2014 года. Служение там несет сестра милосердия и психолог Татьяна Гашева, вокруг которой сформировалась небольшая команда добровольцев (четыре человека), в-основном, состоящая из тех, кто уже пережил тяжелую болезнь сам или вместе со своими близкими. Вместе они поддерживают несколько сотен подопечных в месяц. Благодаря помощи неравнодушных людей, жертвующих средства на оплату автобуса для паломников, с конца 2017 года подопечные из онкоцентра регулярно выезжают в паломнические поездки вместе с Православной службой милосердия Екатеринбургской епархии. Группу почти всегда сопровождает священник. За прошедшие полгода подопечные побывали у святынь Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Тарасково, Среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов», монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме и других храмов Екатеринбургской митрополии.

В 1749 году на реке Утке, левый приток реки Чусовой был пущен в действие чугунноплавильный и железоделательный завод, получивший наименование Уткинский казённый. Предприятие строилось на средства казны, но в 1758 году объявился первый частный владелец Ягужинский, который в 1778 году продал завод Савве Яковлеву.

С тех пор завод и посёлок при нём стали именоваться Уткой Яковлева.

Название Новоуткинск "родилось" из имени села Новая Утка. Почему Новая? Потому что на другой реке Утке стоит более старый завод, принадлежавший другому хозяину. Чтобы их не путать, они именовались по фамилии владельцев: Утка Демидова (Староуткинск) и Утка Яковлева (Новоуткинск). Первые названия существовали до революции, вторые - присвоены после революции, в 20-х годах XX века.

В мае 1754 году при императрице Елизавете Петровне (1709—1762), дочери Петра I и Екатерины I, был подписан указ о продаже казенных заводов. Гороблагодатские заводы: Туранский, Кушвинский, Баранчинский и строившийся на реке Тура ему, генера-ланшефу Петру Ивановичу Шувалову. Уплата денег за заводы была рассрочена на 10 лет.
Юговские заводы отданы графу Чернышеву. Алапаевский, Синячихинский и Суксунский лейб — гвардии Измайловского полка секунд — майору А. Гурьеву. Пыскорский, Висимский и Мотовилихинский — графу Михаилу Ларионовичу Воронцову. Верх-Исетские, брату его, Роману Ларионовичу Воронцову. Сысертские, Полевской и Северский, по какой-то случайности, попал в руки соликамскому солепромышленнику Турчанинову. Сыльвинский и Уткинский — камергеру Ягужинскому.

В руках казны остались только два завода: Екатеринбургский и Каменский. Итак, Уткинский завод получил в партикулярное содержание в 1758 г. Сергей Павлович Ягужинский, граф, действительный камергер "со всеми к оному лесами, землями и принадлежностьми".

В 1779 г. у завода появился новый хозяин Савва Яковлевич Яковлев 1712—1784г.г., в прошлом — Собакин, (фамилию сменил после одного преступления), основатель династии русских промышленников, коллежский асессор. Выходец из патриарших крестьян города Осташково, занимался поставками съестных припасов царскому двору, подрядами на армию, участник таможенных и винных откупов. Разбогатев, стал вкладывать капитал в промышленность. В 1762 г. получил потомственное дворянство.

В 1760—70г.г., покупает парусно-полотняную Большую Ярославскую мануфактуру, кожевенный завод в Петербурге, горные заводы на Урале: Верхне-Тагильский, Невьянские, Ирбитский, Режевской, Верх-Исетские и другие — всего 22 завода. В Верх-Исетскую группу входил Уткинский чугуноплавильный и железоделательный завод. Савва Яковлев стал крупнейшим заводовладельцем. После его смерти огромное состояние было разделено следующим образом: Яковлев Петр Саввич стал владельцем заводами Невьянской группы, Яковлев Сергей Саввич — Алапаевской группы, Яковлев Иван Саввич — Верх-Исетской группы.

Яковлевой Марии Ивановне, вдове, госпоже Асеесорше, достался на Указную часть Уткинский завод, а от нее куплен с совершении в 1788 г. Марта в 24 день купчей крепости нынешним содержателем Коллежским Советником Иваном Яковлевым.

Портрет Саввы Яковлевича Яковлева 1767г.

Что же представлял собой Уткинский завод при Иване Саввиче Яковлеве? Плотин одна, длиною 139,5 шириною снизу 24, сверху 14 сажень. Фабрик при заводе: каменных-доменная 1, молотовая и кричная 1, при лесопильной — слесарная 1, кузница деревянная 1, Доменная печь — 1. Колош в сутки проходит по спуске домны от 28 до 30, а когда оная действием обойдется, тогда до 36 и более; чугун в сутки выпускается 4 раза, в каждый выпуск получается от 120 до 140 пудов, в сутки от 450 до 550 пудов. Руд проплавляется от 750 до 850, иногда от 900 до 1000 в сутки.
При заводе домов господских 3, мастерских и обывательских — 114. Мастеровых и работных людей по последней 5 ревизии (1795 г.) числится мужскаго 244, в том числе казенных 238, вечноотданных 6..., женскаго пола 253, сверх того каждого дне бывает при добыче руд вольных работников от 100 до 140 человек. Приписных Государственных крестьян при сем Уткинском заводе написано по последней 5 ревизии живущих в 4,55,66 и 125 верстах мужескаго пола 872 души. Лошадей при заводе 35.

Наследники Саввы Яковлева (сыновья Петр, Иван, Сергей) активной предпринимательской деятельностью не занимались. Основанные на принудительной труде, предприятия Яковлевых в начале XIX века стали приходить в упадок, многие из них были проданы.

По переписи 1912 года в Уткинской волости, границы которой к этому времени расширены: кроме завода и деревни Кузино, теперь входит деревня Каменка и село Уткинская Слобода, проживало лиц мужского пола - 2535, лиц женского пола - 2478. На 5013 жителей Уткинской волости в 1912 году приходилось 1023 двора. В Новоуткинскинскую волость на рубеже 1923 года входят - село Слобода, деревни Каменка и Кузино (со станцией), станция Коуровка, Уткинский завод, и ещё около 10 небольших поселении типа казарм. В 1927 году на базе старого предприятия был создан механический завод, входивший в распоряжение треста "Востоксталь", который обеспечивал механизацию лесоразработок Урала. В 1937 году село Новая Утка переименовали в рабочий посёлок Новоуткинск, а через год завод передан тресту "Союзасбест" наркомата строительных материалов.

Новоуткинский чугуно-литейный и железоделательный завод 1905 год.
Художник Векшин В.П.

В 1931 году непроизводственные утчане объединились в колхоз "Ленинский путь".

В 1941 году завод принял под свою крышу эвакуированное сюда оборудование ленинградского завода "Электрик". На уральской земле "родилось" новое предприятие - завод электро-сварочных машин и аппаратов (ЭСМА), в последствии ставший именоваться заводом "Искра".

Заводоуправление "Искра"

Родился в г. Лысьва Пермской области в 1949г. Учился после школы на филологическом факультете Пермского университета и в начале 70х гг. в ГИТИСе, режиссерский факультет, мастерская Ю.А. Завадского. По окончании последнего работал в театрах Минска, Кишинева, Тулы.

Посещал поэтический семинар Анатолия Жигулина при С.П. В 1978г. принял Святое Крещение. Жил в Москве, осуществил несколько работ в Москонцерте, затем в 1982 году переехал в Вел. Устюг и затем в пос. Висим на Урале, где стал служить псаломщиком в Церкви, затем в Н. Тагиле и в Перми. В 1986г. вновь с семьей (5 чел. детей) переехал в Москву, где продолжал служить псаломщиком в московских храмах и, наконец, в 1988 рукоположен во иерея в Екатеринбургской епархии, и поочередно служил в храмах Кургана, села Боровское (там Божией милостью был устроен монастырь Похвалы Божией Матери), пос. Пристань на Уфе, затем вновь село Боровское и теперь осуществляет служение в пос. Новая Утка в храме Успения Пресвятой Богородицы, где также по послушанию усилиями духовных чад возводится Шамарский женский монастырь в урочище Малый Лип на границе с Пермским краем, полностью разрушенный, основание которого как последнего монастыря Царской России (ноябрь 1916г.) непосредственно связан со Св. прм. Великой Княгиней Елизаветой Федоровной.

В 1989 году настоятелем Никольского храма в селе Боровское становится протоиерей Александр Никулин. Имеющий два высших образования - филфак Пермского университета и режиссёрский факультет Московского ГИТИСа, служивший в храмах Москвы и Урала, отец Александр отличился среди священников принципиальностью и бескомпромиссностью в своих отношениях как с духовной, так и со светской властью. Это негативно отражалось на его служебной карьере. Его неуступчивость и стала причиной перевода из Кургана (Храм в Смолино) в с. Боровское, как выразился о. Александр - в первую священническую ссылку. А вот как происходило его появление в церкви:

«Почти посередине храма стоял огромный стол, за ним сидел маленький человек.
- Вы кто?
- Я бухгалтер церкви.
- А что сидишь?
- Я неверующий.
- А что тебе знать надо?
- Меня поставили от отдела по делам религии.
- Дак там и сиди! Здесь же храм Божий! Давайте, освобождайте храм, это для верующих, а у Вас весь

Советский Союз...
На следующий день вызвали к владыке, который долго «разорялся», что со мной одна морока, что он жалеет о том дне, когда меня рукоположил».

Освоившись в Боровой, о. Александр в 1992 году объединяет некоторых женщин-прихожан в церковную общину на новых принципах, на принципах церковной семьи по типу обители. Всё стало общим - скорбь, радость, забота и нужды. Но прежде чем устроить обитель, объехали всех известных старцев и получили их благословения. Одновременно с созданием обители началось устроение Богородичного садика возле храма. Священники вместе с прихожанами в холодную осень вытаскивали плавающие в болоте брёвна и приспосабливали их под столбики (сейчас ограда уже каменная). Вручную засыпали болотца, посадили цветы и деревья. С 1993 года в Богородичном садике каждодневно стали совершать богородичное правило. На пригорке на месте мусорной свалки, заросшей репейниками, построили прекрасную деревянную часовню в честь Святой Троицы, чем-то похожую на знаменитые Кижи. Необычен и иконостас часовни, сплетённый из древесных ветвей.

Невелик Богородичный садик, но до чего же красив и уютен! Искусственный водоёмчик в обрамлении цветов и кустарников, короткая аллея, составом деревьев напоминающая дендрарий - представлены все хвойные. Здесь сосна и ель, кедр и лиственница, пихта и можжевельник! Растёт молодой дубок, выращенный из жёлудя, другие лиственные. Всё это великолепие устроено тоже стараниями о. Александра. Он, кстати, большой любитель туристических походов, был в Крыму, в Закарпатье, на Кавказе и на Байкале. В 1997 году вместе с сегодняшним Катайским батюшкой о. Евфимием забрались снова на Северный Урал, в любимое место - хребет Басеги, откуда с трудом выбрались в сильнейший снегопад и дождь.

Из подобных поездок в ближайшие уральские леса и привозил о. Александр выкопанные саженцы, которые с трудом приживались, и приходилось ему заменять их по несколько раз в год. Ну а сегодня приезжайте в Боровую и зайдите в Богородичный садик, посидите на скамейке, задумайтесь о вечном...

Когда в 1996 году в общине появились три девочки-подростка, три отроковицы, было решено создать Девичью обитель. В 2000 году обитель стала женским монастырём Похвалы Божией Матери во главе с настоятельницей игуменьей Вассой (Ляпиной), которая находилась до этого в общине более 10 лет. За годы службы в Боровой о. Александра его стараниями и пастырским руководством монастырь расширился и укрепился. Здесь есть жилые корпуса и трапезная, мастерские, скотный двор... Храм святителя Николая стал трёхпрестольным, то есть, построен придел, освещенный в честь Царственных мучеников, членов царской семьи, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Надо сказать, что о. Александр еще с юности был неравнодушен к истории последнего русского царя, и, приступив к служению в Боровой, он много сделал для почитания убиенных. На левой стороне придела размещены 7 икон с изображением всех членов царской семьи в полный рост, а также икона преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Необычна новописанная икона «Жертва усердная» с изображением Св. Иоанна Крестителя с главой

Государя страстотерпца на блюде.

Престольный праздник - 17 июля. Через дорогу от храма в 2-х этажном деревянном доме, возвращенном церкви (при Советской власти в нем находилась шко¬ла), на 2-м этаже устроена Царская Комната. Многочисленные репродукции и фотографии посвящены царской семье. Есть здесь и широко известная фотография, глядя на которую я неожиданно для себя пробормотал знаменитые строчки Георгия Иванова:

Эмалевый крестик в петлице,
И серой тужурки сукно.
Какие печальные лица,
И как это было давно...
Какие прекрасные лица,
И как безнадёжно бледны
Наследник, Императрица,
Четыре Великих Княжны...
1949г.

В монастыре постоянно читаются канон и манифест Царю-мученику.

Одновременно с организацией женской обители О.Александр основывает и мужской скит. Он располагается на месте исчезнувшей деревни Чёрный Яр (Ярок), за Черемисской, на землях Далматовского района. Большая территория обнесена деревянным забором, в центре - единственное уцелевшие строение - каменная часовня, вновь восстановленная после того, как при Советской власти её переделали под магазин. На территории этого Покровско-Далматовского скита имеются жилые помещения, хозпостройки, баня, звонница. Поначалу там поселился иеромонах Герасим и около 10 человек братии. Место красивое, на высоком правом берегу Исетской старицы с немалыми огородно-карто-фельными угодьями, но уединённое. Зимой сюда можно попасть только на лыжах. Отшельническая жизнь видимо оказалась непосильной для братии.

Сегодня скит стал как бы подсобным хозяйством монастыря, куда в летний сезон ездят на УАЗике работать на огороде и картофельном поле «вахтовики»-монахи.

Немало было ещё планов у о. Александра. Предполагал он построить в Боровой огромный собор, создать духовное училище, но... Как он сам пишет: «На 55 году жизни я остался без церкви, без дела, которому служил каждым вздохом - и всё это случилось путём вероломной клеветы, подкупа, обмана, которые вьются возле меня доселе...».

В настоящее время о. Александр служит в пос. Новая Утка за г. Первоуральском в храме Успения Пресвятой Богородицы. Восстанавливается полуразрушенная церковь, неподалёку обустраивается для церковных нужд заброшенное 2-этажное здание бывшего заводоуправления местного «лежачего» завода. Мало того, на границе с Пермским краем в урочище Малый Лип возводится Шамарский женский монастырь на месте полностью разрушенного последнего монастыря Царской России (ноябрь 1916 г.). Иногда, по понедельникам, о. Александр приезжает в Екатеринбург служить вечером в нижней части Храма-на-Крови.
Что ж, отец Александр верен себе! Славного человека лишился Катайск.

Эта статья посвящена истории, особенностям и достопримечательностям поселка Новоуткинск (Свердловская область), а также Новоуткинской пещере.

В основе имени этого населенного пункта – название реки Утка, на которой он возник. Длина реки Утка около 100 километров. Раньше её называли Дикая Утка или Верхняя Утка. Утка является левым притоком реки Чусовой . Интересно, что на Чусовой целых три речки с таким названием. Помимо этой, в 50 километрах ниже, в поселке Староуткинск , так же слева в Чусовую впадает ещё одна Утка. А ещё ниже по течению, в деревне Усть-Утка, Чусовая принимает правый приток - Межевую Утку. Близ устья реки Утка действовала Уткинская пристань – первая на реке Чусовой. До постройки на Урале железной дороги каждую весну отсюда отправлялись железные караваны – барки с выплавленным на уральских заводах металлом.

Лингвисты считают, что название реки возникло не от обилия птиц уток, а от мансийских слов «вуть-ка» - «река, по которой проходит путь». Русские видоизменили название на привычный лад - и возникла река Утка. Хотя известный уральский лингвист А.К. Матвеев был иного мнения:

«Наиболее вероятно, что эти названия связаны со словом утя - „вода“, записанным в XVIII веке в чусовском диалекте мансийского языка. Ныне этот диалект уже не существует».

История Новоуткинска

В 1749 году на реке Утке в 3 километрах выше от ее устья казной был пущен Уткинский железоделательный завод, входивший в Верх-Исетский горный округ. Плотину возвёл известный демидовский плотинный мастер Леонтий Злобин.

Новоуткинский завод, 1905 г. Художник В. Векшин. Музей школы №26 пос. Новоуткинск

Готовая продукция отправлялась для переделки на Сылвенский завод. В 1758 году завод передали графу С.П. Ягужинскому. При Ягужинском Уткинский и Сылвенский заводы оказались в долгах. В 1765 году Берг-коллегия рассматривала вопрос о возвращении обеих заводов в казну. Уткинский завод в то время останавливал работу. Завод оставили за Ягужинским. Позже предприятие вновь заработало.

В годы Крестьянской войны Уткинский завод оказался в зоне боевых действий. 29 января 1774 года его захватили и разграбили повстанцы. В сентябре 1778 года Ягужинский продал заводы Савве Яковлеву (Собакину). За заводом и посёлком при нём закрепилось название Утка Яковлева.

Яковлев восстановил завод, выплавка чугуна увеличилась. В 1780-е годы началось и производство кричного железа.

Именно с Уткинского завода начался взлёт по карьерной лестнице Григория Зотова, который был переведён отсюда на должность управляющего Верх-Исетским заводом. Позже за свою жестокость он получил прозвище «кыштымский зверь».

После смерти Яковлева, завод переходил к его сыновьям и внукам. С 1862 года владелицей завода стала графиня Н.А. Стенбок-Фермор. Здесь действовали фабрики: доменная, кричная, раскатная, гвоздильная, кузнечная, слесарная, в которых имелись домна, вагранка, 2 калильные печи, 2 кричных горна с 4 огнями, 1 гвоздарный и 9 кузнечных горнов, 2 кричных молота и 3 гвоздильных молота. В последующие годы завод и его оборудование реконструировались и модернизировались.

В 1899 году Уткинский завод перешел в собственность семейного паевого товарищества наследников графини Н.А. Стенбок-Фермор. Разразившийся в начале XX века промышленный кризис отрицательно сказался на работе предприятия. В 1908 году завод стал собственностью акционерного общества Верхисетских горных и механических заводов, бывших Яковлева, которое в 1910 году преобразовалось в акционерное общество Верхисетских горных и механических заводов.

16 января 1918 года завод национализировали. Во время Гражданской войны, в 1918 году красноармейцами был расстрелян местный священник, а также другие «антибольшевистские деятели» Новоуткинского завода. Завод пострадал во время войны, оборудование устарело и было разрушено, а месторождения местной железной руды были выработаны. В связи с этим, после Гражданской войны чугуноплавильное производство на заводе больше не возобновлялось. В 1927 году на его производственной базе создан Новоуткинский механический завод, где выпускалось горное оборудование. В годы Великой Отечественной войны сюда эвакуировали ленинградский завод «Электрик». Так возник Новоуткинский завод электросварочных машин и аппаратов, позже получивший название «Искра». Завод и по сей день выпускает электросварочное оборудование.

В советское время посёлок стали называть Новой Уткой (поскольку ниже по Чусовой есть Утка Старая - Староуткинск). Сейчас официально это посёлок Новоуткинск, хотя местные жители на бытовом уровне и сейчас называют его Новой Уткой. Население посёлка - 5360 человек (согласно переписи 2010 года).

Главная достопримечательность поселка – Новоуткинская пещера. Она расположена в черте поселка в известняковых скалах правого берега реки Утка в 1 километре ниже плотины пруда.

Вход в пещеру


Пещера небольшая по протяженности – 15 метров. Пригнувшись за привходовым гротом, вы попадёте в большой и высокий (до 5 метров в ширину и 3 метров в высоту) второй грот пещеры. Сводчатый потолок не имеет натёков. Пол покрыт землёй.

Ураловеды в Новоуткинской пещере

Пещера впервые описана В.И. Меллером в 1875 году. Ф.Ю. Гебауэр проводил тут археологические раскопки. Сейчас пещеру облюбовали представители РПЦ для празднования Рождества. В пещере можно заметить остатки рождественского вертепа.

GPS-координаты Новоуткинской пещеры: N 56° 59.908´; E 59° 33.548´.

Креативная водокачка около пещеры

Что еще посмотреть в Новоуткинске

Главное украшение посёлка, помимо скал на реке Утке, - Уткинский пруд. По его берегам растет живописный хвойный лес. Длина пруда около 5 километров, ширина до 500 метров.

Близ плотины пруда, на правом берегу, стоит Успенская церковь. Она была заложена в 1833 году, открыта в 1838 году.

В 1931 году церковь закрыли, колокола сбросили на землю. Когда после начала Великой Отечественной войны в Новоуткинск эвакуировали ленинградский завод «Электрик», в бывшей церкви разместился штамповочный цех. Позже здание приспособили под заводской склад. В 1997 году здание передали РПЦ, сейчас церковь восстановлена.

Восстановление Успенской церкви. Фото 2007 г.


Успенская церковь Новоуткинска. Фото 2016 г.

Поблизости стоит памятный камень в честь основания населенного пункта, установленный в год 260-летия Новоуткинска.

Интересно, что во время моего посещения Новоуткинска в 2007 году, памятник здесь стоял другой (кстати, более симпатичный). Мраморная табличка ошибочно относила время основания поселка к 1651 году. Авторы спутали Новоуткинск с Уткинской слободой (в наши дни это село Слобода).

Рядом – остановка автобусов. Тут же стоит памятник, сообщающий, что площадь названа в честь уроженца Новоуткинска, Героя Советского Союза В.В. Томиловских. Званием Героя Томиловских был награжден за боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны. Он был трижды ранен. После третьего ранения потерял речь, которую восстанавливал 20 лет. После возвращения продолжал жить в Новоуткинске. На доме по улице Партизан, в котором жил Томиловских, установлена мемориальная табличка.

В 600 метрах по улице Партизан, около здания заводоуправления, расположен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. По соседству с ним поставлены памятник ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пограничный столб.

По другую сторону от плотины пруда, на левом берегу, стоит еще одна местная достопримечательность, притягивающая любителей заброшек, - закрытая трехэтажная школа.

Здание находится в аварийном состоянии, постепенно разрушается. Часть межэтажных перекрытий обрушилась.

Зато под крышей хорошо сохранился советский лозунг: «Учиться, учиться и учиться. Ленин».

Перед зданием бывшей школы обращает на себя внимание одинокий могильный памятник. Табличка гласит, что здесь похоронен матрос-партизан Павел Тимофеевич Лузин. Он родился в 1890 году на Новоуткинском заводе. В 1912 году Лузин был зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. В 1917-18 годах служил на линкоре «Гангут» Балтийского флота. В то же время был членом Центрального комитета Балтийского флота. В 1918 году по состоянию здоровья демобилизован и вернулся на родину. Когда Уткинский завод заняли белочехи, Лузин ушел в партизанский отряд. 2 августа 1918 года его схватили в районе станции Кузино и расстреляли. После ухода белых тело Лузина было перезахоронено на площади перед школой.

Как добраться до Новоуткинска?

Поселок Новоуткинск можно посетить заодно с прогулкой по скалам на реке Чусовой около села Слобода.ru

Поселок Новоуткинск расположен в 30 км к западу от Первоуральска, вблизи железнодорожной станции Коуровка. В эти дни населенный пункт отпраздновал свой 260-летний юбилей.

В 1749 году, на реке Утке (левый приток знаменитой уральской красавицы Чусовой) был пущен в действие чугуноплавильный и железоделательный завод, получивший наименование "Уткинский казенный". Предприятие строилось на средства казны, затем владельцем его стал заводчик Ягужинский, а впоследствии - Савва Яковлев. Поселение в то время носило название Новая Утка.

В 1833 году в Новоуткинском заводе совершили чин закладки каменного однопрестольного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Строилась церковь на средства семьи заводовладельцев Яковлевых, и освящена была в 1838 году.

В 1930 году власти закрыли храм для богослужений, в 1997 году году он был возвращен верующим. Восстановление старинного здания продолжается и по сей день.

http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/temples/ regionaltemples/revdinskoe/at931



Селение находится в 74 верстах от Екатеринбурга, по западную сторону Урала. Завод этот, в простонародье называемый «новым-Уткинским», раскинут на берегах речки Верхней Утки, разделяющей его на две равные части. Уткинский чугунно-плавильный и железоделательный завод построен в 1749 г. на казенный счет, в 1758 г. завод со всеми принадлежностями и землею был передан казенным ведомством в частное владение графу Ягужинскому. В 1779 г. Ягужинский продал завод Савве Яковлеву, потомки которого владеют заводом. Рабочие на завод были переселены из других казенных уральских заводов, много крестьян было взято из Кунгурского и Туринского уездов.

Образование прихода можно отнести к 1829 г., в состав его, кроме заводского селения, входят деревни Крылосова и Никитина; прихожан в 1901 г. числилось 2738 душ обоего пола, из них 2007 человек в самом заводе. Средства к жизни заводскому населению доставляют исключительно работы на заводе. Население деревень занято рубкой куренных и квартирных дров, жжением угля и добычей руды, перевозкой того и другого в завод.

Первое ходатайство о построении в Уткинском заводе храма возбуждено было Главным Верх-Исетским заводским правлением в 1802 г. перед Пермским преосв. Иустином. Заводоуправление и жители назначали от себя определенное содержание причту, но по некоторым причинам просьба не была удовлетворена. После этого дело о построении церкви приостановилось на весьма продолжительное время и возникло оно вновь уже только в начале 1830 г. по ходатайству главноуправляющего Яковлевскими заводами Китаева и на этот раз имело благоприятный исход. Храмозданная грамота подписана была преосв. Пермским Аркадием 15 ноября 1832 г. Заложение храма поручено было совершить Екатеринбургскому протоиерею Бенедиктову, но последний почему-то не исполнил поручения. Преосв. Аркадий, в бытность свою в Уткинском заводе 9 июля 1833 г., сам заложил храм. В августе 1838 г. храм был окончен постройкой, а 4 сентября того же года преосв. Евлампием, епископом Екатеринбургским, при громадном стечении народа из всех окрестных селений, освящен.

Храм каменный, однопрестольный, в честь Успения Пресвятой Богородицы; построен на средства заводовладельца; находится среди завода, на правом возвышенном берегу реки Утки. Иконостас деревянный, двухъярусный, выкрашен розовой краской; резьба позолочена. В 1900 г. вокруг храма устроена, вместо деревянной, железная на каменном фундаменте ограда. В дер. Крылосовой есть деревянная часовня во имя св. Николая чудотв., построена на средства прихожан. В этой же деревне существует с 1892 г. смешанная школа грамоты.

«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.