Качканарский буддийский монастырь. От Беслана к буддизму: Кто строит монастырь в горах Урала

  • 30.03.2020

60 лет назад на окраине Свердловской области, вокруг месторождений железной руды, возник город Качканар и его горно-обогатительный комбинат. В середине 90-х в горных лесах, всего в нескольких километрах от карьера, выпускник бурятского дацана основал буддийский монастырь, строительство которого продолжается до сих пор. Несколько лет назад комбинат (принадлежит ГК «Евраз», 31 % акций которой владеет Роман Абрамович), объявил о новой зоне разработки, в ее границы попадает монастырь. Так интересы буддийской общины и металлургической корпорации пересеклись - и по закону не должны разрешиться в пользу монастыря. А пока буддисты спорят с властями комбината и судебными приставами, на вершине горы продолжается жизнь.

На протяжении года фотограф The Village Анна Марченкова фиксировала, как живет Шад Тчуп Линг, и кто находит пристанище там, где температура зимой опускается до минус 40. Мы рассказываем истории людей, что строят на окраине Урала буддийский монастырь.


Докшит и его вершина

В России буддизм является традиционной религией трех народов - бурят, тувинцев и калмыков. Все они исповедуют тибетский, или северный, буддизм, а главный буддийский центр страны находится в Улан-Удэ. Там же, при Иволгинском дацане, работает Буддийский университет и находится резиденция главного буддиста России. Каждый год в университет набирают два десятка послушников - хувараков, и в течение пяти лет они изучают буддийскую философию, восточную медицину, техники тантризма и медитации, бурятский и тибетский языки. Как и в светском университете, выпускники получают дипломы о высшем образовании, а еще религиозные чины: мужчины становятся ламами, женщины - хандамами.




Сейчас в России чуть больше полумиллиона практикующих буддистов, монастыри и храмы работают в Калмыкии, Бурятии, Туве, Иркутске, Забайкальском крае, Москве и Санкт-Петербурге. Единственный монастырь на Урале, где буддийская религия никогда не была традиционной, весной 1995 года начал строить бывший военный снайпер Михаил Санников.

В 1981 году он по контракту отправился служить в Афганистан, где уничтожал караваны с оружием из Пакистана. После службы, в начале 90-х, Михаил поступил на тантрический факультет института при Иволгинском дацане, откуда вышел уже с новым именем - теперь ламу зовут Санье Тензин Докшит. Учитель, Пема Джанг, поручил Докшиту построить на Урале монастырь - и сам выбрал место. В 1995 году лама поднялся на гору Качканар, и на ничьей земле, неподалеку от местного ГОКа, начал возводить буддийский центр. Будущий монастырь на уральской высоте 887 метров Докшит назвал Шад Тчуп Линг, или «Место практики и реализации».





Ступы среди снегов

На вершине лама своими руками строил первый дом: жег на кострах метровые валуны, колол их кувалдой, провел электричество, построил на крутом склоне подъемник для тяжелых грузов. Сюда он привел первых учеников - спустя 22 года они превратили дикое горное плато в буддийский комплекс из нескольких жилых комнат, комнаты для йоги, библиотеки, мастерской, складов и ритуальных помещений.





На территории комплекса пока нет собственно монастыря, но уже есть культовые сооружения - буддийские ступы. На пятачке между скалами члены общины построили большую и малую ступы Пробуждения, ступу Паринирваны, заложили основание ступы Схождения с небес Тушита. Всего в традиции тибетского буддизма восемь видов ступ, связанных с разными этапами жизни Будды. Они отличаются архитектурными деталями в средней части: ступа Паринирваны имеет форму колокола и символизирует совершенную мудрость Будды, ступа Схождения отличается большим количеством ступеней. Именно ступы неиллюзорно защищают Шад Тчуп Линг, потому что являются объектами культурного наследия.





Постоянно на вершине Качканара остаются лишь Докшит и пара его последователей. Летом в маленьком сообществе живут 13–15 человек, зимой - вдвое меньше. Лица меняются, как и причина, по которым люди оказываются здесь. На вершину поднимаются студенты в академическом отпуске и поисках себя, бывшие военные и начинающие буддисты. Путь наверх начинается у западной проходной комбината - стороны соблюдают молчаливый нейтралитет, и потому тропинка забирает на несколько метров в лес слева от контрольно-пропускного пункта. Летом идешь шесть километров по гравию, еще два - по корням горных сосен, мху и курумнику; зимой, по натоптанной тропинке, шагать получается еще быстрей. Качканар, где живут 40 тысяч горняков, остается далеко внизу. Почти в 300 километрах к западу находится Екатеринбург.

Члены общины ведут бортовой журнал в ЖЖ и страницу «ВКонтакте», отвечают на общий мобильный. В журнал записывают проделанные за день работы, имена живущих здесь постоянно, количество туристов, приходивших в последние дни. Там же оставляют заметки для тех, кто собирается наверх и хочет помочь монастырю, - просят купить моркови и крупы, соли, спичек, легких строительных материалов вроде самоклеящейся пленки. Изредка в соцсетях объявляют сборы на что-нибудь крупное, вроде солнечных батарей.

Данил

Семь лет назад Данил проехал 500 километров на велосипеде, чтобы добраться до Качканара. Он - самый старший ученик ламы и никогда не общается с туристами. С тех пор, как он появился на вершине, здесь изменилось многое.

«Еще в юности я хотел разбогатеть и начал играть на бирже, заниматься интернет-трейдингом. Любил анализировать финансовые процессы, обожал адреналин. Я мечтал заработать много денег, уехать куда-нибудь к морю, сидеть за ноутбуком, попивать сок, а вечером ходить к учителю и разговаривать о смысле жизни.

Однажды я сидел за компьютером и осознал, что тупею. Боже, мне 30 лет, я просижу у монитора еще лет 10–20 - и ничего не изменится. Я начал искать в интернете кого-то, кто вдохновил бы меня, и наткнулся на биографию ламы Докшита. Сел на велосипед и поехал.

Семь лет назад не знал о буддизме я ничего. Мне было сложно принять это мировоззрение, я не хотел соглашаться, что суть жизни в страданиях. Говорил, что счастлив - боялся, что если приму, действительно буду страдать.

За эти годы я стал другим человеком, стал грустным, наверное. Раньше так радовали походы по клубам, алкоголь, девушки и покупки, которые говорили о высоком статусе, - а теперь я понял, что нет смысла за этим гнаться, ведь всегда будет мало. Я разрушил все, что радовало раньше, но не нашел того, что радовало бы сейчас. И собираюсь пойти дальше: принять монашеский обет и уехать в Монголию или Индию, чтобы продолжить поиски».

Шад Тчуп Линг без монахов

Все 20 лет лама Докшит строит монастырь своими руками и принимает новых последователей, которых учит буддийской практике и прилежному труду. Но пока на вершине горы продолжается строительство, община остается мирской - буддийским монахам запрещено заниматься физическим трудом. Если каждый из тех, кто колет камень или выращивает овощи в саду между скал, станет монахом - жизнь в Шад Тчуп Линге остановится. И пока монахов на вершине нет, «Место практики и реализации» нельзя называть монастырем.

В общине действует почти армейский распорядок. Жизнь теплится в узком помещении с печкой и линолеумом. Днем дежурные по кухне готовят здесь нехитрый суп из крупы и моркови, а вечером в натопленной на ночь комнате ученики ламы расстилают туристические пенки и спальники, чтобы подняться ровно в шесть и запустить будничную круговерть из медитаций и работы. Чтобы остаться в монастыре, нужно лишь спросить разрешения у Докшита и быть готовым к тяжелому физическому труду. В сезон строительства работа на вершине продолжается до восьми вечера - с перерывами на буддийскую практику, обед и ужин. Дважды в неделю здесь топят баню, по выходным встречают группы туристов, которые спят вперемежку с послушниками или в палатках поодаль от монашеского жилья.





Обычное утро в августе, когда на вершине уже подмораживает: после двух часов практики девушки разбивают лед на маленьком пруду и черпают воду, чтобы приготовить завтрак и чай. В домике для йоги послушники измельчают мох, стараясь не повредить споры. Они нужны для того, чтобы посыпать ими пятиметровую скульптуру дракона, собранного из мха и полимерной сетки. Весной дракон зазеленеет. За лето послушники построили спортзал, установили солнечные батареи и соорудили статую Будды над реликварием, где хранятся монастырские святыни. В последние дни августа мужчины покрывают статую белой краской.

К ноябрю строительный сезон заканчивается, и ученики, решившие перезимовать на горе, топят снег и лед, добывая воду, ухаживают за курами и коровами, готовят еду для собак, охраняющих подступы к монастырю, колют дрова и собирают хворост. Девушки заняты шитьем и заготовкой чая: у каждой буддийской общины есть свой секретный рецепт - в Шад Тчуп Линге, например, любят иван-чай. Становится меньше туристов; зимой послушники посвящают себя практике и молитвам.

Путники приходят и уходят - кто-то остается на неделю, кто-то на полгода. Дольше всех здесь прожила Сатима, за несколько лет на вершине она сшила тысячи цветных флажков, лоскутных одеял и легких флисовых костюмов для учеников. Сейчас Сатима проходит обучение в Индии, чтобы весной стать первой монахиней с вершины Качканара.

Желающих изучать буддизм лама обучает по программе «Открытие буддизма». Ученик пишет заявление, и три месяца остается под пристальным взглядом ламы, строго соблюдая правила общины. После принято попросить у Докшита прибежища и выполнить 111 тысяч простираний - буддийской практики, которая должна помочь ученику очистить себя от пороков и развить в себе добродетели. В Шад Тчуп Линге простирание выполняют на специальных дощечках, надев перчатки: тот, кто совершает обряд, ложится на дощечку, а после поднимается и встает ногами туда, где только что находилось его лицо. Сотня тысяч простираний занимает недели и месяцы, после которых следует разговор с ламой. И если Докшит считает, что ученик не до конца очистил разум, тот продолжает работу над собой в специальном домике для затворов, сутками читая мантры в одиночестве и получая еду от других членов общины. После разговор повторяется.





Максим

Большой, бородатый и улыбчивый парень сначала не хочет рассказывать, почему он в монастыре. «Понимаешь, у меня были проблемы. Но это неважно. Главное, что сейчас все хорошо», - говорит он и уходит чистить снег. В следующий раз он решается на разговор в мастерской, где проработал весь день.

«Жизнь пошла кувырком после армии. Я отслужил положенные два года и согласился на службу по контракту, подписал рапорт. Был сентябрь 2004 года. На следующий день меня забрали на освобождение школы в Беслане.

Тем, кто прошел через теракт, защищая заложников, не оказывают никакой психологической помощи. Но с этими воспоминаниями надо было что-то делать. Мне нужно было успокоиться. Я начал с героина и перепробовал все доступные наркотики. Через три года службы вернулся в родной Качканар наркоманом.

Зависимость сделала меня жестоким. Это понятно на войне: не убьешь ты - убьют тебя. Но я и после возвращения не считал людей за людей. Родителей воспринимал как источник денег, а чужих, сказавших мне грубость, - молча избивал до полусмерти. Их отвозили в реанимацию, а на меня писали заявление. Потом все повторялось снова.

Однажды я вышел из дома и понял, что дальше падать некуда. Здесь, в Качканаре, о монастыре знают все, и я от безысходности пошел на гору. Когда я рассказал обо всем Ламе Докшиту, он ответил, что подумает, что можно сделать. И молча дал работу, как и всем, кто решает остаться. Так, пока я работал, меня словно развернуло на 180 градусов. Не мог достать наркотиков - избавился от зависимости, и вдруг стал общаться с людьми. Мне до сих пор странно, что мама снова говорит со мной любящим голосом - таким, словно я в детстве, а она меня спать укладывает.

Валя ничего не отвечает ламе, задумалась. Вале 31, родилась в Перми, работала в Москве бухгалтером. Почти всю взрослую жизнь ее мучает псориаз.

«Раньше высыпания были по всему лицу. Я стеснялась выходить к людям: некрасиво, неэстетично, и вечно все пристают с расспросами. Псориаз появился, когда я поругалась с родителями и ушла из дома. Говорят, виновата генетическая предрасположенность, но у меня в семье никто не болел. Не повезло одной мне.

В Москве я ужасно много работала. Рутина так надоела, что я съехала из арендованной квартиры, раздала все вещи и поехала путешествовать - хотела найти лекарство от псориаза. Два года жила в Индии. Соленая вода и солнце дали косметический эффект, болезнь ушла внутрь, но не исчезла. Когда я вернулась в Россию, снова начались обострения. Здесь, на горе, я хочу вылечить голову, ведь любое заболевание - это психосоматика. Вот вылечусь сама - и стану помогать другим.

Я пришла сюда в глубокой депрессии, а сейчас никакие червяки в голову не лезут. Здесь слишком красиво для тяжелых мыслей: выхожу во двор, смотрю по сторонам, и счастье зашкаливает».

Собака лает - караван идет

Последние два года монастырь находится под угрозой сноса. В недрах горы, на которой он расположен, - залежи титаномагнетитовой руды. В восьми километрах, внизу, каждый день гремят взрывы: после десятиминутной сирены звучат два коротких сигнала, и в воздух поднимаются облака раскрошенной породы. Когда ресурс Западного карьера будет исчерпан, «Евразу» понадобится новое месторождение - то самое, рядом с которым стоят буддийские ступы монастыря Шад Тчуп Линг. Комплекс попадает в санитарно-защитную зону нового карьера, где запрещено любое строительство.

Михаил Санников начал строительство незаконно, а потому у предприятия есть право выгнать непрошенных гостей со своей территории. Лама Докшит не раз пытался легализовать свои постройки, вел переговоры с администрацией города и комбината, но в феврале 2017 года Служба судебных приставов выпустила постановление о сносе монастыря. Тогда за буддистов вступились власть и общественники, в том числе музыкант Борис Гребенщиков, а приставы из-за размытой дороги долго не могли вручить постановление ламе. Попутно выяснилось, что по крутому склону на вершину вряд ли поднимется строительная техника, необходимая для сноса. Вопрос повис в воздухе, и жизнь на горе продолжается.



Время от времени в конфликте случается новый поворот. Например, месяц назад депутат Госдумы Андрей Альшевских подал в администрацию губернатора Свердловской области запрос о том, как работает группа по сохранению монастыря. В ответ из администрации прислали письмо с результатами экспертизы, которую провел Санкт-Петербургский государственный музей религии. В них говорилось, что религиозная организация на вершине Качканара нелегитимна, потому что не имеет устава, а еще не может рассматриваться как монастырь, потому что в ней нет необходимого количества монахов.

В ответ на результаты экспертизы жители Шад Тчуп Линга пожимают плечами. После новости об экспертизе они связались с главным специалистом музея, и оказалось, что специалист не знает о проведенном исследовании. Весной из Индии вернется первая монахиня монастыря, Сатима, а после обучатся и другие. Собака будет лаять, а караван - идти.

В восьми километрах от города Качканара , посередине Свердловской области, на высоте 885 метров, стоит монастырь Шад Тчуп Линг. Буддийская обитель на Урале - уже само по себе необычно. Но не меньшая «достопримечательность», чем собственно монастырь, - это его 54-летний основатель Михаил Санников .

Дзен мужчина познал далеко не сразу. Потомственный военный (отец и дед - офицеры разведвойск), он окончил школу КГБ и в 1981 году отправился в Афганистан . Дослужился до командира диверсионно-разведывательной группы. Сослуживцы до сих пор вспоминают его меткость. Главной задачей их отряда было уничтожать караваны с оружием, которые шли к моджахедам из Пакистана . Снайперская винтовка Санникова не знала ни одного промаха. А дальше случился срыв. Михаил навел прицел на лошадь, нагруженную оружием. Ничего нового. Он много лет этим занимался. Нужно было всего лишь спустить курок и выстрелить лошади в голову. Но тут Санников увидел в прицел, как животное плачет. Из глаз лошади текли слезы. И он не смог выстрелить. За невыполненный приказ Михаила разжаловали. А он был этому только рад. От одного старого афганца проштрафившийся военный узнал про буддизм, про самоограничения, про достижение нирваны, а также про то, что причиной страдания людей являются они сами. И, вернувшись на родину, он отправился вовсе не домой, а в Бурятию - в крупнейший отечественный буддийский центр. После 7 лет практик Санников получил имя лама Санье Тензин Докшит. А затем наставники отправили бывшего военного возводить новый монастырь.

Последователи Санникова уверяют, что место (вершина горы Качканар) привиделось учителям во время медитации. Но есть куда более рациональная версия: на западе России уже был один буддийский храм - в Петербурге , на востоке - храмы буддийской Бурятии, а вот посередине, на Урале, - пусто. Так и возникла идея строительства монастыря на одной из самых высоких точек уральских гор.

Когда лама Докшит в 1995 году первый раз забрался на вершину, здесь не было ничего. Только камни, - с придыханием говорят послушники. - Первым делом он построил здесь хижину. Один! Периодически спускался в город, чтобы заработать на еду. Слухи о ламе быстро поползли по окрестностям. И скоро у него появились помощники…

Сейчас Шад Тчуп Линг - это уже далеко не просто хижина, а целый жилой комплекс. Здесь есть и баня, и столовая, и даже библиотека.

Журналисты «КП » ездили в монастырь в конце декабря. Мы тогда собирали информацию для новогоднего путеводителя по самым интересным местам Свердловской области. Разумеется, нашлось в нем место и для буддийского монастыря.

Мы привезли тогда с собой ананас и мешок конфет.

Лучше бы пластиковую арматуру привезли, - принимая дары, цыкнул тогда лама. - Мы сейчас дирижабль строим. Нам бы для корпуса пригодилось.

- И куда же вы на нем полетите? – поинтересовались мы.

Да куда захотим! - отхлебывая чай из кружки, ответил Михаил.

- А монастырь строить уже закончили?

Практически и не начинали. Работы еще на 279 лет. Но следующим летом хотя бы статую Будды поставим.

Теперь, видимо, этим планам не суждено будет сбыться. Разговоры о том, что монастырь стоит незаконно, и его нужно снести, ходят по Свердловской области не первый год. Но всерьез и собственно никто не воспринимал. Даже сам Санников. На наш вопрос в декабре, боится ли он того, что его обитель снесут экскаваторы, Докшит лишь скептически улыбнулся:

Сейчас в стране кризис. Никому дела нет до нас.

Но дело оказалось все-таки слишком прибыльным, чтобы забыть о нем пусть даже и в кризис.

«До 1 марта 2016 года в городе Качканаре должен произойти снос буддистского монастыря «Шад Тчуп Линг», - говорится в постановлении судебных приставов УФССП России по Свердловской области. – Михаил С., проживающий в этом монастыре, обязан освободить земельный участок от построек, которые предназначены для религиозных обрядов. Причиной выселения буддистов является незаконное занятие территории, находящейся в федеральной собственности, помимо этого, данная земля находится в разработках собственно качканарского месторождения железной руды. Городской суд принял такое решение в пользу Департамента лесного хозяйства еще летом позапрошлого года. Ввиду того, что Михаилом С. неоднократно не исполнялись требования исполнительных документов, его привлекли к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ (за повторное неисполнение требований исполнительных документов неимущественного характера). Также в отношении Михаила С. было вынесено постановление о временном ограничении на выезд за пределы Российской Федерации ».

При это приставы уточняют, что никтот не собирается выгонять монахов на улицу.

В Администрации Качканарского городского округа состоялось оперативное совещание по вопросам исполнения Михаилом С. требований по переезду монастыря на гору Мохнатку. На совещании присутствовал Михаил С., где ему было повторно вручено требование об исполнении решения суда до 1 марта 2016 года, - уверяют в УФССП России по Свердловской области.

В монастыре в свою очередь заявляют, что не смогут переехать к началу весны.

Мы считаем то, что решение по сносу – незаконно, - говорит послушница Анна Колосова . – Действительно, у нас была договоренность с городскими властями, что монастырь будет перенесен на гору Мохнатка . Для этого металлургический комбинат «Евраз» должен был обустроить место на горе и пути подхода к ней. Но данные условия выполнены не были. Мы готовы переехать. Но только тогда, когда будут выполнены все обязательства. А пока, естественно, мы будем защищать наш монастырь от сноса.

Фотогаллерею из буддистского монастыря "Шад Тчуп Линг"

Просматривая путеводитель по Уралу, я мысленно планировал свои поездки по области, отмечая на карте наиболее интересные для себя места и маршруты. Одно из таких мест - гора Качканар, находится на Севере Свердловской области и является одной из высочайших вершин Среднего Урала. На горе расположен буддийский монастырь Шад Тчуп Линг. Он является единственным буддийским дацаном на Урале. Погуглив в интернете, я узнал, что у монастыря есть своя группа в контакте http://vk.com/shad_tchup_ling . Созвонился с монастырем, чтобы договориться о своем визите. Получил одобрение главного Ламы Докшит, мне разрешили посетить монастырь и остаться на ночлег. М онах по телефону попросил привести некоторые продукты и рассказал подробно как до них добраться.

Собрав свой походный рюкзак, рано утром я отправился в Шад Тчуп Линг.

Маршрут моего путешествия начинался от города Верхний Тагил, на машине я доехал до города Качканар. Город был основан для обеспечения разработки группы Качканарских месторождений. С момента принятия решения о строительстве и по сегодняшний день город неразрывно связан с горно-обогатительным комбинатом. Строительство ГОКа и города началось в 1957 году и было объявлено ударной комсомольской стройкой.



От города Качканар направился к проходной Западного карьера, это конечная точка движения на машине, дальше предстояло пешее восхождение в гору.


Примерно через 2 км подьема в гору я вышел на смотровую площадку Западного карьера. Его освоение началось еще в 30—40-х годах. Вся добываемая руда с карьера отвозится на горно-обогатительного комбината (ГОК) "Качканарский", находящийся неподалеку, м ощность по переработке которого составляет 33 млн. т железной руды в год. Качканарский ГОК является самым крупным горно-обогатительным комбинатом в России.






На тропе заметны следы от санок: в монастыре есть собаки, на которых послушники поднимают в гору продукты и разный груз.





На тропинке стоит указатель. Обозначающий: прямо пойдешь - к скале "верблюд" придешь, направо пойдешь - в монастырь придешь. От этой таблички до монастыря осталось идти 1 км.











Теперь о том, как на горе Качканар появился монастырь.
Лама Докшит (означает защитник) - бывший военный, о нем расскажу чуть позже. Его учитель - Дарма Доди Жалсараев - жил в Бурятии. Однажды учителю приснился красивый монастырь на горе под названием Качканар. Утром он позвал Ламу Докшита и рассказал о своем сне. Они начали искать гору с таким названием и обнаружили ее в 5500 километров от Бурятии в самом центре Урала. Там Лама Докшит и начал строить монастырь в 1995 году. С троительство монастыря согласно плану строительства рассчитано на 300 лет.



Строительство ведется по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик.

В этом году в монастыре были установлены солнечные батареи, благодаря которым появилось внутреннее освещение во всех корпусах, возможность зарядить телефоны и ноутбук.




Сейчас в монастыре проживает четыре послушника, не считая Ламы, которые проходят практики, работают по хозяйству и выполняют разные обеты. Кто-то живет уже 12 лет, кто-то пришел месяц назад.

Лама Санье Тензин Докшит в миру Михаил Васильевич Санников, очень добрый, открытой души человек с тонким чувством юмора. С ним можно разговаривать на любые темы, у меня даже сложилось такое впечатление, что он знает ответ на любой вопрос. К Ламе Докшиту постоянно приходят разные люди, различного уровня достатка и сословия. Заходят обычные туристы ради любопытства, приезжают продвинутые буддисты и Гуру Йоги, чтоб позаниматься практиками в монастыре. Многие приходят, чтобы просто пообщаться, поговорить о жизни, получить опыт. Он никому не навязывает свое мнение, не занимается нравоучением и впариванием религии, как это делают различные проповедники различных религий.

Немного расскажу о быте в монастыре. Каждый день назначается дежурный. Он просыпается раньше всех, растапливает печь, готовит еду и убирает со стола.



На плите постоянно стоят чайники с горячим чаем. Чайники утепляют колпаками, чтобы дольше сохранить тепло. В белых - черный чай, в остальных зеленый. При таких морозах чай помогает согреться, его тут пьют постоянно и угощают всех гостей. Лама Докшит шутит, что "вода у нас волшебная". Шутки шутками, но вода действительно очень вкусная, несмотря на то, что ручья или источника на горе нет. Летом ребята собирают дождевую воду, зимой - поднимают из специальной ямы-колодца.


В отдельной комнате расположен алтарь. Для почитания Тела Будды на алтаре устанавливаются изображения (танка) статуи Будды.



Восемь чашечек для подношения дара, в них утром наливается вода, вечером выливается. В некоторых чашечках насыпан рис, он используется так же в качестве подношения.


Слева на алтаре лежат священные тексты - это речь Будды, учение, посредством которого живые существа дости-гают Просветления. Поэтому они считаются са-мым священным предметом на алтаре.


Различные ритуальные принадлежности.



С утра я пошел погулять по окрестностям монастыря, полюбоваться зимними красотами горы Качканар.



Интересная скала под названием "Верблюд", действительно есть сходство.





Пришло время возвращаться обратно домой, прощаюсь с Ламой Докши и его учениками. Спасибо за гостеприимство, за волшебный чай и интересное общение.

Если соберетесь посетить монастырь, не забудьте захватить с собой подарки - стройматериалы, монтажную пену, любые продукты и т.д. Лучше заранее созвониться или списаться по контакту с монастырем, чтобы узнать о текущих потребностях.

Буддийский храм на горе Качканар

В это путешествие мы ездили в августе 2011 года. Случайно увидела в интернете зимнее фото буддийской Ступы Пробуждения и сказала: «Хочу туда». Мы, конечно, не буддисты и поехали даже не из праздного любопытства, а с целью познания: что же за монастырь в горах и как же там можно жить… Да и гора, говорят, красивая, только на нее не забраться.

При въезде в город понимаем, что он находится на горе, потому что с дороги было видно красивые дали. Как позже узнали, она называется гора Долгая.Прямо из города можно во всей красе и величии увидеть гору Качканар, но только одну из ее вершин.

Гора Качканар — высочайшая вершина Среднего Урала, высота ее 887,6 м. Когда то давно она была сакральным местом для мансийского языческого населения. С приходом в монголо-ойратские степи буддизма владыкам гор стали приносить бескровные жертвы, отдавать в дар живых животных. Семья, которая прикочевала на новое место, нужно было на самом высоком холме или горе совершить подношение духу местности. Не только манси воздавали хвалу горе Качканар, но и калмыки почитали ее для обеспечения их поддержкой в рискованных мероприятиях. Между городом и горой Качканар течет речка Выя, превращенная плотиной в Нижневыйское водохранилище.

“Качканарское море” – так еще называют в народе Нижневыйское водохранилище. В междуречье рек Ис и Выи на реке Выя была построена плотина и вырыт Качканарский пруд. Из одной половины водоема берется питьевая вода для города, на другой половине оборудован пляж, лодочная станция, в пруду ловят рыбу. В водохранилище запускали несколько тысяч особей малька карпа, толстолобика и белого амура. По южному берегу пруда в его верхней части идёт граница Свердловской и Пермской областей. Нам повезло с местом ночевки на берегу водохранилища и мы весь вечер наблюдали красивейший закат.

А ночью в полную силу светила луна. Мы даже проснулись оттого, что прямо на нашу палатку от луны по всему озеру «бежит» лунная дорожка. Но, к сожалению, встать и сфотографировать ее не захотелось, сон взял свое.

Проснувшись в 8 часов утра, позавтракав и искупавшись, мы отправились дальше в путь — на гору искать монастырь. Доехали до шлагбаума «Западного карьера», припарковали машину (их там стоит немало), нагрузили себя рюкзаками и отправились. Дорога сначала очень пыльная оттого, что из карьера и в карьер ездят МАЗы и другая техника. Идти по ней всего метров 500. Дальше будет дорога чуть левее на горнолыжную трассу, но на нее идти не надо. А вот следующий поворот налево ведет к монастырю и горе Верблюд. Дальше нужно идти все время левее, направо не сворачивать, кроме как посмотреть на сам карьер со смотровой площадки. Примерно через 2 км будет своротка направо, где можно посмотреть Западный карьер Высокогорского ГОКа.

Карьер, конечно, впечатляет, интересно смотреть как все суетится далеко внизу, но от пыли была плохая видимость всего, что можно было рассмотреть далеко вдали.

Детальное изучение Качканарского рудоносного массива началось в 30-40-х годах. В 1931 г. было установлено, что он состоит из двух месторождений - Гусевогорского и Качканарского. 10 июня 1950 г. было принято постановление о строительстве у подножия горы Качканар крупнейшего в стране горно-обогатительного комбината (ГОКа) мощностью по переработке 33 млн. т сырой железной руды в год.

27 мая 1957 г. на гору Долгую пришел первый отряд смельчаков. Продукция ГОКа идет на Нижнетагильский металлургический комбинат, Челябинский и Чусовской металлургические заводы. Посмотрели, как работают другие и возвращаемся на насыпную дорогу, чтобы продолжить подниматься. Далее идти примерно 4 км до развилки, где деревья промаркированы белыми ленточками, где лежат стройматериалы, где стоит монастырская техника и т п.

Прямо — дорога к «горному озеру», примерно триста метров и справа будет небольшой пруд, бывший раньше карьером. Но мы туда не пошли. А направо — тропа, ведущая к монастырю. Подниматься до монастыря примерно 1 км. Если взять с собой что-то из стройматериалов и принести в монастырь, то вас напоят чаем в знак признательности. Такая помощь является и входным билетом на территорию монастыря. По тропе, выложенной из камня, досок, решеток выходим к «Ступе Пробуждения».

Подъем к видимой постройке монастыря – это небольшой курумник – дорога из камней.

Перед этим курумником расположена довольно большая поляна, на которой можно и передохнуть.

Вдалеке до сих пор плохая видимость из за карьерных разработок.

Поднимаемся к Ступе Пробуждения.

При входе расположены правила монастыря, гонг, охрана, местная живность и уже достаточно много интересного. Сразу всего и не заметишь, мы, например, все заново рассматривали и на обратном пути…

И тут нас встречает монах и приглашает выпить чай. Потом рассказывают, как пройти на гору верблюд и к памятнику Юрию Гагарину! Да, есть там и такое!!!

Сквозь территорию монастыря к скале Верблюд идти примерно 200 м. Он красив, величав и огромен. Это он же издалека, с основной вершины, куда мы отправимся дальше.

Но еще незабываемо то, что видно с горбов верблюда! Вот это — именно та вершина горы, которую было видно из города. То есть если дойти до нее, то можно увидеть и пруд и город.

Вот это тот самый карьер, который мы рассматривали по пути к монастырю.

А это все, что кругом!

Чтобы от Верблюда пройти к основной вершине Качканара, нужно найти тропу, которая протоптана справа у его основания. По ней до главной вершины Среднего Урала идти минут 15-20. С горы Верблюд ее видно ровно в середине с металлическим шпилем на самой вершине.

А какие виды с нее открываются! У подножия с этой стороны горы находится поселок Косья.

Виден и сам монастырь.

От основной вершины есть протоптанная тропа до вершины горы, ближней к городу. Как нам сказали, идти примерно 1 час. Жаль, но у нас не хватало времени туда добраться, и мы пошли обратно в монастырь на экскурсию по его территории. Пока шли, старались фотографировать все, что попадалось на пути.

А теперь о территории…. Монастырь «Шад Тчуп Линг» строится в скалах на северо-восточном склоне горы Качканар на высоте 843 метра над уровнем моря. Строительство соблюдается по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик

Одна из основных целей строительства монастырского комплекса - сохранение буддийского учения и в частности уникальной системы самопознания и самосовершенствования, какой является тантрический буддизм. Одно из ключевых строений монастыря — ступа. Ступа (чортен, субурган) — один из важных атрибутов буддизма. Представляет собой памятник просветленному уму Будды, а так же является вертикальной моделью мироздания. Устанавливается в определенных местах, гармонизируя и структурируя вокруг себя пространство. Это пастбище.

Здесь вход во внутренний двор.

Видимо, местная электростанция…

Внутри построек…

Горные травы.

В монастыре, прямо на горе, есть даже баня. Канатная переправа для поднятия тяжестей.

Библиотека.

1 этаж – библиотека, 2 этаж – комнаты для проживания.

Рядом с библиотекой на 1 этаже находитя кочегарка (выложена камнем). Зеленым цветом выкрашен чайный домик, а над ним детская комната.

План монастыря в будущем.

ВНИМАНИЕ!!! Из путешествия мы не делаем рекламу монахам, не призываем к уходу из дома людей для жизни в этом монастыре, а также не распространяем данную религию. К нам со стороны монахов никаких призывов остаться и принять их учение не было, но потрясающая красота вокруг, тишина и спокойствие очень способствуют ну… остаться хоть на чуточку… вызывают желание уйти от городской суеты… Поэтому приведу биографию монаха в очень кратком изложении только с познавательной целью.

Биография Ламы Санье Тензин Докшита

Тендзин Докшит (в миру Михаил Васильевич Санников) родился 30 ноября 1961 г. в г. Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных. В 1979 г. был принят в Пермский Сельскохозяйственный Институт. Закончил курсы гражданской авиации. В мае 1980 г. был призван в ряды ВС СССР.

В феврале 1981 г. был отправлен по контракту в Афганистан. Одной из постоянных главных задач его группы в Афганистане было уничтожение караванов с оружием, шедших к моджахедам из Пакистана. В 1987 г. в звании капитана вышел на пенсию. В течение нескольких месяцев работал в морге Ленинского района г. Перми санитаром и помощником патологоанатома.

Выучился в Нижнетагильском художественном училище. От своего бывшего наставника в японской борьбе на мечах (Кендо) узнал о существовании в Бурятии традиции буддизма. В 1989 г. поступил на учёбу в Иволгинский дацан, где был определён в группу, специализировавшуюся по буддийской Тантре, которую отбирал лама Пема Джанг (Дарма-Доди Жалсараев), и принял монашеские обеты под именем Тензин Докшит.

В 1991-1993 гг. жил в г. Гусиноозёрске, затем — в Танчин-дацане Даши Гандан Даржалинг (пос. Гусиное Озеро), где проходил практику по совершению ритуалов. Летом 1993 г. ездил в Монголию, где получил посвящение в тантру Ямантаки от ламы Санже-ла в затворе близ г. Орхонтуул (Селенгинский аймак). В декабре 1994 г. получил посвящение в ламы. Зимой 1995 г. его Коренной Учитель, Пема Джанг, дал ему распоряжение о возведении буддийского дацана в России, указав место постройки – вершина горы Качканар (Свердловская область).

Храм было назвали «Шадтчуплинг» (в тибетском произношении «Шеддублинг», тиб. bshad sgrub gling; «Место изучения и осуществления»). 16 мая 1995 г. начались работы по возведению монастыря на указанном месте. Храм «Шадчуплинг» строится силами Тензина Докшита и немногочисленной общины лиц, принявших у него начальные монашеские обеты. Материально строительство обеспечивается общиной его учеников-мирян, проживающих на Среднем Урале.

В 2001 г. в Качканаре учениками Тензина Докшита была зарегистрирована как часть «Российской Ассоциации Алмазного Пути школы Карма Кагью» местная религиозная организация. Рассматривался вопрос и о непосредственной регистрации монастыря в качестве затворнического центра «Ассоциации». Ориентация «Ассоциации» — на преимущественно мирской, немонашеский буддизм.

Как доехать на автомобиле:

по автодороге Екатеринбург — Качканар. В Качканаре по главной дороге, на втором светофоре (остановочный комплекс «Площадь» будет справа у светофора) поворот налево на ул. Крылова. Это дорога в сторону Валериановска. Ехать до большого указателя «Западный карьер», поворот по нему налево и ехать до шлагбаума перед въездом на территорию карьера. Оставить машину у шлагбаума и по отсыпанной дороге идти прямо вдоль железнодорожных путей, по которым на вертушках вывозят руду из карьера.