Как устроен аэропорт Домодедово. Взгляд изнутри на аэропорт с самым большим пассажиропотоком в России

  • 14.12.2023

Значение слова «аэропорт» знакомо каждому современному человеку. Несмотря на это, люди, которые в первый раз отправляются куда-то на самолете, испытывают первый страх именно при входе в здание аэропорта. Именно поэтому каждому путешественнику полезно ознакомиться с правилами поведения в самолете, но и подробней узнать о том, что такое аэропорт.

Слово «Аэропорт» с греческого языка переводится как воздушная гавань (пристань). Формулировка современного определения выглядит немного иначе и является расширенной.

Аэропорт - этосовокупность зданий и сооружений, основное предназначение которых заключается в приеме и отправке воздушных судов, их базирования и обслуживания пассажиров.

Для некоторых объектов такого плана дано немного другое название – аэродром. Несмотря на схожесть, разница между двумя понятиями и предприятиями есть. Аэродром с греческого языка как «воздушная дорога». Другими словами, это участок воды или суши, где имеется воздушное пространство и все необходимые сооружения для обслуживания и управления воздушными судами: самолетами, вертолетами, аэропланами и другими.

Разница заключается в том, что аэропорт способен принимать и обслуживать пассажиров, а аэродром только воздушные суда. Аэродром может быть военным или запасным. Причем аэропорт способен выполнять функции аэродрома, но последний заменить аэропорт не может.

Чикагский Международный аэропорт О’ХАРА.

История аэродромов

До 30-х годов прошлого столетия как таковых аэродромов не существовало вообще. В те времена аэропланы могли взлетать практически с любой поверхности, так как им не требовалось место для разгона. После 1930 года, с появлением многомоторных самолетов, необходимо было создавать взлетно-посадочные полосы длиной не менее 1500 метров. Тогда и стали появляться первые аэродромы. С течением времени они усовершенствовались. Капитальные реконструкции проводились в 1959 году, с появлением реактивных самолетов, и в 1970 годах.

Современные аэропорты, естественно, более комфортабельны и безопасны для пассажиров и лайнеров. На территории большинства аэровокзалов имеется множество дополнительных услуг, например, банкоматы, аптечные пункты, магазины и многое другое.

Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта, США

Строительство аэропорта

Строительство нового аэропорта – это очень серьезное и ответственное мероприятие, которое требует большого количества участвующих специалистов. Перед тем. Как начинается возведение объектов, тщательно изучается территория, на которой планируется строительство. Основными критериями выбора являются:

  1. Большая площадь выбранного участка.
  2. Незначительная удаленность этого места от городской агломерации.
  3. Удаленность жилых домов из-за шума.
  4. Наличие подъездных дорог. Это очень важный пункт, так как к аэропорту должен быть доступ, то есть дороги, ведущие к близлежащим населенным пунктам.
  5. Помехи и препятствия. Здание должно быть расположено в такой местности, где нет объектов, несущих потенциальную опасность для авиалайнеров. Такие помехи могут создавать вышки, антенны и слишком высокие здания.

После того как найден участок местности, отвечающий всем требованиям, начинается планирование и проектирование будущего аэропорта. Для этого эксперты начинают изучать потенциальный уровень развития региона, который предположительно и будет обслуживаться. Здесь в обязательном порядке учитывается ряд факторов, среди которых есть: пассажиропоток, количество авиарейсов, экономический рост региона и некоторые другие.

Наиболее важным показателем является количество пассажирских перевозок, осуществляемых за 12 календарных месяцев. На основании этой величины выводятся параметры, которым будет соответствовать аэропорт. На этом этапе составляется план того, как пассажиры будут добираться до здания аэровокзала и обратно, какими услугами будут пользоваться. Кроме того, рассчитывается время работы служб аэропорта, например, таможенников.

Суть следующего этапа строительства заключается в выявлении потенциальных проблем, которые могут возникнуть в работе. Происходит урегулирование таких вопросов, как:

  1. ​Негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Выявление роли нового аэропорта в системе уже действующих.
  3. Проектирование взаимодействия со службами управления воздушным движением.
  4. Разработка и утверждение генерального плана.
  5. Проектирование зданий и сооружений.

На этом этапе очень важно задействовать в работе только квалифицированных специалистов (инженеров, строителей, архитекторов), так как реконструкция аэропорта будет проводиться не чаще, чем раз в 15-20 лет.

Обязательным мероприятием является изучение воздействия на окружающую среду. Исследованию подвергается близлежащая местность в радиусе до 60 км. Кроме того, рассматриваются варианты работы диспетчеров, которые будут управлять воздушным движением в радиусе 80 км.

Когда все предыдущие вопросы урегулированы, экспертная комиссия приступает к разработке и утверждению генерального плана. Этот этап является наиболее важным во всей подготовке к строительству. Именно на этой стадии разрабатывается планирование пассажирских и грузовых аэровокзалов, проектирование подъездных дорог и зданий. Завершается этот этап увязкой взаимодействия всех составляющих строящегося аэропорта.

Строительство аэропорта

Классификация

Аэропорт – что это такое понятно каждому человеку. Но немногие знают о том, что на аэропорты распространяется классификация. Они подразделяются на несколько групп на основании определенных критериев. Так, аэропорт может быть базовым и запасным. Через первый осуществляются регулярные рейсы, а второй находится в запасе, пользуются им только в случае крайней необходимости.

Аэропорты делят на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. В зависимости от количества обслуженных пассажиров за прошедшие 12 месяцев, аэропортах присваивается один из пяти существующих классов:

  1. Более 10 000 000 пассажиров.
  2. От 7 до 4 млн.
  3. От 4 до 2 млн.
  4. Свыше 500 тысяч.
  5. Меньше 500 тысяч.

Кроме этой, существует классификация исходя из длины взлетно-посадочной полосы. Разумеется, аэропорты различаются и по статусу – международные или внутренние.Принадлежность к той или иной категории не является постоянной и может изменяться в зависимости от деятельности и способностей аэропорта.

Международный аэропорт Мемфиса — военно-гражданский аэропорт

Правила поведения пассажиров

Даже если пассажиры знают, что такое airport, далеко не все знакомы с основными правилами поведения на территории аэровокзала. Несмотря на это, с правилами должен быть ознакомлен каждый человек, прибывающий в аэропорт. Если человек хочет избежать разного рода недоразумений и конфликтов с сотрудниками аэропорта, ему необходимо знать следующее:

  1. Прибывать в аэропорт следует своевременно. Во-первых, отсутствие спешки и паники сбережет нервы самого пассажира. А во-вторых, человек может попросту опоздать на рейс, если вдруг возникнет какая-либо заминка на стадии регистрации и прохождения досмотра.
  2. Не стоит пытаться провезти в багаже запрещенные предметы, наивно полагая, что на них никто не обратит внимание. В связи с участившимися случаями террористических актов на борту авиалайнеров, проверка провозимого багажа стала еще более строгой, чем раньше. Именно поэтому, пытаясь замаскировать в чемодане какой-то запрещенный предмет, пассажир только создает себе проблемы и расходует время других пассажиров борта.
  3. Крайне не рекомендуется перед посадкой на борт употреблять большое количество алкогольных напитков. Привести нервы в порядок можно и при помощи медицинских успокоительных препаратов. В крайнем случае после взлета можно попросить стюардессу принести алкоголь, употребление которого предусмотрено и допустимо на лайнерах большинства авиакомпаний.
  4. При прохождении таможни, не стоит пытаться откровенно шутить с сотрудниками, а уж тем более грубить им. Необходимо понимать, что именно от решения этих людей зависит ваш отпуск или деловая командировка. Не нужно раздражаться на просьбы таможенников открыть багаж – это простое соблюдение норм безопасности, и сотрудники аэропорта выполняют свою работу.
  5. Самое правильное – это спокойное, адекватное и естественное поведение, которое не привлекает внимание сотрудников аэропорта. Этот пункт также необходимо помнить.
  6. Не стоит паниковать по любому поводу. В крайнем случае всегда можно обратиться к сотрудникам аэропорта, которые обязаны помочь. Даже если вы потерялись, не стоит останавливать других пассажиров, обращаться необходимо именно к сотрудникам.

Следует помнить, что неправильное поведение или вступление в безосновательный конфликт с сотрудниками, может закончиться обращением последних к стражам правопорядка.

Регистрация в аэропорту

Полномочия сотрудников

В работе аэропортов задействованы сотрудники нескольких служб. Их усилия в основном направлены на обеспечение безопасности пассажиров.

Руководство несет прямую ответственность за обеспечение безопасности на территории аэровокзала, а также заботится о том, чтобы пребывание пассажиров в здании было максимально комфортным.

В полномочия сотрудников, которые напрямую контактируют с пассажирами, входит регистрация авиабилетов, прием и выдача багажа, осуществление контроля за перемещением пассажиров. Сотрудники таможенного контроля вправе проводить детальный досмотр пассажиров и их личных вещей перед посадкой на борт самолета.

Прохождение досмотра

Если по каким-то причинам между работниками аэропорта и пассажирами складывается конфликтная ситуация как одни, так и другие вправе предъявить претензию или обратиться в правоохранительные органы. Общение служащих с пассажирами основывается на взаимном уважении. Более детально о правилах поведения и полномочиях сотрудников можно узнать у администрации аэропорта.

Вконтакте

В современном мире, авиапутешествия становятся все более доступными, а с учетом скорости перемещения - и более выгодными, поэтому люди проводят аэропортах немало времени, а для многих аэропорт - как второй дом. Что видит пассажир, попадая в аэропорт? Стойку регистрации, зал ожидания и... всё, как правило. Но аэропорт, это множество служб и людей, которые обеспечивают его бесперебойную работу, комфорт пассажиров и безопасность полётов.

Введенный в эксплуатацию в прошлом году современный терминал аэропорта Самары распахнул свои двери в самые закрытые помещения для самарских и тольяттинских блогеров. В их числе, удалось посмотреть работу аэропорта и мне. Хотите взглянуть на то, что скрыто от глаз обычных пассажиров? Тогда прошу под кат.

Погодные условия в день съёмки были довольно суровые - мороз около -20°С и пурга. В такую погоду, перед вылетом, все самолёты проходят обязательную обработку антиобледенителем.
(все фотографии по клику открываются в размере побольше)

1. К самолёту подъезжает специальный автомобиль - деайсер. На конце механической руки в люльке находится человек.

2. Объезжая самолёт по кругу, несущие и управлящие элементы самолёта поливают антиобледенителем.

3. В это время на ВПП проходит уборка снега - ничто не должно мешать самолётам взлетать или садиться. Новые современные снегоуборщики Volvo позволяют автоматически регулировать положение отвала так, чтобы он не цеплял покрытие ВПП.

5. А на стоянке уже закончено предполётное обслуживание, последние пассажиры проходят на борт.

6. Всё проходит под постоянным контролем.

7. Снег в этот день сыпал почти без перерывов, поэтому уборка перрона не прекращается ни на минуту.

10. Управлять аэродромным тягачом непростая и очень ответственная работа.

11. Самолёт выкатывают на рулёжную дорожку.

12. Здесь уже ждёт автомобиль сопровождения, который проводит самолёт на ВПП.

13. Реактивные струи воздуха из двигателей поднимают снежную пыль и всё растворяется в тумане.

14. Вернёмся с морозной улицы в тёплое помещение аэровокзала. Неподалёку от входа в здание располагаются билетные кассы, так что если вы не успели или не смогли приобрести билет в городе, или, провожая друзей, у вас возникло непреодолимое желание отправиться в путешествие вместе с ними - вы можете это сделать непосредственно в аэропорту.

15. Приветливые кассиры помогут вам выбрать наиболее удобный рейс по выбранному вами направлению.

18. К сожалению, не все люди способны оставаться в рамках приличий и вести себя корректно. Всё, чем они недовольны, пассажиры высказывают милым девушкам на стойке регистрации.

19. И хотя их задача только проверить документы, принять багаж и зарегестрировать пассажира на рейс...

20. ...они с неизменной улыбкой ответят на ваши вопросы и помогут решить любую проблему.

21. После регистрации багаж попадает на досмотр. Здесь специальная система просвечивает рюкзаки и чемоданы и окрашивает содержимое в различные цвета, в зависимости от типа материала, из которого они сделаны. Если всё в порядке, на чемодан клеется отметка, в противном случае, если что-то вызвывает подозрения, багаж откладывается в сторону, пассажира вызывают по громкой связи и просят открыть и показать, что он перевозит.

24. Пройдя досмотр, сумки и чемоданы по ленточному конвейеру попадают в багажное отделение.Слева, за сеткой, видно багажное отделение международных рейсов.

26. Багаж перекладывают на тележки в соответствии с рейсом.

27. Маленькая дизельная Toyota - весьма маневренный автомобильчик. Вот бы на нём прокатиться! :)

28. Руководитель ПДСП серьёзен - непривычно видеть в закрытой зоне посторонних, которые пытаются безнаказанно залезть везде, где возможно. :)

29. Брифинг рум. Тут пилоты готовятся к полёту - смотрят метеосводки, изучают флайт-планы на предстоящий полёт, получают сборники авиационных карт и схем, массу другой необходимой информации, а также проводят брифинги со старшими бортпроводниками.

30. Всю документацию пилоты получают у штурмана. Кстати, Владимиру Николаевичу 71 год, но разве по нему скажешь?

31. Обязательная процедура - предполётный медосмотр.

32. Пройдя его уже можно в спокойной обстановке изучить полученные документы.

36. Перемещаемся из офисных помещений - в подсобные. Система водоснабжения аэровокзала - все чисто и аккуратно, даже не привычно.

38. Система вентиляции и кондиционирования полностью автоматизирована, управляется и контролируется с компьютера в кабинете. Посещение персоналом требуется только для смены фильтров - воздух в помещениях аэровокзала должен быть чистый и свежий.

С расширением географии пассажирских перевозок каждая страна обзавелась несколькими десятками аэродромов — большими и маленькими, для международных и региональных рейсов. Одним из первых аэропортов стал Девау. Это немецкий аэровокзальный комплекс, располагавшийся в Кёнигсберге.

Строительство аэропорта в России или в любой другой стране обходится в многие миллионы долларов. Это связано с тем, что необходимо учесть многие факторы — удобство путешественников, повышение оборотов пассажиропотока, обеспечение безопасности, соответствие международным нормам. Но что такое аэропорт в общем значении этого слова? Об этом подробнее ниже.

Само слово пришло в русский язык из французского. Там оно в свою очередь образовалось от слияния двух греческих слов — “воздушный” и “гавань”. Отсюда можно сделать вывод, что аэропорт — это воздушная гавань или “воздушные ворота” той или иной страны/города/региона.

В словаре дается определение этого термина, как несколько зданий, которые предназначаются для приема, отправки и обслуживания воздушных судов. Он состоит из аэродрома или аэровокзала. Крупные комплексы могут включать несколько аэровокзалов.

Что такое airport? Это слово на английском языке, которое обозначает . Именно его помещают на здании аэровокзала в любой стране мира. Некоторым из них присваивают названия. Обычно, по наименованиям близлежащих поселков или маленьких городков.

Сегодня аэропорты — это целые комплексы из зданий и служб, обеспечивающих безопасность и комфорт для пассажиров.

Первые из них начали появляться в Европе и в начале прошлого века. В 20-30х годах были построены первые терминальные комплексы. До этого времени существовали только аэропланы, а они не требовали разгона для взлета. С появлением многомоторных воздушных судов появилась необходимость в проектировании аэродромов и взлетно-посадочных полос.

Классификации аэропортов

По своей классификации они делятся на внутренние и международные. В России у них есть особые статусы — федерального, регионального и местного значений.

Первыми являются те, которые представляют собой узловые элементы национальной авиасистемы . Это аэропорты с общим уровнем пассажиропотока не менее 500 тыс. в год.

Региональные аэровоздушные комплексы занимаются межрегиональными перевозками и находятся в собственности у местных властей.

Аэропорты местного значения принимают и отправляют внутрирегиональные, авиатранспортные рейсы.

Аэропорт в Абу-Даби.

По назначению они делятся на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Есть отдельная классификация и по уровню пассажироперевозок. Они подразделяются от 1 до 5. Если уровень превышает 10 млн. человек в год, то его называют внеклассовым. В случае, если он составляет менее 0,1 млн. в год, то ему присваивают статус “неквалифицированного”.

Существуют запасные и базовые аэродромы. Первые используются постоянно, для системы воздушных трасс, а вторые — эпизодически, в случае плохих погодных условий и т.д.

Значение термина “терминал”

Любой аэровокзальный комплекс включает в себя несколько терминалов. Но что такое терминал в аэропорту? Само слово пришло в русский из английского языка. Дословно оно значит “предел” или “конец”. То есть конечная часть какой-то системы, которая обеспечивает связь с внешней средой.

Терминалы нужны были для того, чтобы увеличить пассажиропоток аэровокзального комплекса и помочь путешественникам быстро и легко найти свой выход к посадке на самолеты. Другое его назначение — организовать четкую и бесперебойную работу всего комплекса.

В терминале находятся таможенный контроль, кафе, рестораны, магазины, представительства и т.д.

Терминал в аэропорту — это здание, в котором пассажиры проходят паспортный и таможенный контроли, ожидают свой рейс. Классический терминальный комплекс включает их два — для международных и внутренних перевозок.

Если вы хоть раз летали на самолете, то бывали в аэропорту, сидели в зале ожидания, кушали плюшки в местном кафе… а вот бывали ли вы в отдельном терминале бизнес-авиации, откуда улетают олигархи на личных самолетах?

В Аэропорт можно попасть либо на автотранспорте:

2.

Либо приехать на поезде:

3.

Войдя в здание аэровокзала, вы попадаете в центральный холл:

4.

Если вы приехали рано и регистрация на ваш рейс еще не началась, то можете посидеть в одном из залов ожидания:

5.

6.

В аэропорту круглосуточно дежурит бригада медиков, готовая оказать медицинскую помощь (снимал я здесь в 5 утра):

7.

8.

Если Вы путешествуете с ребенком, то вам лучше всего подождать в комнате матери и ребенка. Здесь просторно и диваны удобные:

9.

10.

Многие пассажиры предпочитают обматывать свой багаж пленкой, пытаясь сохранить его чистым:

11.

Зарегистрироваться вы можете либо самостоятельно, воспользовавшись автоматами:

12.

Либо подойти к стойке, где вас встретят сотрудники аэропорта и авиакомпании:

13.

С собой в самолет можно проносить лишь ручную кладь. Основной багаж надо сдавать. На него наклеят специальную бирку и отправят в багажное отделение. О том, что в нем происходит с чемоданом, я уже писал в статье Аэропорт с точки зрения чемодана :

14.

Негабаритный (большой) или хрупкий багаж сдают на отдельной стойке:

15.

Если вы опоздали в аэропорт и регистрация на ваш рейс уже завершена, но самолет еще не улетел, то вы можете зарегистрироваться через стойку оформления опоздавших пассажиров:

16.

Зарегистрировавшись, вам прийдется пройти через зону досмотра:

17.

18.

19.

Если у сотрудников возникнут сомнения, то они могут пригласить кинолога с собакой:

20.

21.

Если у вас есть несколько минут до посадки в самолет, то вы можете воспользоваться интернетом:

22.

Посмотреть какой-нибудь фильм в специальном DVD-баре:

23.

Пройтись по магазинам:

24.

Или посидеть в кафе:

25.

В назначенное время вы пройдете в самолет, где вас встретят бортпроводники:

26.

Если по каким-либо причинам ваш рейс отменили или задерживают, то вы можете воспользоваться услугами Аэротеля. Стойка ресепшн находится прямо в аэропорту:

27.

28.

Пассажиров бизнесс-класса регистрируют на отдельной стойке (см. заглавное фото) и приглашают в бизнес-зал:

29.

Обычно, в таких залах можно бесплатно перекусить, попить и выпить:

30.

Практически любой аэропорт предоставляет еще дополнительную услугу VIP-сопровождения:

31.

В этом случае вы будете регистрироваться не вместе со всеми, а внутри «Зала для официальных лиц и делегаций». Вам предложат присесть в кресло, заберут у вас документы и зарегистрируют вас без вашего участия:

32.

В отличие от бизнес-зала еда и напитки здесь платные:

33.

Личный досмотр проходят так же, как и в общем зале. Поблажек никаких. Зато к самолету отводят в самый последний момент, а если он стоит не у телетрапа, то отвозят на отдельном автобусе.

Прилетать через VIP-зону даже приятнее, чем улетать. Вас встретят прямо у трапа самолета и отведут в VIP-зал, где вы будете ждать, пока сотрудник зала пройдет за вас паспортный контроль и получит ваши чемоданы:

34.

Если вы не любите толпу и стесненные условия регулярных рейсов, вы можете приобрести или арендовать частный самолет:

35.

В этом случае вы будете регистрироваться на рейс в отдельном терминале:

36.

37.

Здесь просторнее, чем в VIP-зале, да и мебель получше:

38.

39.

Аэропорт как комплекс зданий и сооружений включает: аэродром, предназначенный для: обеспечения взлетов, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов; служебно-техническую территорию (СТТ), предназначенную:-, для расположения зданий и сооружений обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, технического обслуживания воздушных судов, объектов авиатопливообеспечения, здания КДП с антенным полем и производственные здания и сооружения вспомогательного назначения, территории обособленных сооружений управления воздушным движением, радионавигации и посадки, очистных и водозаборных сооружений, складов горюче-смазочных материалов и пр.

Служебно-техническая территория (СTT) - часть территории аэропорта, где размещаются здания и сооружения, предназначенные для выполнения технологических операций, связанных с обслуживанием пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, выполнением определенных видов технического обслуживания самолетов. На СТТ аэропорта размещаются также здания и сооружения вспомогательного назначения (здание управления аэропорта и авиаотрядов, профилакторий, база аэродромной службы, специальная автобаза и др.).

Приаэродромная территория - прилегающая к аэродрому местность, над которой в воздушном пространстве производится маневрирование воздушных судов. Воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах называется районом аэродрома.

Некоторые сооружения и оборудование аэропорта располагаются обособленно, вне его территории, но условно могут быть отнесены к аэродрому или СТТ. К таким сооружениям относятся; например, некоторые объекты радионавигации, посадки и управления воздушным движением (УВД), перевалочные склады горюче-смазочных материалов (ГСМ) и др.

Аэропорт как авиатранспортное предприятие представляет собой единый технологический комплекс, включающий здания и сооружения основного производственного и вспомогательного назначения, а также инженерные сети и сооружения.

Технология работы аэропорта и его отдельных зданий и сооружений обеспечивает:

ü обслуживание пассажирских, грузовых и почтовых перевозок;

ü выполнение специальных авиационных работ,

ü эксплуатацию воздушных судов;

ü создание условий безопасного, экологически эффективного и гармоничного, с точки зрения экологических и санитарных норм,выполнения всех технологических процессов;

ü создание социально-нормальных условий для пребывания пассажиров в аэропорту, в том числе и для инвалидов и пожилых людей;

ü сокращение времени пребывания в аэропорту пассажиров, грузов, почты и багажа;

ü создание максимальных возможностей для обслуживающего персонала аэропорта и его служб по обеспечению выполнения технологических процессов;

ü возможность размещения; функционирования и обслуживания высокопроизводительного технологического оборудования, средств механизации и автоматизации технологических процессов;

ü технологическое и организационное взаимодействие отдельных служб аэропорта;

ü возможность организации и проведения мероприятий по гражданской обороне и предотвращению последствий чрезвычайных ситуаций;

ü безопасные условия труда персонала аэропортов.

Генеральный план аэропорта

Генеральный план аэропорта представляет комплексное решение вопросов, планировки и благоустройства территории, размещения на ней необходимых зданий и сооружений, объектов управления воздушным движением, радионавигации и посадки воздушных судов, а также транспортных коммуникаций и инженерных сетей, обеспечивающих безопасность и регулярность воздушного транспорта. Комплекс зданий и сооружений аэропорта изображается графически на чертеже в установленном масштабе и с учетом определенных требований, представляет схему генерального плана (генплан) аэропорта.

При разработке и утверждении генплана для строительства, реконструкции аэропорта или отдельных его сооружений выполняется целый ряд нормативных требований. Основными документам, определяющими эти требования, являются Федеральные авиационные правила. «Технологическое проектирование и строительство аэропортов гражданской авиации» и «Технологическое проектирование и строительство аэродромов гражданской авиации».

Генплан аэропорта должен обеспечивать:

ü достаточные размеры для расположения аэродрома, СТТ, обособленных зданий и сооружений УВД, радионавигации и посадки, складов ГСМ, систем ЦЗС и других зданий и сооружений с учетом перспективы их развития;

ü транспортную связь, удобную для перевозки пассажиров и грузов между городами и населенными пунктами, которые обслуживаются данным аэропортом с учетом перспективы их развития;

ü требования, предъявляемые к приаэродромной территории в части получения данных о высоте и расположении препятствий высотных объектов, которые могут представлять опасность; для выполнения полетов в районе аэродрома, и к территориям, обеспечивающим требуемое расстояние между отдельными аэродромами, аэродромом и селитебной территорией;

ü требования по охране окружающей среды, в том числе по допустимым уровням шумового воздействия от воздушных судов на селитебную(жилую) территорию, сверхвысокочастотного облучения от радиотехнических средств, предельным концентрациям вредных выбросов в атмосферу, в почву и водоемы

На генплане обозначают границы функциональных зон основных элементе» аэропорта: аэродрома и СТТ. Границы аэродрома представляют по линиям; отстоящим от летной полосы на расстоянии, обеспечивающем соответствие высоты ограждения аэропорта действующим требованиям по ограничению высот препятствий и отстоящим на расстоянии, обеспечивающем размещение водоотводных канав и патрульных дорог между, летной полосой и ограждением аэропорта. Границу СТТ представляют по линии проектируемого ограждения зданий и сооружений, расположенныхпо периметру СТТ, за исключением стороны, примыкающей к аэродрому.

Генеральный план должен отражать развитие аэропорта на долгосрочную перспективу (как правило, 20 лет) с выделением, при необходимости, очередности строительства объектов.

Генеральный план должен обеспечивать единство технологических и планировочных решений аэродрома и служебно-технической территории.

Размещение зданий и сооружений аэропорта на генеральном плане осуществляют в зависимости от расположения взлетно-посадочных полос, характера застройки СТТ, подъезда со стороны города, схемы внутрипортовых дорог, проездов, площадей и особенностей естественных условий участка, с учетом архитектурно-планировочных, противопожарных, экологических и санитарных норм, обеспечения благоустройства участка застройки.

Генеральный план аэропорта разрабатывается на основе ситуационного плана местности с учетом, застройки прилегающих территорий.

«Аэродром – участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и хранения BС» (ВК РФ). В пределах аэродрома производятся некоторые виды наземного обслуживания пассажиров (посадка, высадка, транспортирование пассажиров); технологические операции (погрузка, выгрузка, транспортирование) грузов, почты, багажа, пассажиров, а так же некоторые виды технического обслуживания BC.

Аэродромы гражданской авиации подразделяются:

- по видам поверхности взлётно-посадочных полос (ВПП) - на аэродромы с искусственным покрытием (ИВПП), грунтовые (ГВПП), гидроаэродромы, снежные и ледовые;

- по характеру использования - на постоянные и временные, дневного и круглосуточного действия;

- по назначению - на трассовые, заводские, учебные и для выполнения авиационных работ;

- по расположению и использованию экипажами при полётах по трассам - на базовые, промежуточные, вылета, назначения и запасные;

- по высоте над уровнем моря и характеристике рельефа - на горные и равнинные;

- по допуску к эксплуатации по минимумам для посадки - на категорированные и некатегорированные.

В зависимости от длины ВПП и несущей способности по­крытий аэродромы подразделяются на классы: А, Б, В, Г, Д и Е.

На классифицированных аэродромах должна быть подго­товлена запасная ГВПП, постоянно содержащаяся в эксплуатаци­онной готовности для взлёта и посадки воздушных судов.

При наличии на аэродроме двух и более ИВПП, а также, если аэродром, имеющий ИВПП, расположен в стеснённых условиях (сложный рельеф местности и др.), для аварийной посадки воздушного судна может быть использована БПБ, подготовленная как ГВПП.

Аэродромы, имеющие взлётно-посадочные полосы разме­ром менее чем аэродромы класса Е, относятся к неклассифицированным аэродромам.

Для эпизодических, сезонных полётов кроме аэ­родромов могут использоваться посадочные площадки, размеры которых обеспечивают безопасный взлёт и посадку воздушного судна соответствующего типа.