Каменноостровский дворец в рамках проекта открытый город. Каменноостровский дворец Каменноостровский дворец кто его хранитель

  • 20.11.2023

Каменноостровский дворец - это, пожалуй, одна из самых таинственных и малоизвестных императорских резиденций. И даже не потому, что место, в котором он находится, надежно скрывают вековые деревья и территория дворца огорожена высокой стеной. Дело в том, что после национализации дворца в 1917 году он перешел в ведение военных и принадлежал военным ведомствам до 2007 года. Именно по этой причине доступ в этот красивейший уголок Петербурга был закрыт.

История дворца

Екатерина II подарила в 1765 году Каменный остров сыну - Павлу Петровичу. Каменноостровский дворец начали строить весной 1776 года. Имя автора проекта история не сохранила. Сооружение начали возводить на месте деревянного дворца А. П. Бестужева-Рюмина, которому раньше принадлежал и весь остров.

Руководил строительными работами архитектор Ю. М. Фельтен. Из-за наводнения 1777 года строительство было приостановлено, а затем Фельтена заменил Дж. Кваренги. В 1778 году у входа во дворец были установлены Парадные ворота, в конце главной аллеи появились Церковные, от набережной — Мраморные, которые в 1810 году перенесли к первому Каменноостровскому мосту, а еще позднее (1956) — в Павловский парк.

Возведение здания было завершено в 1780 году, но отделка интерьеров продолжалась до 1782 года. Несмотря на то что работы еще не были завершены, в январе 1780 года во дворце состоялся пышный прием, посвященный императрице.

С 1797 года Каменноостровский дворец начали готовить к пребыванию Станислава-Августа Понятовского - польского короля, свергнутого с престола. Для оформления интерьеров был приглашен архитектор В. Бренн. Морской салон переделали в Малиновую гостиную, стал Зеркальным Большой зал, в Аванзале появились уникальные фрески с видами Рима, выполненные самим В. Бренной и с Ф. Лабенским по старинным гравюрам Пиранези.

В 1801 году, после вступления Александра I на престол, Каменноостровский дворец, фото которого вы можете увидеть в этой статье, стал одной из его любимых резиденций. В начале царствования Александра Павловича в этом дворце собирался «Негласный комитет». В 1812 году император именно здесь поручил М. И. Кутузову командование русской армией.

В 1811 году над вторым этажом флигеля был надстроен третий этаж, в котором был оборудован кабинет Александра I. Отделка помещения по проекту В. П. Спасова была завершена в 1824 году. В 1820-х годах большинство помещений дворца заново расписал известный художник-декоратор Б. Скотти. В 1828 году был перестроен театральный флигель, архитектором З. Ф. Дильдиным.

После Александра I владельцами дворца были князь Михаил Павлович с супругой Еленой Павловной. В 1836 году у них гостил А. С. Пушкин. А с 1852 по 1854 год здесь жил А. Рубинштейн. Дочь Елены Павловны и Михаила Павловича Екатерина Михайловна вышла замуж за немецкого герцога, генерала Георга Мекленбург-Стрелицкого, который состоял на русской службе. Их дочь Елена Георгиевна получила Каменностровский дворец во владение.

Дворцовый парк

В 1824 году по проекту Тома де Томона, была произведена перепланировка парка, принадлежавшего А. П. Бестужеву-Рюмину, из пейзажного в регулярный. Эту работу выполнил известный садовый мастер Ф. Ф. Лимин. Около дворца были разбиты восьмигранные и овальные клумбы, была оформлена центральная аллея, более удаленные участки сада было решено сделать в пейзажном стиле.

Описание дворца

Каменноостровский дворец (СПб) - это образец классицизма в архитектуре. По форме он представляет собой растянутую букву «П», в котором есть центральный корпус и флигели, расположенные под прямым углом к основному зданию. Один фасад дворца, обращен на дворцовый сад и парадный двор. Он украшен шестиколонным портиком и фронтоном тосканского ордера. Лестница ведет к парадному входу. Она выполнена из великолепного финского гранита.

Центр фасада, выходящего на Неву, украшает восьмиколонный портик, который завершается аттиком. В центральном корпусе располагались: Большой зал, Аванзал, Морской салон, галерея, кабинет и Картинный зал. В одном флигеле были жилые помещения, в другом - театр. Во дворце и сегодня сохранились два зала Павловской эпохи с фресками, изображающими Рим, личные покои княжеской четы, две гостиные, относящиеся к середине XIX века.

Новейшая история дворца

В советское время Каменноостровский дворец, адрес которого - Каменноостровский проспект, 77, был передан под санаторий, который принадлежал Ленинградскому военному округу. В начале 2008 года организация «Лапин энтерпрайз» начала исследовать состояние дворца. Затем специалисты составили отчет, техническое задание и подготовили проект реставрации. Планировалось, что уже к концу 2008 года удастся восстановить гидроизоляцию фундаментов и подвалов, а также будут приведены в порядок фасады.

В этом принимало активное участие в качестве посредника СПб ГКУ «Каменноостровский дворец», которое проводило конкурс на реставрацию, поставку и сборку светильников для дворца, подбор квалифицированных специалистов. Однако реставрация дворца затянулась. В СМИ появлялись сведения о том, что планируется превращение дворца в резиденцию правительства Санкт-Петербурга, но, к удивлению многих жителей города и гостей, приезжавших в Петербург, Каменноостровский дворец был превращен в более общественно полезный объект. О его открытии стало известно в конце 2015 года.

Каменноостровский дворец: «Академия талантов»

Городские власти Санкт-Петербурга подготовили великолепный подарок школьникам в преддверии Нового 2016 года. В середине декабря 2015 года представители общественности, пресса посетили Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге. Им была представлена «Академия талантов» — бюджетное учреждение, созданное для дополнительного внешкольного образования.

Каждый день здесь насыщен творческими и интеллектуальными событиями для школьников Санкт-Петербурга: конференции, выставки, концерты, семинары. Каждый день более ста школьников могут посещать Каменноостровский дворец. Академия имеет двенадцать тематических отделов, детскую телевидеостудию, студию хранителей дворца, центр интеллектуальных игр, выставочно-концертный зал, двадцать четыре зала для занятий, классы электронной музыки, голографический театр, лабораторию физических опытов. Познакомимся с уникальным учреждением подробнее.

Задачи проекта:

  • организация площадки для самореализации одаренной творческой молодежи, позволяющей выявлять таланты и помогать ребятам выбрать будущую профессию;
  • органично вписать в классические дворцовые интерьеры современные технологии, не нанося ущерба архитектуре сооружения.

Проект помогает развить самых разные способности и таланты юных петербуржцев, посещающих Каменноостровский дворец. «Академия талантов» разделена на пять научно-познавательных и творческих зон.

Студия занимательных наук

Этот центр реализует различные общеразвивающие программы. Лабораторные программы по химии, физике, географии, биологии, экологии позволяют ребятам самостоятельно проводить исследования, используя лабораторные инструменты PASCO и делать свои первые открытия.

Концертно-театральный центр

«Академия талантов» - это прекрасная площадка для проведения творческих вечеров, отчетных концертов, театральных постановок.

Оборудование центра:

  • комплекты звукоусиления Bose;
  • микшер для источников звука;
  • осветительное оборудование Robe;
  • набор радиомикрофонов.

Студия интеллектуальных игр

В этом центре ребята развивают техники творческого мышления, на время превращаясь в известных знатоков популярных телевизионных интеллектуальных игр, участвуют в городских конкурсах по брейн-фитнесу.

Центр проектной деятельности

Он предназначен для праздников, костюмированных балов, путешествий во времени, ролевых игр. Благодаря современной системе отображения информации, видео-конференц-связи и конференц-системе, центр стал востребованной площадкой для встреч и дискуссий ребят с актерами и учеными, спортсменами и музыкантами, политиками.

Коворкинг-пространство

Оно предназначено для коллективной креативной работы. Огромная интерактивная видеостена создана из четырех ЖК-панелей. С ее помощью можно открывать видео, изображения, документы в формате PDF, сохранять заметки.

Учебный класс

В Академии есть прекрасно оборудованный мультимедийный класс, который предназначен для проведения презентаций, интерактивных программ, трансляций видеоматериалов. В классе применяются интерактивные учебные материалы по астрономии, истории, военно-патриотическому воспитанию.

Высокоточное изображение, система объемного звука и электронные викторины превращают процесс в увлекательное путешествие.

Студия визуальных искусств

Этот медиацентр имеет виртуальную студию, комплект мощного осветительного оборудования и профессиональных видеокамер, современные графические станции для видеомонтажа. Операторское мастерство, тележурналистика, фотодело, режиссура монтажа, мультипликация - в каждой из этих областей могут попробовать свои силы ученики Академии.

Студия хранителей дворца

Школьники, занимающиеся в Академии, хорошо знают, что Каменноостровский дворец - ценнейший объект культурного, исторического и архитектурного наследия города и страны. Именитые и даже коронованные владельцы дворца, создавшие интересные традиции, оставили большое количество загадок и тайн, подарили городу на Неве легенды и завещали потомкам хранить дворец, рассказывать о нем.

Именно эти задачи и стоят перед юными «хранителями дворца». Эта студия создана для школьников, которые любят историю. Здесь им предоставляется уникальная возможность поработать с архивными документами, погрузиться в далекое прошлое, когда в этом дворце жил русский император Александр I, княгиня Елена Павловна. Здесь ребята собирают воедино и анализируют исторические факты, а затем рассказывают о них сверстникам.

В этой студии на основе MS Kinect и ЖК-панели создана необычная виртуальная примерочная, где каждый посетитель может примерить заинтересовавший его исторический костюм, сделать в нем фото и отправить его на электронную почту. И это еще не все - экскурс в историю продолжится в удивительной галерее оживающих картин, которая произведет впечатление даже на тех, кого история мало интересует.

Живая картина - это ЖК-панель, заключенная в багет. В верхнем ее углу установлена веб-камера. Вначале на экране дисплея появляется портрет известной личности, оставившей свой след в истории. В тот момент, когда к картине приближается посетитель, веб-камера мгновенно реагирует на движение, и персонаж вдруг «оживает» и рассказывает о себе короткую историю.

«Академия талантов» совершенно не похожа на традиционное учебное заведение. Это современная, высокотехнологичная проектная площадка образования, которая включает в себя самые разные тематические центры. Педагогический коллектив Академии сформирован из молодых и перспективных, любящих свое дело и детей преподавателей, которые уже имеют опыт работы с талантливой молодежью.

Уникальные методики и авторские программы позволяют не только выявить скрытые таланты ребят, но и раскрыть их потенциал в полной мере. Работа Академии ведется на договорной основе со школами города. Каждый школьник Санкт-Петербурга может подобрать понравившееся ему направление и записаться на занятия.

Как добраться?

Если вы собрались посетить Каменноостровский дворец, как добраться сюда, мы расскажем ниже.

Вам необходимо доехать на метро до станции «Черная речка», пересесть в троллейбус № 34, который довезет вас до остановки «Каменный остров». Перейдите на противоположную сторону улицы и пройдите около ста пятидесяти метров по набережной Малой Невки до входа во дворец. Не забудьте взять с собой своих детей-школьников - возможно, их заинтересует «Академия талантов».

Был первый канцлер Российской империи Гавриил Иванович Головкин. Остров был пожалован ему императором Петром I в 1704 году. На самом высоком месте острова десять лет спустя был выстроен небольшой деревянный дом, носивший, впрочем, громкое название «дворец великого канцлера». Покрашенный «под кирпич» дом стоял на высоком каменном основании, у него была высокая «с переломом» крыша и две восьмигранные башни.

Весной 1746 года владельцем Каменного острова стал известный вельможа елизаветинского времени - канцлер А. П. Бестужев-Рюмин. На острове была построена великолепная усадьба, основой для которой стал дворец, возведенный на юго-восточной стрелке. Рядом стояли два служебных флигеля. Дворец окружал обширный сад - непременная принадлежность богатой загородной резиденции того времени.
Новый владелец Каменного острова был арестован 15 февраля 1758 года по обвинению в «превышении власти и измене», поводом к которому послужили переговоры Бестужева с женой наследника престола Екатериной Алексеевной. Бывшего канцлера выслали из столицы, почти все его имения были конфискованы. С приходом к власти императрицы Екатерины II специальным манифестом Бестужев был оправдан. Ему вернули почти все отобранное имущество, но возвращения Каменного острова не последовало. На долгие годы этот участок стал собственностью императорской фамилии.

В 1763 году императрица подарила остров наследнику престола, своему сыну Павлу Петровичу для устройства загородной резиденции. Через несколько лет на месте разобранного усадебного дома Бестужева началось строительство двухэтажного каменного дворца, приуроченное к рождению первенца у великокняжеской четы - Павла Петровича и его первой жены Натальи Алексеевны. Оно велось под руководством архитектора Ю. М. Фельтена в 1776-1781 годах. Имя автора проекта так и осталось неизвестным. По разным версиям это был архитектор В. И. Баженов или сам Фельтен. Позднее в строительстве дворца принимал участие Дж. Кваренги. Композиция дворца предельно лаконична, детали строги и совершенны, а прекрасно найденные пропорции отвечают окружающему пейзажу. Дворец построен по образцу богатой загородной усадьбы второй половины XVIII века. Здание двухэтажное, в виде сильно растянутой буквы «П». Основной корпус и равные ему по высоте боковые крылья ограничивают парадный двор, непосредственно связанный с садом. В западном флигеле раньше находился дворцовый театр, в восточном - жилые комнаты великокняжеской четы. Оба фасада дворца оформлены как парадные. Центр паркового фасада украшен шестиколонным тосканским портиком с фронтоном. Противоположный фасад, обращенный на Малую Невку, также выделен тосканским портиком, но уже восьмиколонным. Портик завершен классическим треугольным фронтоном с медальонами. К этому входу ведет лестница из красного финского гранита. Во дворце есть и служебные входы с изящными мраморными лестницами и чугунными ограждениями. Окна первого этажа оформлены профилированными наличниками и значительно превосходят по высоте окна второго этажа. Прямоугольные оконные проемы флигелей мерно чередуются с белыми пилястрами, объединяющими оба этажа здания.

Центральный корпус дворца строго симметричен. С главного входа можно было попасть в обширный вестибюль или аванзал. Это прямоугольное в плане помещение, окна которого выходят в дворцовый сад. Основной декоративный эффект в его убранстве производят великолепные фрески, выполненные в 1797 г. по проекту В. Бренны. Их сюжеты были взяты из гравюр итальянского художника Пиранези (серия «Виды Рима») и написаны художником Ф. Даниловым в 1782 году. Декоративные панно для вестибюля были заказаны французскому живописцу Ро-беру. Его творения украшали многие дворцы того времени. Сохранились также десюдепорты, сюжеты которых заимствованы из росписей на греческих вазах. Они заключены в резные позолоченные рамы, выполненные резчиком П. Сполем. Двери аванзала раскрывались в центральное помещение дворца - Большой зал. Это двусветный зал-галерея с закругленными углами стен. Благодаря такой планировке он получил второе название - Овальный зал. Длина Большого зала около 20 м, ширина - 8,5 м. В центре торцевой стены расположена дверь с десюдепортом в виде прямоугольного лепного панно с грифонами. На уровне второго этажа расположены белые прямоугольные панно с розетками по углам. Они эффектно выделяются на голубом фоне стен. Окнам зала на противоположной стене соответствовали такой же высоты зеркала. Решение Павла сделать Большой зал зеркальным пришло, видимо, после посещения им знаменитой зеркальной галереи в Версале.

По аналогии с Лувром Большой зал можно было бы назвать и Залом кариатид. Вдоль продольных стен, между окнами!* зеркальными нишами установлены статуи из алебастра - величественные женские фигуры на высоких полукруглых постаментах, конструктивно связанных со стеной. Их наряд - туники с мягко спадающими волнами складок и египетские головные уборы. Высоко поднятой рукой они словно поддерживают резные позолоченные светильники. В зале находятся мраморные скульптурные группы «Пастух и нимфа» и «Диана на льве», ранее предназначавшиеся для украшения дворцового сада.
Двери зала выходили на площадку садового портика. В теплые летние дни сюда выносили плетеную мебель, подавали прохладительные напитки, любовались окружающими пейзажами. В Большом зале когда-то проходили торжественные приемы при «малом дворе», семейные празднества, балы, маскарады. По обе стороны Большого зала находились парадные гостиные - Малиновая и Пейзажный салон (небольшая дворцовая картинная галерея). За гостиными на двух этажах располагались так называемые Верхний и Нижний кабинеты великого князя. Они сообщались между собой специально встроенной деревянной лестницей, которой никто, кроме хозяина и приглашенных им лиц, пользоваться не мог. На первом этаже жилого флигеля находились гостиная, столовая, кабинет великой княгини и библиотека. Все помещения были компактно сгруппированы вокруг квадратного светового дворика. На втором этаже располагались детские и гостевые комнаты, помещения для обслуживающего персонала дворца Разнообразные служебные помещения находились и на полуподвальном этаже. Скульптура, вазы, зеркала, красные и синие изразцовые камины, дубовые полы, обои и деревянные панели на стенах - все это восхищало современников, заставляя говорить об «изящнейшем вкусе», с которым был убран дворец.

После восшествия на престол любимыми резиденциями Павла I стали Павловск и Гатчина, и он редко бывал во дворце на Каменном острове. В 1797 году во дворце некоторое время проживал последний польский король Станислав Август Понятовский. После дворцового переворота и убийства Павла I в 1801 г. на престол вступил император Александр I. Каменноостровский дворец стал одной из его любимых резиденций. В связи с этим в 1808-1811 годах здесь были проведены новые строительные работы по проекту и под наблюдением архитектора Л. Руска. Над вторым этажом западного жилого флигеля был добавлен третий этаж из четырех комнат, расположенных вокруг светового дворика. Здесь находился Верхний кабинет Александра с приемной и комнатой для дежурного офицера. К этим комнатам были устроены две лестницы, одна - со стороны дворцового дворика, а другая - узенькая деревянная - соединяла главный кабинет на втором этаже и секретный на третьем.

К западу от дворца на берегу Малой Невки в 1810 г. была построена небольшая пристань. Характерные для русского классицизма романтические черты проявились в скульптуре: пара одинаковых изваяний сфинксов «охраняет» пристань с двух сторон. В парковой ограде несколько ворот. Трое ворот, украшенных спаренными колоннами, поставлены одновременно с возведением дворца. Еще одни ворота в дворцовом саду, построенные в 1810-х гг., предположительно являются творением архитектора Тома де Томона. Они похожи на триумфальную арку, декорированную рустованными дорическими колоннами. Томон перепланировал прилегающий к дворцу сад, превратив его из регулярного в пейзажный. Именно в таком виде дворец сохранился до нашего времени. Каменноостровский дворец неоднократно перестраивали на протяжении девятнадцатого столетия, изменяли его планировку и отделку многих интерьеров. После прокладки Каменно-островского проспекта сад был отделен от него новой чугунной оградой.

Набережная Малой Невки, дом 1

Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, бывшая загородная императорская резиденция, построенная по проекту Ю. М. Фельтена и Джакомо Кваренги в 1776-1782 годах для наследника престола Павла Петровича. В настоящее время дворец реставрируется для использования под резиденцию губернатора Санкт-Петербурга.

Первым владельцем Каменного острова был канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, но в 1765 году императрица Екатерина II выкупила остров и подарила его своему сыну, наследнику престола Павлу Петровичу. Возведение императорского дворца под общим руководством Ю. М. Фельтена началось в 1776 году, но сильное наводнение задержало строительство и достраивать дворец пришлось уже Дж. Кваренги.

Двухэтажный дворец в плане несколько напоминал вытянутую букву «П» с центральным корпусом и пристроенными к нему флигелями. Парадный фасад, обращенный на дворцовый сад, был украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера, к нему ведет лестница из финского гранита. Фасад, выходящий на Неву, был декорирован 8-колонным портиком с аттиком. Отличительная черта внешнего облика дворца — тщательная прорисовка всех архитектурных деталей. В состав дворцового комплекса также входят Инвалидный дом, Кухонный корпус, Хозяйственный и Дровяной дворы, каменная конюшня, манеж, гауптвахта, дворцовый сад и дом садового мастера.

Основные помещения главного корпуса Каменноостровского дворца — Аванзал, Большой зал, Галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном из флигелей располагался собственный дворцовый театр. За время многочисленных реконструкций и неоднократных смен хозяев дворца внутренние интерьеры часто видоизменялись, так Морской салон стал Малиновой гостиной, Большой зал — Зеркальным, а Аванзал обзавелся фресками с видами Рима.

Павел I, еще будучи наследником, быстро охладел к своему дворцу, предпочитая жить в Павловске, поэтому в 1797 году Каменноостровский дворец решили отдать для проживания свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. Вновь императорской резиденцией, причем любимой, дворец стал уже при Александре I, в это время над вторым этажом жилого флигеля надстраивается новый кабинет императора. После смерти императора Александра дворцом владел его брат, великий князь Михаил Павлович с супругой.

После революции 1917 года во дворце сменилось несколько учреждений — сначала здесь размещался госпиталь, потом — колония для беспризорников и, наконец, санаторий военно-воздушных сил. Недавно было принято решение передать Каменноостровский дворец для использования в качестве резиденции губернатора Санкт-Петербурга.

Каменноостровский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Каменноостровского дворца будет интересно туристам, интересующимся архитектурой второй половины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , дачей принца Ольденбургского, парком Тихий отдых, .

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Каменноостровский дворец

Каменноостровский дворец

Это одна из самых малоизвестных и даже таинственных императорских резиденций. И не только потому, что стрелку Каменного острова, где стоит дворец, закрывают вековые деревья, а от основной части дворцовая территория отгорожена стеной и высоким забором. Дело в том, что после того как в 1917 году дворец национализирован, он попал в ведение военных. И находился под властью людей в погонах до 2007 года. Поэтому доступ в этот самый красивый уголок Петербурга был строго-настрого закрыт. Среди горожан вся дворцовая территория получила неофициальное наименование Малая земля.

Каменный остров, на котором был воздвигнут Каменноостровский дворец, всегда называли «Жемчужиной Петербурга». На Каменном острове в летние месяцы жил со своей семьей А.С. Пушкин, и здесь им было написано знаменитое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Сюда стремился весь Петербург.

Название острова, возможно, восходит к XIV–XV векам, когда эти земли принадлежали Великому Новгороду, и после закрепилось за ним. Вдоль берега острова на лоцманских картах отмечали выступавшие из воды камни, в том числе и огромный валун, возвышавшийся из воды напротив южного берега, что могло послужить поводом для названия. В начале XVIII столетия остров иногда называли Каменным носом («нос» значит мыс).

Низменная, часто затопляемая территория требовала для её осушения и освоения устройства системы каналов. В 1777–1779 годах в центральной части острова прорыли с севера на юг Большой канал с тройной липовой аллеей и прямоугольным бассейном. От Большого канала к востоку отходил рукав, завершавшийся круглым прудом.

С конца XVIII века Каменный остров был модным местом летнего отдыха высшей петербургской знати. Все чаще и чаще при упоминании о нём можно было услышать восторженные слова.

Как и соседние острова, Каменный остров неоднократно переходил от одного владельца к другому.

Пётр I пожаловал остров своему троюродному дяде – канцлеру Гавриилу Ивановичу Головкину. По наследству остров перешёл к его старшему сыну Александру. Александр Гавриилович Головкин продал это имение супруге канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Сын канцлера Пётр уступил его казне. После этого Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну – цесаревичу Павлу Петровичу. По указу Павла Петровича на месте дома Бестужева-Рюмина и был построен новый дворец, комплекс дворцовых сооружений, существующие и поныне. Остров являлся собственностью императорской фамилии вплоть до 1912 года. К этому времени Каменный остров превратился в уникальный музей загородных особняков, где, как в выставочной экспозиции, тесно соседствовали и легко уживались классицизм и Возрождение, готика и русский стиль, средневековые замки и ультрасовременные декларации модерна. Это исключительно живописное архитектурное своеобразие Каменного острова сохраняется до сих пор. Кстати, на рубеже XX и XXI веков традиция возведения особняков на острове возродилась.

В 1912 году герцог Мекленбург-Стрелицкий и принцесса Саксен-Альтенбургская передали остров в ведение городского самоуправления.

Каменноостровский дворец начал возводиться по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена на восточной оконечности острова в 1776 году. Проект дворца был сделан в модном тогда стиле загородной усадьбы со служебными корпусами, хозяйственными постройками, конюшнями, оранжереями, обширным садом. В 1777 году из-за разрушительного наводнения в Петербурге строительные работы были прерваны. Позже работы возглавил уже архитектор Джакомо Кваренги. Он и выполнил окончательный проект внутренней планировки и отделки здания.

Каменностровский дворец. Современный вид

Двухэтажный дворец имеет в плане сильно растянутую П-образную форму. Его южный фасад обращен к Малой Невке, а северный – выходит к обширному парадному двору. Двор ограничен по сторонам боковыми крыльями здания. Центр северного фасада акцентирован шестиколонным портиком тосканского ордера, а южный украшен восьмиколонным портиком, завершенным аттиком.

Внешний облик Каменноостровского дворца отличается великолепной прорисовкой деталей и прекрасными пропорциями. Здание не зря признано выдающимся памятником классицизма.

В левом крыле дворца располагались столовая, гостиная, два кабинета с библиотекой, а в правом – театр.

На сцене этого театра в дальнейшем выступали императорские труппы. В то время как Павел в начале восьмидесятых годов XVIII века путешествовал по Европе, в самом дворце продолжались отделочные работы.

В 1784 году Павел Петрович пригласил для работы в Каменноостровском дворце архитектора Винченцо Бренну. Благодаря ему была создана значительная часть интерьеров дворца на Каменном острове. Рядом с дворцом был разбит обширный регулярный парк.

С Каменноостровским дворцом связано много историй и легенд. После вступления на престол Александра I дворец стал любимой резиденцией императора. В 1812 году именно сюда, по преданию, прискакал «Медный всадник», узнав, что император собирается вывезти монумент за пределы Петербурга, опасаясь приближения французов. Мол, тогда бронзовый Пётр сказал, что, пока он стоит на своём месте, с его любимым городом ничего не случится. Достоверно же известно, что здесь в 1812 году государь поручил командование русской армией Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову.

В период правления Александра во дворце по проекту архитектора Луиджи Руска была осуществлена перепланировка помещений западного крыла здания. Было изменено также и декоративное убранство залов. В это время по проекту архитектора Ж. Тома де Томона был перепланирован Каменноостровский сад – он получил пейзажную планировку.

После смерти Александра дворец перешёл в собственность великого князя Михаила Павловича, а затем его вдовы великой княгини Елены Павловны.

В комплекс Каменноостровского дворца входит церковь Иоанна Предтечи. Она построена в 1776–1778 годах по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена в память Чесменской победы русского флота. Небольшое крестообразное в плане сооружение решено в неоготическом стиле: со стрельчатыми окнами, высоким шатром колокольни, декоративным сочетанием краснокирпичных стен с белокаменными резными деталями. Церковь возводилась из красного кирпича, из-за которого в народе ее зовут Красная. Впрочем, более распространенное в народе название этой церкви – Предтеченская. Рядом с церковью находилось кладбище кавалеров Мальтийского ордена.

Сейчас Каменноостровский дворец – объект исторического и культурного наследия федерального значения – восстанавливают.

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

автора

Каменноостровский проспект Его порой называют галереей модерна. В первую очередь из-за того, что на нём сосредоточено много замечательных образцов этого архитектурного направления. Все они были созданы выдающимися мастерами на рубеже XIX – ХХ веков.Каменноостровский

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Приоратский дворец Этот дворец не имеет аналогов в России. Ни по своему внешнему облику, ни по технике возведения, ни по строительному материалу. Мало с чем его можно сравнить и в мире.Приоратский дворец в Гатчине – единственное землебитное сооружение на территории

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Дворец для Баала Теперь, когда Йамма был устранен, не осталось никаких препятствий для сооружения дворца. И Баал стал готовиться к строительству.Горные недра дали ему серебро и золото, по морю доставили драгоценные камни. Собрал он и людей, готовых пожертвовать всем,

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Отношение Теодориха к римлянам. - Прибытие его в Рим в 500 г. - Его речь к народу. - Аббат Фульгентий. - Рескрипты, составленные Кассиодором. - Состояние памятников. - Заботы Теодориха о сохранении их. - Клоаки. - Водопроводы. - Театр Помпея. - Дворец Пинчиев. - Дворец

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Дворец Второй замок, упомянутый Броневским, - это, очевидно, остатки дворца с башней вблизи от оврага Гамам-дере. Исследователи считают его "единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке". Результаты раскопок

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Каменноостровский мост Расположен на бывшей окраине Петербурга. Соединяет Стрелку (восточную оконечность) Каменного острова с Аптекарским островом. Ширина Малой Невки у моста 169 м. Длина моста 180,74 м, ширина - 27 м; масса металлических пролетных строений 1133 тонны; масса

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Дворец Нельзя с уверенностью определить назначение светских построек, называемых общим словом "дворцы". Скорее всего они служили жилищем для жрецов, знати и, может быть, для высших чиновников и важных торговцев; вероятно также, что некоторые постройки использовались как

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Пламя над Персеполем автора Уилер Мортимер

Дворец Персепольский дворец стоял - а останки его стоят и поныне - на естественной известняковой террасе, выровненной и расширенной искусством каменотесов, у подножия Кухи-Рахмат - Горы Милосердия в восточной части Персепольской равнины (рис. 4). Есть указания на то,

Марлинский дворец.
Историк и москвовед Романюк С.К. пишет - " Слева от дворца Лефорта стоял так называемый Желтый дворец, именовавшийся также Марлинским. Это название было перенесено сюда из Франции, где в городе Марли находился дворец короля Людовика XIV, законодателя мод тогдашней Европы. К сожалению, ничего не известно ни об истории, ни о внешнем виде московского дворца, исчезнувшего вероятно после пожара 1812 года. Один из первых исследователей истории московского быта, поэт и драматург М. Н. Макаров, проживший в Москве с конца XVIII века и до кончины в 1847 году, писал, что в этом дворце жили придворные певчие и в том числе престарелые, бывшие уже на пенсии. Название "Марлинский" в народе переделали на более понятное: "Простолюдины звали этот дом Мурлышным, что на ладу (понимая, что тут мурлыкали, пели и ладили)... Спавшие с голосу певчие, как бы в честь себе, добавляли к своим фамилиям прозвание Марлинских и от того-то бывало, Боярин Московской, устроивая собственный хор из домочадцев, говаривал, что у него регентом ученый певчий Марлинец, только спавший с голоса".

Слободской дворец.
Дом № 5. На улице Коровий брод, справа от Лефортовского находится Слободской дворец, тот самый, в котором сейчас помещается Московский государственный технический университет (МГТУ).

История его начинается с 1749 г., когда канцлер А.П. Бестужев-Рюмин начал строительство своего большого московского дома. Императрица Елизавета Петровна часто приезжала в Москву, и ее ближайшему советнику и руководителю русской внешней политики не пристало быть в Москве без своего дома, место для которого он выбрал в самом фешенебельном районе - Немецкой слободе, рядом с императорскими дворцами.

Токке Л. Канцлер Бестужев-Рюмин А.Л.
В 1764 году дворец у Бестужева-Рюмина приобрели в казну, а через три года подарили фавориту императрицы Алексею Орлову . Однако временщик почти не жил в нем, дворец постепенно ветшал, так что в 1778 году его хотели даже разобрать, а материал использовать для строения Екатерининского дворца напротив, на другом берегу Яузы. В 1787 году Слободской дворец был пожалован Екатериной другому руководителю внешней политики России - А.А. Безбородко .
Перестройка дворца производилась по проекту лучшего петербургского архитектора Джакомо Кваренги и под руководством лучшего московского - Матвея Казаков а, а деревянную церковь, пристроенную к зданию дворца проектировал Василий Баженов . В 1794 году Безбородко писал: "Дом мой отделан и теперь в городе первый". О нем сохранились восхищенные отзывы современников. Многие путешественники, которые имели случай видеть Сен-Клу для французской королевы, утверждают, что в украшении Безбородкина Дворца и больше пышности и более вкусу.
И.Б. Лампи Князь А. А. Безбородко.

Только что построенный и отделанный дворец, Безбородко преподнес Павлу I к его коронации. В бывшем безбородкинском, а теперь Слободском дворце останавливался Александр I летом 1812 года, во время войны с наполеоновской Францией. Залы дворца были свидетелями патриотического подъема, охватившего дворянство и купечество, щедро жертвовавших на оборону отечества. Всеобщее усердие превзошло ожидания монарха: всякий вырывал друг у друга перо и в несколько минут собрано было до миллиона рублей. Государь видел неподдельные чувства, видел в каждом нового Минина и не мог более быть в зале — слезы блеснули в его глазах, он закрылся платком и вышел в другую комнату.
В дворцовом ведомстве Слободской дворец оставался до тех пор, пока не перешел в ведение Воспитательного дома. С развитием отечественной промышленности потребность в искусных мастерах стремительно возрастала, и московский Воспитательный дом решил ответить на возросший спрос. В здании дворца предполагалось разместить 300 воспитанников, будущих учеников нового ремесленного заведения при Воспитательном доме.
Императорское техническое училище. Фото 1899 - 1902 гг.

Справо на фото видна башенка, о ней в следующем посте.
Неизбежные перестройки во дворце были поручены ведущему тогда московскому архитектору Д. И. Жилярди . В пожар 1812 года Слободской дворец очень пострадал и к тому же долгое время стоял без всякого употребления - крыши не было, флигели его сгорели, а от центральной части остались лишь стены, и, естественно, были необходимы не только перестройки, но и основательный ремонт. В 1827 году Жилярди представил окончательный проект, и тогда же начались работы по переустройству, закончившиеся только через пять лет. Архитектор придал зданию черты, присущие позднему московскому ампиру, - строгость и простота, некоторая тяжеловесность, скупой декор на больших плоскостях стен. Обращает на себя внимание наиболее часто повторяемый Жилярди декоративный прием, объединяющий протяженный фасад, - ордерная арка, поддерживаемая спаренными дорическими колоннами.

При доме церковь во имя св. Марии Магдалины, построенная в том же, 1830 году.
Центр здания отмечала многофигурная скульптурная композиция, выполненная И. П. Витали , изображавшая единение Науки и Искусства.


С этой скульптурной композицией связан забавный пример. Это своеобразный монумент чинопочитанию. С ведома властей чиновники Ремесленного заведения, которое раньше размещалось в этом здании, возвели бюст своего начальника - князя Долгорукого в сонм божеств, украшающий здание, к ногам Афины Паллады.

Здание отделяет от двора решетка, заключенная между несколькими каменными столбами, на которой помещены круглые медальоны с масками и надписями, смысл которых так и остался не ясен.

Ремесленное училище, основанное в 1830 году, было преобразовано в 1868 году в Императорское техническое училище, готовившее высококвалифицированные кадры инженеров-механиков, строителей и технологов. В 1930-1943 годах училище называлось Механико-машиностроительным институтом, затем - Московским высшим техническим училищем (МВТУ), а затем стало Московским Государственным техническим университетом (МГТУ).

Перед зданием университета в беседке установлена скульптура пеликана - символ Бауманки. АвторБурганов А.Н.

Он же автор двух львов, которые установлены перед входом.