Пещерный город уплисцихе в грузии. Уплисцихе — пещерный город в Грузии Скальный город в грузии недалеко от гори

  • 29.12.2023

Это один из первых городов на территории Грузии. За более чем три тысячи лет здесь, в огромной скале из песчаника, было выдолблено более 700 пещер, из которых до настоящего времени сохранилось около 150.

1. Уплисцихе расположен в 12 км от Гори ниже по течению Куры. На пути к нему перекинут современный вантовый мост.

2. Над дорогой нависают скалы из песчаника.

3. Город возник в конце II - начале I тысячелетия до н.э., пережил несколько подъёмов и спадов, и был окончательно покинут только в XIX веке.

4. После освоения человеком плодородных земель нынешней Грузии в эпоху бронзы, языческий культовый центр местности первоначально находился на холме Катланисхеви, расположенном в трёх километрах западнее Уплисцихе. После сильного пожара на Катланисхеви, в самом начале железного века, культовый центр переместился сюда.

5. В Уплисцихе поклонялись женскому солнечному божеству, символом которого позднее стало колесо.

6. Так выглядит сейчас главная улица Уплисцихе, который в IV веке до н.э. стал городом.

7. А это - Священная дорога, проходящая к городу с юго-востока. Справа от неё высится городская стена, представляющая собой отвесный обрыв.

8. Резервуар для стока воды.

9. В конце I - начале II века н.э. в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Стены некоторых из них до сих пор покрыты копотью от очагов.

10. Рост Уплисцихе связан с формирования Иберии - Восточно-грузинского царства, столицей которого была Мцхета. Уплисцихе являлся храмовым городом, главным культовым центром Иберии.

11. Вот остатки древнейших жертвенников на юго-западном краю города. Археологи обнаружили здесь многослойные следы жертвоприношений животных.

12. Внизу кадра видны остатки древнего храма, который позже был перестроен в трёхнефную христианскую базилику. В центре сохранилась жертвенная яма для поклонения хтоническим божествам, перекрытая современной решёткой.

13. Ямы имели диаметр от одного до четырёх метров, глубина некоторых из них достигала 12 метров. Вот одна из таких ям, загаженная современными туристами.

14. Сейчас почти единственные постоянные жители города - многочисленные ящерицы.

15.

16. Эта рептилия в процессе линьки.

17. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой.

18. Знаменитое место города - храм «с кессонами».

19. В устройстве Уплисцихе прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод.

20. По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера.

21. Сооружение помещений в городе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем - тонкая притирка камня к требуемой форме. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём этот процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность песчаника.

22. Лестницы в городе заслуживают отдельного разговора. Это могли быть выдолбленные крошечные ниши.

23. Вот более «продвинутый» вариант.

24. Были вот такие, извивающиеся, с узкими неудобными ступеньками.

25. Но были и полноценные, широкие и удобные лестницы.

26. Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени: поклонение божеству Солнца, другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и др.

27. Храм Маквлиани — самый крупный (площадью 300 м²) из сохранившихся храмов эллинистического периода. Более крупные языческие храмы были перестроены в христианские церкви.

29.

30.

31. Стены «Красивого храма» покрыты многочисленными нишами и отверстиями.

32. Кессоны на потолке одного из храмов.

33. Томаз Саникидзе, один из ведущих археологов городища, так описал ход религиозного праздника в эллинистическом Уплисцихе на основании результатов раскопок:
„Жрецы на почётном месте устанавливали статуэтку богини, начинали звонить в колокольчики и греметь погремушками, крутить колёса, шипы которых, задевая клепало, издавали устрашающий грохот. Выпекали священные хлебцы с оттисками глиняных печатей, резали жертвенных животных и, окропив мясо святой водой, варили на священном огне. Священным вином из большого погреба совершали возлияния в честь божества, пели гимны, вознося хвалу владыке и благодаря господа за дарованные им жизнь и благополучие, с наступлением же сумерек в каком-нибудь из храмов представляли мистерию.”

34. Вырезанное лицо на одной из стен.

35. «Зал царицы Тамары» построен в эллинистическую эпоху, в средневековье переделан в царскую резиденцию.

36.

37. В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло острое противостояние.

38. Жрецы и жители Уплисцихе подверглись гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви.

39. В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, самый большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке был перестроен в христианскую базилику площадью около 400 м².

40. Но ещё на протяжении долгого времени в Уплисцихе продолжалось тайное поклонение языческим божествам. Археологи обнаружили закрытые помещения, где и после введения христианства продолжали осуществляться небольшие культовые обряды, приношение в жертву животных.

41. В целом же, с введением христианства само значение Уплисцихе закономерно резко упало, поток пожертвований прекратился, число паломников резко снизилось. Город по своему значению уменьшился до обычной крепости.

42. В раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X-XI векам.

43. За храмом в скале выдолблены продолговатые ниши. Возможно, это следы христианских погребений.

44. В IX веке в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. В это время столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром царства, предметом борьбы за влияние и престол, стал Уплисцихе.

45. В IX-X веках Уплисцихе фактически являлся главным городом царства Картли, его население в этот период достигало 20 тыс. человек.

46. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северо-западной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение.

47. Сейчас туристы осматривают руины средневековых построек с высоких скал на западе пещерного города.

48. В XIII-XIV веках Уплисцихе был разрушен серией монгольских походов и после этого перестал играть какую-либо значительную роль в государственной жизни.

49. Поселение на берегу Куры просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла.

50. Рядом сохранилось старое заброшенное кладбище.

51. Некоторые путешественники XIX века отмечали наличие в Уплисцихе людей, которых называли троглодитами, вероятно, в связи с нехитрым образом жизни и в связи с тем, что они буквально жили в уже занесенных землёй пещерах. В 1920 году многие постройки Уплисцихе пострадали из-за сильного землетрясения. С этого периода в городище уже никто не селился.

52. Сейчас только коровы пасутся на берегу Куры, где когда-то кипела жизнь средневекового города.

53. В конце пройдём по тайному тоннелю, ведущему из города на берег реки.

54. Выход из тоннеля спрятан в том месте, где скала наиболее близко подходит к берегу.

55. Мимо Кура несёт свои мутные воды.

56. При городище работает небольшой археологический музей, где можно не только познакомься с артефактами из раскопок, но и посмотреть короткий документальный фильм на английском языке.

Адрес: Окрестности г. Гори

Uplistsikhe, Shida Kartli, Georgia

Недалеко от Тбилиси, в сотне километров, есть уникальное местечко – пещерный город Уплисцихе. Сохранилось не больше 150 пещер от огромного поселения, где количество высеченных в скале гротов некогда превышало 700. По мнению археологов, люди в Уплисцихе жили уже в первом тысячелетии до нашей эры.

История пещерного города Уплисцихе

Среди достопримечательностей Грузии Уплисцихе занимает особое место. Уникальность его заключается в том, что этот пещерный город, имеющий 3000-летнюю историю, покинули лишь в XIX веке – там так долго проживали люди. Сейчас пещеры Уплисцихе являются объектом, охраняемым ЮНЕСКО.

Есть две основные версии образования топонима Уплисцихе.

  1. По легенде, одним из праправнуков легендарного Ноя был Таргамос, правнуком которого (внуком Картлоса и сыном Мцхетоса) был Уплос. Вот и считается, что в честь этого Уплоса и названа неприступная крепость в скалах Уплисцихе (Крепость Уплоса).
  2. Другая версия также имеет право на существование. Упали (უფალი)переводится с грузинского как Бог. Отсюда Уплисцихе – Божья крепость.

Второе название можно объяснить также тем фактом, что это поселение во все времена являлось духовным, точнее, языческим центром. Кроме жилых пещер, в городе обнаружены языческие храмы и капища, углубления для жертвоприношений. Жители Уплисцихе не признали христианство вместе с Картли. Они долгий период поклонялись своим богам, даже когда прекратили активное сопротивление окончательно победившей христианской идеологии.


Уплисцихе – достопримечательность Грузии, привлекающая путешественников, интересующихся историей и археологией. Быт города на протяжении трех тысячелетий, наложил исторические слои: некоторые из них уже обнародованы археологами и неизвестно, сколько еще тайн скрыто в пещерах древнейшей столицы Картли.

Как ни странно, было время, когда Уплисцихе и представлял собой Картлийское царство, так как лишь жители этого города не подчинялись иноземцам, захватившим почти всю Грузию.

Ученые предполагают, что в период существования древних государств жители Уплисцихе вели торговлю с Урарту и Мидией. Большую информацию о городе удалось получить после обнаружения клада.

Город неоднократно разрушался не только захватчиками, но и мощными землетрясениями.

Что увидят туристы

Уплисцихе скрыт от внешнего мира естественными ограждениями: рекой, горой. Все время его существования, на этой ограниченной территории потомки людей, поселившихся 3000 лет назад, жили своей общиной. Многие из них представления не имели, что творится за стенами пещер. В течение долгого периода существования, это поселение не раз испытало взлеты и падения.

город Уплисцихе

Жители города не желали впускать в свой пантеон христианского бога и святых. Они были настолько воинственно настроены против новой религии, что миссионерка Нино Каппадокийская не зашла в Уплисцихе и не читала там проповеди.

Позже, именно в этом городе короновали и венчали царицу Тамару.

С IV века поселение приняло все черты цивилизованного города. Достопримечательности Уплисцихе – это не только жилые «помещения», но и высеченные в скале:

  • эллинистический театр;
  • аптека;
  • большой тронный зал.

В городе имелся водопровод и водосток, множество тайных ходов и тоннелей, резервуары, в которых хранилась вода.

Жители города долгое время поклонялись языческим богам грузинского пантеона, сохранились жертвенники, в том числе и глубокие, для подземных богов.

В Уплисцихе жили грузины, следовательно, в городе имелись винохранилища (марани) и тоне (глиняные печи), в которых пекли хлеб и готовили еду.

Как и во многих странах, христианство в Грузии утверждалось не только крестом, но и мечом. Воинствующие христиане разрушили капища и храмы в Уплисцихе, установив атрибуты новой веры. На месте бывшего языческого храма с Х века стоит церковь Уплиссули (Душа Бога). Внешне напоминающая трехнефную базилику, церковь Уплисцули отличается тем, что помещения по краям от центрального зала отделены не колоннами, как это принято, а стенами.

С западной стороны от храма можно увидеть самый большой и красивый грот, который называют «Одноколонным залом». В этом помещении отлично сохранились колонны и резьба по камню.

Что можно посетить вместе с Уплицихе

Сейчас Уплисцихе является музеем под открытым небом, поэтому имеется ресепшен, а вход и услуги гида платные.

До наших дней дошел целый ряд средневековых пещерных монастырей и городов расположенных практически во всех уголках Грузии, где есть горы.
Наиболее известные - Вардзия, Уплисцихе и Давид Гареджа. В которых мы и побывали во время нашего осеннего тура по Грузии.

Вардзия - визитная карточка туристической Грузии. Этот пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков расположен на юге Грузии, в Джавахетии. Высеченный высоко вскалах над Курой.

На протяжении 900 м вдоль левого берега реки в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа перекрыт коробовым сводом (на подпружных арках) и украшен пилястрами, на стенах — уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в эпоху Золотого Века Грузии в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры для вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа.

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.

В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которой от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.

В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря.

В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь.

В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века.

УПЛИСЦИХЕ

Уплисцихе — древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II — в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени.

Согласно археологическим данным, Уплисцихе стал культовым центром в конце II — начале I тысячелетия до н. э. Выбор именно скалы или холма для поселения человека или для создания культового центра естественен, так как скалы и горы издавна являлись символами могущества и вечности с одной стороны, а с другой стороны крутые склоны скал представляют собой естественное укрепление.


Поселение получило название «Уплисцихе» уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим «Уплосом, сыном Мтскетоса», причем достоверность этих источников в целом подтверждается археологическими материалами. На основании этого в научной литературе название «Уплисцихе» связывается с Уплосом. Тем не менее, в большинстве популярных источников закрепилась другая трактовка названия, сделанная на базе современного грузинского языка, в которой «Уплос» связан с нарицательным «владыка»: Уплисцихе (груз. — «крепость владыки».


По мере роста числа почитателей культовых объектов в Уплисцихе его популярность увеличивалась, и к IV веку до нашей эры Уплисцихе становится городом. Во второй половине IV века до н. э. население осваивает всю территорию южного склона горы общей площадью 9,5 гектаров. В последующий период (вероятно в конце I — начале II века н. э.) в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города. Все эти крупные изменения произошли, по мнению археологов, за несколько десятков лет.

В устройстве Уплисцихе этого времени прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод

По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога. Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура. Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера. С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост. Водоснабжение города осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около 5 километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры. Специалисты предполагают, что колодец считался священным, и его вода использовалась не в бытовых, а в сакральных целях.

Архитектура Уплисцихе этого времени изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой, которая также была сооружена в эллинистический период, равно как и некоторые постройки в Пафлагонии.

Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем (по мере приближения к линии стены) происходила тонкая притирка камня к требуемой форме — процесс, напоминающий работу скульптора. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность породы (песчаника). Этот слой был призван предотвратить разрушение конструкций.

Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причём каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями. Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после христианизации Грузии в 337 году н. э.. Кроме этого, в Уплисцихе сохранились десятки других культовых сооружений, активно использовавшихся в тот период.

Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырёх метров, причём глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства. До проведения детальных раскопок и анализа остатков материала на дне ям их предназначение оставалось невыясненным. В качестве одного из предположений высказывалось мнение, что крупные ямы выполняли функцию тюрьмы. Это предположение оказалось неверным, однако некоторые популярные источники до сих пор указывают на существование «подземных тюрем» в Уплисцихе.

Уплисцихе эллинистического периода существовал за счёт различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения. Внутри города осуществлялось виноделие, однако не по практическим соображениям, а по культовым. По-видимому, произведённое здесь вино считалось священным. В эллинистический период Уплисцихе окружали леса, и виноград привозили в город издалека, специально поднимали на юго-западный склон, где была оборудована основная давильня. В северной части города располагалось большое винохранилище («Большой марани»), рассчитанное на 58 крупных карасов. Несколько небольших винохранилищ также примыкали к крупным культовым сооружениям в центральной части города].

В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке н. э. был перестроен в трёхнефную христианскую базилику площадью около 400 кв. м. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X—XI векам н. э. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

В IX веке н. э. в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX—X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северозападной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла)

При обустройстве города эпохи средневековья были использованы сохранившиеся в Уплисцихе культовые сооружения эллинистического периода. Некоторые из них были преобразованы в дворцовые помещения, а большинство стало выполнять хозяйственные функции. Средневековый город (в отличие от культового Уплисцихе предыдущей эпохи) представлял собой типичный город-крепость с множеством жилых и хозяйственных построек. Бывшие языческие храмы, таким образом, превратились в пекарни, кузницы, кладовые и жилые дома. Планировка средневекового города этого времени осуществлялась хаотически, многие проходы были необоснованно перекрыты. Архитектурные сооружения средневекового периода так же, как и первые христианские храмы, оказались менее прочными и долговечными, чем их предшественники. Основной просчёт при их сооружении заключался в том, что песчаник скалы, на которой построен Уплисцихе, не мог выдерживать многоуровневые конструкции, которые пытались строить средневековые мастера. Кроме того, в средневековье уже не использовалась та тщательная абразивная обработка скалы, которая придавала прочность сооружениям эллинистического периода.

Одним из любопытных объектов Уплисцихе является т. н. «Аптека». В ячейках, сложенных из кирпичей, (по центру) археологи обнаружили следы десятков различных лекарственных трав, очевидно использовавшихся в медицинских или косметических целях. Рядом с ячейками в скале выдолблена ванная (справа). Достоверно известно, что «Аптека» функционировала в средневековье, однако возможно, что она существовала в Уплисцихе и в эллинистический период.

После монгольских набегов XIII—XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов — жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука Чингисхана. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены. С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича. Её первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848—1849 гг.


ДАВИД ГАРЕДЖА

Давидо-Гареджийский монастырский, комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы.

Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I. Давид Гареджа, комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Д. Г. — лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели — основаны в 1-й половине 6 в., в 10—13 вв. образовались другие монастыри.


Во многих церквах и трапезных фрески 8—14 вв. с портретами исторических лиц. Монастырский комплекс Давид-Гареджа по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи.

Этот пещерный комплекс находится в Гаре Кахети; он простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образен, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. По дошедшим до нас литературным источникам, историческое начало комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивает сын Давида Строителя Дмитрий

Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена. В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем. и не прекращалась. Наибольшего расцвета Давидгареджа достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри - Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Священной реликвией становится единственный в этой местности источник "слезы Давида. у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджа царскому двору, относится роспись церквей и трапезных. В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях Бертубани. Фрески монастырей Давид-Гареджа в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите. Гареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давидгареджа заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц - Давида IV Строителя в Натлисмцемели, царицы Тамары и Георгия Лаша в Бертубани, Димитрия Саможертвователя и ряда ктиторов в Удабно. В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид-Гареджа превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии. В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разгроблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка. Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы. На грани XIV-XV веков Тамерлан (Темурленг - Б.С.) подверг Грузию огню и мечу.

Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давидгареджа. Еше более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи. В 1615 году полчища Шах-Аббаса за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри. С конца XVII века царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давидгареджийский коллплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджа был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные. В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давидгареджа постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов. На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджа много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны.

Паломничество в Гареджи одно время приравнивалось к паломничеству в Иерусалим.
Эти и другие пещерные монастыри можно увидить с нами в нашем осеннем туре по Грузии , в следующем году.

— пещерный город в Грузии недалеко от города Гори. Эти два места обычно посещают вместе, благо находятся они всего в 12 км друг от друга. В Гори родился Сталин, сюда классно приехать и ностальгировать по советским временам, а Уплисцихе интересен своей древней историей и довольно необычен.

Вам также будет интересно:

Пещерный город возник в начале 1 тыс. до н.э на правом берегу Куры и пережил множество эпох и поколений. Это такой срез из остатков архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении тысячелетий.

Древние не просто так выбрали это место для постройки города: скалы являются естественным укреплением, недоступным для врагов. Уплисцихе изначально был культовым сооружением, где поклонялись женскому божеству, символом которого было колесо. Постепенно люди освоили эти места — в скале были высечены жилые помещения, храмы, хозяйственные постройки, а склон на горе был распахан — Уплисцихе стал городом.

Во времена христианства все языческие храмы были перестроены в христианские, а язычники убиты. Город перестал играть важное значение и уменьшился до обычной крепости. В средние века Уплисцихе часто переходил из рук в руки, а во времена нашествия арабов на Тбилиси даже становится столицей Картлийского царства.

После монгольских набегов город пришел в упадок — были не только убиты жители, но и выжжены леса, окружавшие Уплисцихе.

Сегодня пещерный город имеет статус музея, а в 2000 году его капитально реконструировали. Построили ресепшен и стойку информации, лестницы — в общем, облагородили. Рядом нет крупных селений, только село Квахврели на другой стороне реки, через мост, местность довольно безлюдная.

Вот на этой схеме можно посмотреть внутренний план пещерного города — как видите, довольно развитое было поселение.

Интересно полазить по всем закоулкам и помещениям в скалах

По дороге встретили такую симпатичную лошадку

Наверху сильно ветрено — вот прямо сдувает в прямом смысле слова. Не знаю, всегда ли здесь так или это нам так повезло;-)

Время работы: с 11:00 до 18:00

Стоимость входа: 3 лари, 15 лари за гида

Как добраться: в конце статьи

Город Гори, расположенный в 80 км к западу от Тбилиси, сейчас прочно ассоциируется с одним человеком — Иосифом Сталиным. именно здесь родился и жил какое-то время будущий вождь СССР.

Самая главная достопримечательности Гори — музей Сталина в центре города, довольно интересное для посещения место. Обязательно загляните, если приедете в Гори.

Музей Сталина в Гори

В музее собраны уникальные экспонаты: личные вещи, подарки, фото-документы той эпохи. Можно узнать немного и о личной жизни вождя, и увидеть его рабочие кабинет со всеми вещами, даже двумя сигаретами, которые он не успел выкурить.

Перед музеем находится небольшой домик из кирпича, где родился Сталин. В то время он располагался в «русском квартале» Гори, и Джугашвили снимали там одну комнату и подвал. Сейчас дом обнесен защитным павильоном.

Советский монументализм

Как известно, Сталин не любил летать. Справа от музея стоит его личный бронированный вагон весом 83 тонны. На нем он ездил в Тегеран, Ялту и Потсдам подписывать важнейшие документы того времени.

Стоимость входа: 15 лари- музей и личный вагон Сталина, 10 лари — осмотр музея.

При наличии времени стоит посмотреть крепость Гори , расположенную на возвышении недалеко от автостанции и улицы Сталина.

Гори сильно пострадал во время южно-осетинского конфликта в 2008 году (отсюда 30 км до границы с Южной Осетией). Тогда российские войска вошли в город и контролировали его около 10 дней. Нас подвозил мужичок, который с грустью вспоминал те времена, показывая еще оставшиеся следы от пуль на стенах домов. Он рассказывал, что в центре ездили российские танки, а на площади была яма от взорвавшегося снаряда. Многие жители тогда покинули Гори.

Отели и гостиницы Гори

Можно приехать на один день и уехать обратно ночевать в Тбилиси, но если вы плавно движетесь на запад Грузии и возвращаться в столицу не собираетесь, то можно найти ночлег и в Гори.

Уплисцихе как добраться из Тбилиси?

На общественном транспорте

Чтобы добраться в Уплисцихе, необходимо сначала доехать до города Гори. В Тбилиси езжайте на автостанцию Дидубе (на одноименной станции метро), оттуда каждые 30 минут ходят маршрутки до Гори с утра до вечера. Стоимость проезда 4 лари, а в пути чуть больше часа.

По этому же маршруту ходят общие такси, проезд в них стоит 5 лари, зато больше комфорта и быстрее. До Гори можно добраться на поезде, но ходят они не так часто, а стоят так же, в общем неудобно.

От автостанции в Гори несколько раз в день ходят автобусы до селения Квахврели (1 лари, 20 минут), оттуда около 2 км до Уплисцихе пешком. Последний автобус обратно уходит около 18:00, не пропустите, там глушь такая, что и такси не поймать! Такси из Гори в Уплисцихе и обратно с ожиданием обойдется в 25-30 лари.

На такси

Такси из Тбилиси в Уплисцихе обойдется в 80-90 лари за всю машину в одну сторону, и такой трансфер можно .

Тот самый мост через реку около Уплисцихе

До Уплисцихе можно доехать на проходящей электричке, точного времени прибытия не скажу, можно только предполагать, исходя из .