План-конспект занятия «Город древний-город чудный. Презентация на тему "7 памятников архитектуры России" Памятники архитектуры изображение проекта красивого здания

  • 13.09.2020

Рыбникова Елена
План-конспект занятия «Город древний-город чудный»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Город древний – город чудный »

1. ФИО (полностью) Рыбникова Елена Николаевна

2. Место работы МБОУ НОШ-ДС «Надежда»

3. Должность Воспитатель

4. Предмет НОД «Познание : формирование целостной картины мира» с интеграцией в образовательные области «Коммуникация» , «Художественная литература» , «Физическое развитие» , «Музыка» .

5. Класс Подготовительная группа

6. Тема и номер урока в теме «Город древний – город чудный »

7. Базовый учебник -

Цели и задачи :

Закреплять начальное представление об истории возникновения и развития Москвы;

Расширять представление детей о Москве;

Продолжать знакомство с историческим центром Москвы – Кремлём, Красной площадью; с самыми известными в Москве, да и во всем мире, памятниками архитектуры Большим театром и Государственной Третьяковской галереей;

Приобщать детей к русской национальной культуре;

Способствовать развитию эстетического вкуса.

СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ

Таблица 2.

№ Этап урока Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время

(в мин.)

1. Вводная 1 Беседа с детьми,

Показ слайдов

(4,5,6,7) Беседа с воспитателем,

Рассматривание наглядного материала 10 мин

2. Основная 1 Игровые задания детям,

Показ слайдов

(8-20) Игровые упражнения,

Физкультминутка,

Чтение стихов,

Рассматривание наглядного материала 15 мин

3. Заключительная 1 Руководство инсценировкой,

Беседа с детьми,

Показ слайдов

(20-26) Участие в инсценировке.

Беседа 10 мин

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т. д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1 презентация ЭОР презентация Презентация 1 «Город древний – город чудный »

Предварительная работа : Рассматривание картин о Москве, чтение рассказов и стихов, слушание музыки, знакомство с флагом и гербом Москвы, с историческими памятниками, с историей возникновения Москвы, «Художественное творчество (рисование) » «Москва Златоглавая» .

Оборудование : Персональный компьютер, мультимедийный проектор, книги о Москве и Московских исторических музеях.

Ход занятия:

Вводная часть

Россия – огромная страна. Наша Родина богата лесами, реками, морями, городами . Главный город России – Москва . Москва – столица. В старину говорили «Стольный град» .

Сегодня мы поговорим о столице нашей Родины – о Москве. В Москву приезжают люди со всех концов света полюбоваться её красотами. Вот и мы с вами совершим сегодня экскурсию по нашей столице, (слайд 4)

У Москвы есть свой флаг, гимн, герб. Герб – отличительный знак города . На гербе Москвы изображен воин-всадник в плаще и на коне. Воин убивает копьём змея, а конь топчет его копытом. Всадник – это святой Георгий Победоносец, он считается покровителем Москвы, (слайд 5)

Москва- город старинный , древний . Много лет назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовалось, много маленьких сёл. Князь Юрий Долгорукий решил объединить эти сёла – ведь вместе было легче ловить рыбу, охотиться на зверей, защищаться от врагов. Так появилась Москва. В сентябре москвичи отмечали день рождения своего любимого города , (слайд 6)

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов .

(В. Я. Брюсов)

Рассмотреть с детьми иллюстрацию памятника Ю. Д. Долгорукого.

А теперь дети мы с вами отправимся на Красную площадь, посетим Кремль и Александровский сад (слайд 7) .

Воспитатель :

Вам понравилось здесь?

Дети :

Да, понравилось.

Воспитатель :

Красива Москва, много в ней интересных мест. Сейчас мы увидим самые знаменитые достопримечательности нашей Столицы.

Блиц – опрос :

1. самый знаменитый театр г. Москвы на здании которого расположено скульптурная композиция «Человек в колеснице управляет четвёркой лошадей» ?

(слайд 8)

2. что находится в Александровском саду? (слайд 9)

3. какой музей создал коллекционер Третьяков, в котором собраны картины русских художников - мастеров? (слайд 10)

4. как называются главные часы, находящиеся на Спасской башне (слайд 11) звук

Воспитатель :

Дети, мы с вами уже много узнали и увидели, а давайте немного отдохнём и разомнёмся, (слайд 12)

Физкультминутка

Едем, едем, долго едем

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать,

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать.

Воспитатель :

Все отдохнули и немного размялись.

Дети :

Нам понравилось.

Воспитатель :

А теперь, ребята, мы снова с вами продолжим экскурсию. Скажите мне, на каком транспорте мы можем ездить по Москве?

Дети :

Автобусы, маршрутное такси, трамвай, троллейбус, метро, машины.

Воспитатель :

Послушайте загадку и отгадайте, о каком виде транспорта идёт речь. (13 слайд) .

Я в любое время года

И в любую непогоду,

Если надо, в час любой

Провезу вас под землёй.

Дети :

Это метро.

Воспитатель :

Правильно, метро, (слайд 14)

Метро находиться под землёй. Чтобы туда попасть, нужно на эскалаторе опуститься под землю. Эскалатор – это такая лесенка, которая автоматически передвигается, и, когда вы опустились вниз, там выбираете нужную станцию, куда вам нужно попасть, и садитесь в поезд, который вас быстро домчит на нужную станцию, (слайд 15)

Метро очень удобно в таких больших городах , как Москва, т. к. на дорогах столицы очень много легковых машин.

Воспитатель :

Мы отправляемся с вами на станцию, которая называется ВВЦ. ВВЦ – это Всероссийский выставочный центр. Здесь много красивых павильонов, есть настоящая ракета, самолёт, оранжереи. (16слайд) .

Дети, послушайте шум воды. Это работают фонтаны, которых на выставке очень много. Самые знаменитые из них : «Дружба народов» и «Каменный цветок» . (слайд 17-19)

Вам здесь понравилось?

Дети :

Да понравилось.

Воспитатель :

Обратите внимание на эту высокую башню (20 слайд) .

Эта башня называется – Останкино, здесь снимают все передачи и показывают нам по телевизору. Она самая большая в России.

Воспитатель :

Ну вот, дети, наша экскурсия и подошла к концу. Много мы уже с вами узнали, но ещё больше вам предстоит увидеть в Москве.

Москва сегодня – один из самых больших городов мира и продолжает строиться. (слайд 21)

В Москве появляются новые районы, мосты, набережные и они отличаются от старых (слайд 24) .

Мы можем сказать, что Москва постоянно изменяет свой облик (слайд 22)

Москва очень гостеприимный город и всегда там рады всем приезжающим в столицу. (25 слайд)

Также о Москве написано много стихов. (слайд 26) звук

Город чудный , город древний ,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах.

Исполинскою рукою

Ты, как хартия, развит.

И над малою рекою

Стал велик и знаменит.

На твоих церквях старинных

Вырастают дерева.

Глаз не схватит улиц длинных,

Это матушка Москва?

Твоя Родина!

Она одна, другой не бывает. Это место, где живёшь ты, твои родители.

Родина- это и окружающая среда: природа, постройки, ограды, детские площадки, витрины магазинов…

Город, в котором ты живёшь.

Давайте сейчас посмотрим на наш город:

Город Бийск основан по указу Петра 1 18 июня 1709 года. В следующем году мы будем праздновать

300- летие нашего города.

А вы заметили, что наряду с современными красивыми постройками в нашем городе много старых, не менее красивых зданий. Эти здания оставили нам в наследство люди, которые жили здесь раньше.

Среди зданий есть и такие, которые называют памятниками архитектуры.

И тема нашего сегодняшнего урока:

“Памятники архитектуры - наследие предков”

мы познакомимся с вами с памятниками архитектуры на примере нашего города Бийска, попробуем поработать в технике аппликации, и выполним творческую коллективную работу: “Улица моего города”

Памятники архитектуры – не просто здания, они хранители памяти.

Памятники архитектуры могут “рассказать” о своём времени, о тех, кто строил и украшал город.

Они несут в себе живую память – каждый храм, старинный дом, улица, изба.

В Бийске – 272 памятника архитектуры.

Памятники федерального значения:

  • Бийский Драматический театр, в прошлом Народный дом.
  • Успенский Кафедральный собор.
  • Пассаж Фирсова.
  • Краеведческий музей, ул. Ленина 134;
  • В прошлом усадьба купца Асанова
  • Ул. Советская 21а, в прошлом Торговый дом купца Рождественского.
  • Ул. Толстого 144, Пассаж Второвых.
  • Слайд 13-14

    Памятники архитектуры местного значения:

  • Ул. Горно-Алтайская, Городской дворец культуры
  • Ул. Красноармейская 85, Александровский собор (Электропечь)
  • Ул. Краснооктябрьская 200, Заречное пожарное депо.
  • Бийская табачная фабрика
  • Ул. Мухачёва, Храм Димитрия Ростовского.

Какие красивые здания украшают наш город!

    Ребята, а вам понравились памятники архитектуры нашего города?

    И теперь вы знаете, что памятники надо беречь и охранять, чтобы наш город оставался таким же красивым, чтобы следующие поколения могли любоваться красотой этих зданий.

    А давайте сейчас тоже попробуем поучаствовать в украшении нашего города, и выполним творческую работу, которая будет называться “Улица моего города”

    (Класс делится на 5 групп, в группах выбирается капитан.

    Каждой группе на основе фотографии предлагается выполнить аппликацию памятника архитектуры города Бийска.)

    Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат фотографии

    Теперь найдите цветной шаблон. У каждой группы свой шаблон и своя фотография.

    Давайте сравним фотографию и шаблон. Они похожи?

    А чего не хватает на шаблоне?

    Давайте украсим наш шаблон, используя цветную бумагу, дополним недостающие детали.

    Сегодня мы работаем ножницами. Давайте вспомним, как правильно держать и передавать ножницы?

    Практическая работа:

  • Выбрать капитана группы.
  • Сравнить фотографию с предложенным шаблоном.
  • Подумать, чего не хватает на шаблоне.
  • На основе фотографии украсить здание в технике аппликация.
  • Капитаны групп составляют общую композицию.
  • В конце урока капитаны групп собирают работы в общее панно, дорабатывается фон. В итоге получается фрагмент улицы города.

    Панно вывешивается на стену, звучит песня о Бийске.

    Выставляются оценки.

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Вейделевская СОШ»


  • – искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.





Чем отличаются друг от друга здания?

Основные выразительные средства архитектуры – пластика объемов, масштабность, ритм, пропорции, фактура и цвет поверхностей, связь с окружающей средой.





Дом купца Дунаева.

Отличительная особенность дома Дунаева среди деревянных построек Кургана начала ХХ века - его фасадный декор. Именно он придает легкость и нарядность композиции всего дома. Ощущение легкости композиции достигается целой системой мелких декоративных деталей, тонко прорисованных и точно выполненных, связанных между собой по пропорциям и масштабу. План дома составлен городским архитектором Н.А. Юшковым. Дом строили и отделывали местные мастера.



Дом Пашкова.

Дом Пашкова в Москве напротив Кремля тоже памятник архитектуры. Это белое стройное здание – в прошлом настоящий дворец


Московский университет (МГУ)

Памятником архитектуры является и высотное здание Московского государственного университета. Оно смотрится гордо, величаво, торжественно, как будто царствует над всеми. Как стремительно взметнулся в небо его шпиль!


Кижи. Деревянный архитектурный комплекс.

Памятники архитектуры можно увидеть даже в маленькой деревне или селе.




  • Что нового вы узнали на уроке?
  • – Все ли вам удалось в этом задании?
  • - Что не удалось? Почему?

  • Н.А. Горяева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общнобразоват. организаций / [ Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др. ] ; под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.: ил. – ISBN 978-5-09-029698-4
  • Интернет-ресурсы

Среди зданий есть такие, которые называют

памятниками архитектуры.

Мы поговорим о памятниках архитектуры нашего города и

ощутим гордость за наших предков.


Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

1555 1561 годах Ивана Грозного .

Словно пришел из сказки. Небольшие постройки с куполами словно хоровод

водят вокруг самой большой, центральной постройки.

Разнообразие форм, ритмов, праздничное звучание красок, причудливость узоров.

Храм сложной формы, как диковинный дворец с сказочно украшенными куполами-луковками.


Дом Пашкова

1784 1786 годах капитан-поручика Петра Пашков,.

Российской государственной библиотеке


здание Московского государственного университета (МГУ)

Центральное здание университетского комплекса.

Выстроено в 1949 - 1953 гг. Высота со шпилем - 240 м, этажность - 34.

Оно смотрится гордо, величаво, торжественно,

как будто царствует над всеми.

Как стремительно взметнулся в небо его шпиль!


Московский Кремль

крепость Москвы резиденция президента Российской Федерации Троицкая


Триумфальная арка

1829 1834 годах Отечественной войне 1812 года Кутузовском проспекте площади Победы Поклонной горы


Большой театр

России оперы балета Москвы Театральной площади 1776





Памятники и Архитектуры Мавзолей Айша Биби

Памятник архитектуры: 11-12 вв., расположенный в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараз.

Является памятником архитектуры республиканского значения.

Айша биби была возлюбленной Карахана, который построил мавзолей в память о ней.

Основание мавзолея кубическое. По его четырем углам размещены массивные колонны.

В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка.

Мавзолей Карахана

Памятник архитектуры: 9 в., расположенный в центральной части города Тараз на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра.

Мавзолей входит в культово-мемориальный комплекс, с 1982 г. включен в список памятников республиканского значения.

Народные предания связывают строительство мавзолея с человеком, который был ханом династии Караханидов, правившей в 10- 12 вв.

Представляет собой квадратное, портально-купольное сооружение. Состоит из центрального зала и трёх небольших угловых помещений, четвёртый угол мавзолея занят лестницей, ведущей на крышу сооружения.

В 1906 г. был перестроен, конструкционный принцип был сохранен, но первоначальное архитектурно-декоративное убранство было утрачено. Внутри мавзолея сохранилось ступенчатое надгробие.

Мавзолей Жошы хана

Памятник архитектуры: 13в., расположенный в Улытауском районе Карагандинской области в 40 км от Жезказгана на берегу р. Кенгир.

С 1892 г. памятник находится под охраной государства

По преданию, в мавзолее похоронен старший сын Чингиз-хана- Жошы -хан

Имеет портально-купольную структуру. Купол не сохранился, раньше он опирался на звёздчатый 17-гранный барабан очень редкой формы и был облицован плитками и бирюзовой поливой. Внутренняя оболочка купола, перекрывающая квадратную камеру, опирается на арочные паруса. В глубине камеры находится надгробие. Пол мавзолея вымощен кирпичом. Интерьер освещается двумя арочными отверстиями, расположенными в боковых камерах.

Мавзолей Кожа Ахмета Йассауи

Памятник архитектуры: 14 в., расположенный на юге Казахстана в городе Туркестане.

Мавзолей включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сооружение было воздвигнуто в честь жившего в 12 веке известного на Востоке древнетюркского поэта и проповедника суфизма Кожа Ахмета Йассауи

Является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки, помещений административного и хозяйственного назначения. Внешне симметричный, компактный план включает до 35 помещений, соединенных переходами, лестницами и коридорами. . Точный выбор конструктивной схемы, высокое качество материала и строительных работ обеспечили зданию прочность и устойчивость на века.

Мавзолей Алаша хана

Памятник архитектуры: 11-12вв., расположенный в Улытауском районе Карагандинской области в 2 км к юго-западу от села Малшыбай на правом берегу р. Каракенгир.

С 1892 г. был включен в список памятников истории и культуры и находится под охраной государства.

Усыпальница воздвигнута народными умельцами в честь Алаша хана, имя которого связывают с возникновением трех казахских жузов.

Имеет форму прямоугольника. Здание было построено из кирпича, лишь для оформления оконных проёмов и дверей было использовано дерево. В центре главного фасада имеется двухстворчатая дверь, за которой размещена глубокая двухарочная ниша.