Серпантин лестницы троллей насчитывает крутых поворотов. Дорога троллей (Норвегия): фото и отзывы

  • 14.11.2019

Ле́стница тро́ллей (норв. Trollstigen, в русских источниках также распространено название Дорога троллей) - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии. Находится в северной части западной Норвегии (Вестланн).

Описание

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes) в коммуне Рёума и Валлдал (норв. Valldal) в коммуне Нурдал в фюльке Мёре-ог-Ромсдал. Дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года, после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъёма делает 11 резких поворотов, высота подъёма иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъёма находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen). Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён. В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться. Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон. На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген…

Вы знаете, где живут тролли? Конечно в Скандинавии. В частности их много в Норвегии. По крайней мере, так утверждает норвежская мифология. Названия достопримечательностей в этой стране часто с ними связаны. Вот и знаменитая Лестница Троллей не обошла стороной этих легендарных существ.

Угадайте, где находится Язык Тролля? Правильно, в Норвегии. Это огромный кусок скалы, оторвавшийся и зависший над пропастью. Обязательно прочтите про Язык Тролля .

Лестница Троллей, или как её еще называют Дорога Троллей (в оригинале Trollstigen) – это горная извилистая дорога в Норвегии, которая является одним из участков национальной дороги No63, соединяющей город Онделснес в коммуне Раума и городок Валлдален в муниципалитете Нордал.

Дорога находится в юго-западной части страны, в 350 километрах на северо-запад от столицы Норвегии города Осло.
Норвегия довольно неровная страна. Здесь множество гор, ущелий и перевалов. Поэтому и дороги частенько напоминают серпантин. Например, если вы ездили на Озеро Абрау , то знаете что это такое.

Чем знаменита Лестница Троллей

Серпантином сейчас никого не удивишь. Но Лестница Троллей имеет внушительный уклон в 10% и 11 крутых поворотов.


Что такое уклон

10% вовсе не значит 10 градусов. Уклон в 10% означает увеличение (или уменьшение) высоты на 10% на каждую единицу длины. То есть, если дорога имеет длину 1 километр, то перепад высот в её начале и конце будет целых 100 метров. Уклон в 10% соответствует 17.6 градусов. Это очень круто (и в прямом и переносном смысле).

Некоторые повороты Дороги Троллей доходят до 180 о (это практически разворот). Из-за внешнего сходства такие повороты часто называют шпилька. Именно поэтому здесь запрещено движение автомобилей, длина которых более 12.4 метров. Хотя в качестве эксперимента в 2011-12 годах по Дороге Троллей курсировали автобусы длиной чуть больше 13 метров.


Повороты на 180 градусов

Длина Дороги Троллей около 7 километров. Непревзойденная природная красота и окружающие виды делают эту часть дороги настоящей достопримечательностью Норвегии. В разгар туристического сезона по Лестнице Троллей проезжает порядка 2 500 автомобилей в день – это примерно по 2 авто в минуту. За весь сезон по дороге проходит более 150 000 машин.
Дорога Троллей проходит в окружении величественных горных пиков, высотой более 1500 метров.

Немного истории

История Лестницы Троллей уходит корнями в средние века. Еще с 16 века в долине Румсдален на севере проводилась ярмарка, а жители долины Валлдален на юге хотели её посещать и соответственно иметь нормальную дорогу. Но вплоть до начала 20 века людям приходилось добираться по довольно опасному пути. Широкомасштабное строительство качественной дороги началось только в начале 20 века и продлилось целых 8 лет.

Официальное открытие Лестницы Троллей состоялось 31 июля 1936 года. С этих же пор появилось и название.
Сам король Хаакон седьмой лично принимал дорогу и подписывал акт приема. Примечательно, что, собравшиеся на торжественно мероприятие, представители общественности попросили короля дать название этой дороге. Король, недолго думая, дал название «Троллстиген», то есть «Лестница Троллей».

Действительно, если посмотреть сверху на дорогу, то она отдаленно напоминает гигантские ступени.

Лестница Троллей сегодня

С 16 июня 2012 года Лестница Троллей является Национальным туристическим маршрутом. Здесь есть вся необходимая туристическая инфраструктура – кафе, пешеходные дорожки, смотровые площадки и автостоянка.




В непосредственной близости от дороги можно увидеть водопад Стигфоссен, который добавляет окружающим пейзажам еще большего очарования. Общая высота водопада около 240 метров, а высота свободного падения воды 122 метра.



Есть пешеходная дорожка на тех, кто хочет покорить Лестницу Троллей пешком. Если вы хотите прогуляться по дороге, вы можете использовать старый горный путь, который был недавно отремонтирован.

Лестница Троллей, как правило, закрыта с конца осени. Туристический сезон начинается с середины мая и заканчивается в октябре, но многое зависит от погоды.


  1. Некоторые участки Лестницы Троллей не превышают 3.3 метра в ширину
  2. В 2005 г. было выделено порядка 16 млн. крон на работы по предотвращению камнепадов. Это сделало Дорогу Троллей еще более безопасной
  3. Каждый изгиб имеет свое имя. Обычно это имя человека, который руководил строительными работами в этом конкретном участке
  4. Самая высокая точка дороги — 852 метра над уровнем моря, на границе между муниципалитетами Раума и Нордал

Лестница тролей. Вид со смотровой площадки.

Координаты : 62°28′ с. ш. 7°40′ в. д.  /  62.466667° с. ш. 7.666667° в. д. (G) (O) 62.466667 , 7.666667 Ле́стница тро́ллей (норв. Trollstigen , в русских источниках также распространено название Дорога троллей ) - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии . Находится в северной части западной Норвегии (Вестланн).

Описание

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes ) в коммуне Рёума (норв. Rauma ) и Валлдал (норв. Valldal ) в коммуне Нордаль (норв. Norddal ) в фюльке Мёре-ог-Ромсдал . Эта дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов , высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen ). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра , поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak ) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl ) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году , подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905-1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон .

Как добраться

Расстояние

  • Осло -Ондалснес 480 км
  • Отта-Ондалснес 140 км
  • Домбос-Ондалснес 105 км

На западе Норвегии расположено одно из самых интересных мест, которое непременно хочет посетить каждый путешественник. Эта дорога носит название, связанное со сказочным персонажем и признана также одной из самых опасных дорог - автомобилисту придется справиться с 11-ю крутыми виражами, встречающимися на протяжении всей дороги.

Как вы уже наверняка догадались - это знаменитая норвежская Дорога или Лестница Троллей (с норв. Тролльстиген). Такое волшебное имя ей присвоил норвежский король - Хокон VII на торжественном открытии в 1936 году 31 июля. Лестница Троллей была проложена для сообщения норвежских городов Валлдал и Ондалснес. Строилась она долгих 8 лет из-за суровой норвежской погоды. Поводом для строительства этой дороги послужили следующие события.

В XVI-XIX века на Девольде находилась румсдальская ярмарка, на которую жители Валльдалена хотели добираться более удобным способом. К 1981 году было построено 8 км дороги. Затруднением стало строительство в горах. После обращения с ходатайством в Строительное ведомство, его директор Краг поручил инженеру Н. Ховденаку составить план строительства дороги в горах. Ховденак сделал немало, чтобы превратить в реальность сообщение через Трольстиген.

В 1905 году госбюджет выделил 4000 крон на прокладку дороги. Строительство завершилась в 1913 году. На этом Н. Ховденак не остановился. В его планах было проложить автодорожное сообщение между Румсдаленом и Валльдаленом. В 1916 году Строительное ведомство дало разрешение на начало строения автодороги, которое продолжалось 20 лет. Короткое лето, камнепады, снежные лавины, да и сама горная местность затрудняли строительство.

Предание гласит, что некогда Норвегия была покрыта обширным ледником. С потеплением климата он начал таять и сместился на север. На этой территории начали расселяться люди. Вскоре поселенцы заметили присутствие рядом странных созданий со сверхъестественными способностями, которых стали называть троллями. Народная легенда также утверждает, что тролли бродят в горах ночами, а утренний солнечный свет превращает их в камни. Люди не стали враждовать с ними.

С тех давних пор сохранился замечательный обычай задабривания троллей в канун Рождества миской каши, которую выставляли на крыльцо. Лестница Троллей - один из популярных туристических маршрутов. Осенью и зимой дорога закрыта в связи с погодными условиями. С мая по октябрь начинается сезон для жаждущей зрелищ и приключений публики. В самом начале дороги есть предупреждающий знак, что по ней могут проехать только опытные водители. И это на самом деле так.

В некоторых местах ширина дороги лишь 3,3 м и туристическим автобусам разъехаться крайне сложно. Машинам длиной более 12,4 м проезд строго запрещен. Местами высота подъема доходит до 9-12%. Тем не менее, желающих покорить Лестницу Троллей предостаточно. Не оставит вас в равнодушии мост над водопадом Стигфоссен. Он расположен на середине пути Тролльстигена и обрушивается со 180-метровой высоты. Этот шедевр инженерного искусства закончили строить в 1935 году.

«Поворот епископа» и смотровая площадка вблизи «Котлов великанов» дают прекрасную возможность любоваться завораживающей и величественной панорамой всей долины. На самой вершине - это 858 метров над морем- расположена вместительная парковка и многочисленные сувенирные лавки.

Адрес
Isterdalen RV. 63
6300
Åndalsnes
Телефон
+47 94 84 97 55
Сайт
www.trollstigen.no

Дорога троллей в Норвегии является одной из популярных достопримечательностей страны, имеющим интересную историю и красивейший уникальный ландшафт. Крутые подъемы и спуски, суровые северные пейзажи, скалы, водопады и фьорды - вот что привлекает сюда туристов.

Дорога Троллей (Норвегия): описание

Эта современная дорога представляет отрезок трассы Norwegian County Road 63, проходящий через юго-западный регион Вестлан, губерния Мере-ог-Ромсдал в Норвегии. Почти 100 лет назад она связала два небольших городка - Олданснес и Валлдал, которые расположены в соседних долинах и уже несколько столетий разъединены ущельем и реками. Местные жители дали ей свое название - «Лестница Троллей» (норв. Trollstigen).

Маршрут ее имеет протяженность 106 км, а сама она являет собой узкий серпантин, имеющий 11 очень крутых поворотов, по всей длине огороженный невысокими заборами из камня. Ширина трассы в самых узких местах достигает 3,3 м, поэтому езда по ней - «не для слабонервных» и представляет самое настоящее эмоциональное испытание.

В некоторых местах дорога поднимается на высоту несколько сотен метров над уровнем моря, а перепад между крутыми виражами иногда составляет 12%.

Из-за неблагоприятных погодных условий Дорога Троллей (Норвегия) не всегда пропускает туристов: она открыта только с мая по октябрь, причем точные даты начала/окончания работы зависят от погоды.

История

Начало строительству было положено еще в конце 19 века, когда в регионе назрела необходимость соединить поселки и города дорогами, проходящими через ущелья. В городе Румсдалене начиная с 16 столетия каждый год проходила самая крупная региональная ярмарка, при этом транспортной связи между соседним Валлдалом тогда не было.

Проект строительства горной дороги в Норвегии в этом месте был впервые представлен в 1894 г., однако местные власти признали его непригодным из-за сложного ландшафта. И только в 1905 г. постройка трассы была начата, при этом успели проложить только первые 8 км, а закончили ее уже в 1913 г.

Позднее архитектор Ховендак предложил свой вариант трассы, предназначенной для автомобилей. Он же и отметил всю живописность местного ландшафта и сделал предположение о будущей популярности его у туристов.

Очередное строительство затянулось на много лет из-за непродолжительного теплого сезона, ему препятствовали также снежные лавины, камнепады и снегопады. Закончить стройку смогли только в 1936 году, в период правления короля Хокона 7, который торжественно принял готовую дорогу. По просьбе местных жителей тогда и было ей присвоено название «Лестница Троллей».

Сейчас дорога имеет идеальное современное покрытие, такое же, как и другие транспортные артерии Норвегии. По мере роста интереса туристов к такой достопримечательности назрела необходимость в строительстве смотровой площадки, пунктов питания и продажи сувениров, туристического центра. Со временем все эти здания были возведены на самом высоком месте дороги.

Пейзаж

Самое сильное впечатление производит не сама трасса, а окружающие ее пейзажи, демонстрирующие дикую северную природу страны: фьорды, зеленые холмы, остроконечные скалы и красивые парковые зоны. Созданная руками человека, дорога органично вписывается в ландшафт и гармонично сочетается с ним.

Дорога начинается сразу за специальным знаком, изображающим силуэт тролля, на котором многие туристы оставляют свои комментарии о впечатлении. При каждом повороте Дороги Троллей (Норвегия) открываются потрясающие виды на горы, водопады, леса посреди ущелий и т. д.

На различной высоте по всей длине трассы построены специальные карманы для машин, которые позволяют припарковаться и осмотреть окружающий ландшафт. Здесь каждый желающий может выйти из машины и пройти по тропинке к небольшим смотровым площадкам и местам, предназначенным для пикника. Туристы с удовольствием могут пообедать прямо на свежем горном воздухе, сидя на уступе скалы и любуясь прекрасным водопадом или другим, не менее живописным пейзажем.

Мосты и водопады

На середине трассы расположено удивительное, впечатляющее сооружение — узкий мостик над водопадом Стигфоссеном. При проезде по нему кажется, что вода бурлит прямо под колесами автомобиля. Извергая массивные потоки воды с высоты 180 м, водопад вызывает у людей ощущение вечного движения и мощи природы.

Вдоль трассы также сделаны ступенчатые бассейны, в которых можно искупаться. Вода, конечно, холодная, однако ко второй половине дня нагревается под солнечными лучами.

Кроме этого, на Дороге Троллей есть еще три моста: Гудбранн, Холь и Крихе. Все они выложены камнями по бокам, такими же, как и вся дорога.

Сервис для туристов

Специально для тех, кто совершает путешествие по Норвегии, по ходу маршрута Дороги троллей на середине пути расположена зона для парковки машин, где есть множество сувенирных лавочек и магазинчиков. Здесь же стоят трейлы для катания на велосипеде и другие развлечения, позволяющие скрасить досуг посетителей.

Отсюда можно пройти к основной точке интереса туристов — смотровой площадке Aurland Look. Это позволит осмотреть долину Валльдален с высоты 600 м, фьорды и стену Троллей, а также увидеть город Ондалснес и водопад Стигфоссен. Именно здесь фотографируются все туристы, однако в плохую погоду площадка погружается в плотный туман.

Тем, кто хочет прокатиться по дороге с ветерком, лучше сразу следует знать, что:

  • в разгар сезона количество автомобилей на дороге достигает 2,5 тыс. ежесуточно;
  • установлено ограничение скорости в 80 км/ч.

Дорога Троллей в Норвегии имеет интересные особенности:

  • высшая точка дороги называется Стигрере (858 м);
  • максимальный уклон дорожного полотна на некоторых участках достигает 9 %;
  • проезд транспорта длиной более 12,4 м запрещен из-за слишком узких мест, где машины не могут разъехаться;
  • в зимнее время трасса закрыта из-за повышенной опасности;
  • название «Лестница» трасса приобрела за внешнюю схожесть серпантина, поднимающего ступенями вверх.

Как добраться

Ехать в такие места лучше на собственном автотранспорте. При путешествии по Норвегии на машине с севера сюда можно попасть следующим образом: не доезжая до города Ондалсанеса 5 км, следует повернуть на трассу № 63, которая и позволит доехать до Тролльстигена. Если же добираться из Осло, то надо выбирать трассы Е4 или Е6 и ехать до Лиллехаммера, затем по Е6 до Думбоса, где надо свернуть на трассу Е136 и дальше аналогично первому маршруту.

При отсутствии своего транспорта, можно воспользоваться экспресс-автобусом, следующим по маршруту от Ондалснеса, который сопровождает гид, рассказывающий по дороге обо всех местных достопримечательностях. Добраться до ближних населенных пунктов можно и на поезде от станций Осло и Тронтхейма, а дальше все равно на автобусе.

С 2012 г. в начале Дороги Троллей основан туристический центр, который оказывает любую помощь туристам, даже в самых трудных ситуациях. Там же можно пообедать в кафе и купить местные сувениры.

Заключение

Дорога Троллей в Норвегии ("Тролльстиген") является инженерным шедевром, которые был возведен благодаря нестандартной дизайнерской мысли. Воплощенный в жизнь проект позволил оптимизировать торговые коммуникации региона и увеличил его туристический потенциал. Дорога окружена уникальным северным ландшафтом и буквально пропитана атмосферой норвежских мифов и преданий.

Любителям активного туризма, всем тем, кто ценит северную красоту Норвегии, мечтает полюбоваться на водопады и фьорды, такая жемчужина среди достопримечательностей страны позволит провести отпуск захватывающе и незабываемо. Пикник на высоте 858 м станет запоминающимся событием. Только обязательно надо помнить, что «Лестница Троллей» открыта только несколько летних месяцев.