Плавучая дача своими руками. Плавучая дача "березка" - проекты лодок, катеров, яхт для самостоятельной постройки

  • 19.01.2020

Плавдача «Эдем» - это комфортабельный домик площадью 20 м², в котором имеются: две отдельные каюты, кухня-бар, санузел; в корме под жестким тентом находится открытая терраса - площадка (6,2 м²), на которой можно разместить столовую. Вход в жилое помещение в корме - через откатную дверь на шп. 10 и в носу - через сдвижную дверь-люк на лобовой стенке дачи.

Основные данные плавдачи «Эдем»
Длина (габарит,), м 6,00(6,80)
Ширина (габарит.), м 3,48(3,64)
Высота (габарит.), м 2,60(4,50)
Осадка, м 0,40
Водоизмещение, т:
- при осадке по КВЛ 370 мм 1,7
- при осадке по ВЛ 500 мм 2,9
Пассажировместимость, чел. 4-8
ПМ мощностью, л. с. 2х(10-40)

Общий вид, компоновка, конструкция корпуса и эскиз обводов
плавучей дачи «Эдем»

Постройка плавдачи

Плавучая дача строится из дерева. Водостойкую фанеру, сосновые рейки, стеклоткань, эпоксидную смолу и крепеж нужно приобрести, руководствуясь спецификацией и рабочими чертежами. Постройка корпусов ничем не отличается от традиционного процесса, многократно описанного в «КиЯ».

Пользуясь таблицей плазовых ординат, вычерчивают все шпангоуты в натуральную величину. Изготовляют шпангоутные полурамки - два комплекта для обеих лодок (они одинаковы, ПБ и ЛБ - симметричны).

Таблица плазовых ординат для постройки корпусов плавдачи «Эдем»

Линия Шпангоут
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Высота, мм
Киль - К 1000 200 2 0 0 0 0 50 102 153 205 256 300
Скула - Ск - 308 182 102 55 10 0 50 102 153 205 266 300
Борт - Б 1000 915 860 825 803 787 770 755 740 725 710 695 680
Тоннель - Т 870 785 730 695 673 657 640 625 610 595 580 565 550
Полуширота, мм
Борт - Б 0 193 290 355 385 415 430 440 440 437 430 417 405
Скула - Ск - 88 175 230 261 293 300 320 333 340 343 345 340
Примечание: Шпация - 500 мм; все толщины от теоретических линий - в нос.

Стапель для сборки катамарана вверх килем представляет собой два отфугованных бруса, выставленных в горизонт, на расстоянии один от другого (по осям) 2600 мм. Поперечные балки (дет. 5) устанавливают по разметке на высоте от стапеля, указанной в таблице, и крепят на прочных стойках. На них ставят и после проверки перпендикулярности и вертикальности всех элементов конструкции крепят шпангоуты; ставят кницы.

Продольные связи врезают в шпангоуты и балки, после крепления их и просушки выставленный набор малкуется. Теперь корпуса и мост можно зашивать фанерой. Зашивка производится на клею шурупами (по шпангоутам) и гвоздями взагиб (по ребрам жесткости).

Корпуса и днище моста оклеивают стеклотканью в несколько слоев, после просушки и зачистки окрашивают.

Только после этого катамаран бережно (пока не зашита палуба) можно перевернуть, чтобы установить в горизонт, убрать обзол в корпусах и окрасить водостойкой краской изнутри. Мост заполняется по всей высоте поперечных балок легким пенопластом.

Мост зашивается фанерой. Вырезают палубные отверстия (350-450 мм. 8 шт.), устанавливают комингсы и люки. Боковые стенки надстройки, переборки и крышу лучше собирать в объем - в виде отдельных секций, сразу проклепать ребра жесткости и вырезать окна.

Лобовую стенку надстройки надо изогнуть по радиусу 2060 мм и закрепить на предварительно выклеенной из плоских реек (изогнутых по тому же радиусу) обвязке, затем можно установить обвязку двери и окон.

Барабан выгородки санузла ставят враспор от палубы до крыши. Устанавливают подкрепления под узлы хозблока и диваны, которые надо сделать откидными, чтобы открывался доступ к люкам в корпусах.

Разумеется, можно собирать надстройку и иначе - выставить каркас и затем зашивать его отдельными листами фанеры.

Остается установить остекление, навесить двери, смонтировать люки и леерное ограждение (труба, нержавеющая стань). Плоские баки с питьевой и технической водой можно разместить на крыше, в нос от шп. 5.

Затем монтируют дистанционное управление моторами и навигационные огни.

Юрий Зимин, мастер спорта, «Катера и яхты», 2004, №01(188).

Долгое время речной туризм и катания на прогулочных катерах были уделом обеспеченных людей. В лучшую сторону ситуация изменилась с появлением Пенишетов - плавучих домов, фактически являющихся и катерами, и яхтами одновременно. Воплощение идеи плавдома сделало увлекательный речной туризм доступным для всех.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Эволюция плавучих дач или, как их еще называют на английский манер, хаусботов началась с появления французской группы компании Locaboat Plaisance, специалистами которой и была разработана концепция лодки, подходящей для длительного проживания - плавдома.

К тому времени в самой Франции речной туризм как отдельное направление и прогулки по воде существовали более 10 лет. Однако в большинстве своем катера и лодки не отличались комфортом, а те, что подходили для путешествий, многим были просто не по карману.

Первая плавдача Penichette 960 была спущена на воду в 1978 году: название бренда плавучих дач является уменьшительно–ласкательной формой французского слова peniche, которое можно перевести как «жилая баржа». Таким образом, официально Пенишетом может быть наречена лишь плавучая дача на воде производства Locaboat Plaisance.

КАКИЕ ЕЩЕ БЫВАЮТ ПЛАВДАЧИ

Стоит отметить, что плавдачей так же называют и обычное речное судно, часто отечественного производства. Оно представляет собой большой комфортабельный катер, на котором есть каюта, но не достаточно удобств для ночлега или длительного комфортного проживания. Производством таких плавдач занимаются многие российские судостроительные предприятия и верфи. Существуют схожие с ними варианты, называемые «плавучие особняки» - это более роскошные суда, предназначенные для проживания в черте города, производство, покупка и содержание которых будет стоить существенно дороже.

Французские Пенишеты представляют собой суда, ориентированные на загородные речные прогулки, поэтому они отлично подойдут для российских условий, когда цель - комфортный отдых на воде от суток до недели и дольше. Российскими аналогами их являются такие модели как плавдача «Дельта», «Березка», «Дон» и «Робинзон». Их рыночная стоимость колеблется от 300 000 до 500 000 рублей, а комфорт и удобство едва ли сравнимы с их французскими собратьями.

ОСОБЕННОСТИ ПЛАВУЧЕЙ ДАЧИ

Спустя годы французские хаусботы значительно преобразились, проектировщики сделали ставку на эргономику и техническое оснащение. Дача на воде в зависимости от пассажирской вместительности может иметь длину от 9,3 до 18 метров. Может показаться, что кабина хаусбота слишком мала, чтобы внутри комфортно разместилось указанное производителем количество пассажиров. На самом деле плавучая дача просторна, и по удобству проживания не уступает настоящему дому.

Плавдача оснащается специальным резервуаром для питьевой воды и нагревателями, благодаря которым экипаж плавучей дачи на воде могут принимать душ. Отапливаемые пассажирские каюты имеют удобные кровати и всю необходимую для комфортного проживания мебель, пассажиры могут воспользоваться розетками. Наконец, плавучая дача оснащена полноценной кухней с вместительным холодильником и газовой плитой.

На палубе плавдачи предусмотрено достаточно места для трапезы, загорания и рыбалки. Кроме того, предусмотрена специальная парковка для велосипедов, благодаря которой размеренное путешествие может быть дополнено элементами активного отдыха.

Плавучая дача отлично держится на воде, оснащена экономичным дизельным двигателем, способным развивать скорость до 10-15 километров в час. Вместительный бак плавдома обеспечивает непрерывное движение в течение трех суток. Управление плавдачей осуществляется из капитанской рубки или с верхней палубы. Невысокая скорость движения и простота управления позволяют каждому владельцу судоводительских прав почувствовать себя заправским капитаном, при этом для обслуживания плавучей дачи не требуется дополнительный персонал.

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Плавдача - это доступный и интересный подход к семейному отдыху. Неспешная речная прогулка, катания на велосипедах, экскурсии по историческим местам, увлекательная рыбалка и природная красота - все это останется в Вашем фотоальбоме.

Плавдача приглянется и компании друзей и влюбленным парам. Прокат прогулочных яхт в Москве позволит узнать друг друга еще лучше и взглянуть на сложившиеся отношения под другим углом. Достаточно один раз поучаствовать в путешествии по рекам на Пенишете, чтобы раз и навсегда остаются фанатом водных прогулок.

КОНСТРУКЦИЯ ПЛАВУЧЕЙ ДАЧИ И ЕЕ ПОСТРОЙКА СВОИМИ РУКАМИ

При должном желании и строительных навыках можно построить плавучую дачу самостоятельно. Конечно, не такую комфортную и удобную, как французские Пенишеты, но вполне пригодную для плавания по небольшим рекам со слабым течением.

Для этого сначала потребуется выбрать готовый типовой проект плавдачи или разработать свой. Основным строительным материалом является дерево. Процесс постройки плавучей дачи мало отличается от строительства корпуса обычного судна: выстраивается каркас, который обшивается листами фанеры, затем устанавливается двигатели, остекление, навигационные огни и т.п. Постройкой плавдачи вполне можно заняться самостоятельно, поэтому многие пробуют свои силы в постройке ее своими руками, хотя для полноценного путешествия на ней все-таки требуются судоводительные права и регистрация в ГИМС.

Помните, что воспользоваться услугой проката Пенишета от нашей компании гораздо удобнее и безопаснее.

Проект этой плавучей дачи на базе 9,5-метрового водометного катера с упрощенными обводами разработал Я. Кобачевский. Он же построил добротный корпус с двойной диагональной обшивкой из сосновых досок, облицованной снаружи 3-миллиметровыми листами сплава АМг-3. Достраивать плавдачу довелось мне. Задача эта осложнялась тем, что после кончины конструктора все сделанные им эскизы и схемы оказались утерянными.

В какой-то мере судно похоже на «Березку», проект которой опубликован в третьем выпуске «Катеров и яхт» (1964 г.), но, как выяснилось, корпус проектировался задолго до выхода сборника, а вот при достройке и оборудовании «Янты» широко использовались сведения из «КиЯ» и все доступные материалы.




В форпике хранятся якорная цепь длиной 20 м и два . В носу устроена «веранда» с двумя диванами-рундуками по бортам, накрытая легким дюралевым тентом из двух половин, соединяемых на рояльной петле.

Надстройка имеет размеры в плане 5,0X3,0 м. Стенки ее и крыша выполнены из бакелизированной фанеры толщиной 10 мм; крыша покрыта эпоксидной смолой. Высота стенок 1100 мм. Поскольку горизонтальный настил (пол) опущен ниже палубы (на 300 мм от ОЛ), высота помещений получилась равной 1800 мм. Для теплоизоляции по стенкам и подволоку проложен слой пенопласта. Внутренняя зашивка выполнена декоративной фанерой под красное дерево и пластиком с раскладками вдоль бимсов. Бортовые окна салона сделаны по типу троллейбусных с опускающимися стеклами, передние смотровые - выполнены из оргстекла.


В кормовой каюте, отделенной от салона сдвижной металлической дверью, оборудованы встроенные шкафы различного назначения, вешалки и полки. Здесь же расположены кухонный стол с полками, газовая плитка и мойка-раковина, в которую подается горячая и холодная вода. Рядом совмещенный санузел - душевая и гальюн.

В корме - в моторном отсеке - установлен автомобильный 45-сильный двигатель «Шкода 1201» с дополнительным кожухом на выхлопном коллекторе для подогрева воды. Под палубой подвешены два бензобака емкостью по 80 л; здесь же помещаются канистры и надувная лодка - тузик. Палуба «Янты» покрыта рифлеными резиновыми ковриками на глифталевом лаке.

Пост водителя размещается по левому борту в носовом салоне, у переднего стекла. Над головой водителя сделан световой фонарь из оргстекла.

Два года, зимой и летом мы всей семьей с большим увлечением работали на достройке и оборудовании плавучей дачи. И вот наступил долгожданный момент первого выхода «Янты» в плавание. Что же можно сказать в целом о нашем судне? Это надежный и комфортабельный плавучий дом. Из-за высокой каюты «Янта» имеет большую парусность, так что скорость находится в прямой зависимости от силы и направления ветра и колеблется от 15 до 20 км/ч. Большой вес обуславливает значительную инерцию. Надо было привыкнуть и к особенностям управления судном за счет реакции струи водомета.

Трудовая биография водолаза Павла Жемерова началась в акватории рыбинского шлюза, когда перстройка уже шла ко дну. На долю выпускника воронежской школы водолазов выпала честь блюсти чистоту и порядок в водах здешней ГЭС, занимаясь подводно-техническим обслуживанием механизмов элетростанции. Работа, как говорится, непыльная, но скучноватая. Единственное, что нарушало мерное течение подводных будней, это любители зимней рыбалки и автолюбители, ныряющие с барж и паромов при переправке. Всего на счету Павла около сорока траспортых средств, выловленных на глубине.

Более всего памятен инцидент, когда водитель «Ситроена», переправлявшийся из Мышкина на сухогрузе, вдруг зачем-то влез в кабину и включил заднюю передачу – машина одним прыжком бухнулась в воду и пошла ко дну. От удара водитель потерял сознание... Там – на пятнадцатиметровой глубине, пытаясь прицепить машину к троссу подъемного крана, Жемерову долго не удавалось примотать скочем голову лихача к рулю, чтобы тот во время подъема иномарки с глубины случайно не торпедировался из кабины... Вскоре после этой мутной истории Павел бросил работу водолаза и ушел, как говорится, на берег...

Павел Жемеров: «Был катер у меня. С каютой. Хороший, быстрый. Все Рыбинское водохранилище от Мышкина до Углича за час пролетишь. Класс! Но комфорта нет. Весь какой-то сырой, всегда грязный и озабоченный... Спокойно выпить чашку кофе, поесть культурно с вилкой и ножом – целая история. А уж о том, чтобы нормально телевизор и холодильник установить, и мыслей не возникало. И ладно, будь я еще зеленым и холостым. А то ведь уже сорокалетние надвигалось. Все больше времени хочется проводить с семьей, детьми. А как же катер? Продать и забыть?... Впрочем, по старым импортным фильмам я помнил сценки, как какой-нибудь Бельмондо или Пьер Ришар сидит и красиво пьет «Божоле» в кресле на палубе своего кораблика, пришвартованного на берегу Сены у подножья Нотр-Дам или у стен Лувра. Ну, или где-нибудь на каналах Амстердама... Не важно. Короче, захотелось построить нечто, что было бы вроде и кораблем, но по комфорту не уступало любой городской квартире. А, возможно, и превосходило...».

Комфорт, который иные корабелы пытаются организовать на воде, изначально ограничен возможностями основы, потенциалом того судна, которому они пытаются сделать своего рода абгрейд. Но обустраивая конкретное плавсредство под свои милые и вполне уместные, так сказать, капризы, приходится все время помнать, что имеешь дело с ржавым танкером «Дербент» или шхуной «Беда», спущенными со стапелей еще во времена Цусимы. И, хочешь – не хочешь, но если ты начал усовершенствовать какую-то баржу, тебе всегда придется, грубо говоря, танцевать от ее конструктивных особенностей. Как только начнешь решать вопрос – сколько кроватей, джакузи и теннисных столов будет на плубе и в каютах твоего судна – всегда придется сначала вспоминать, как оно изначально сконструировано и спланировано.

При этом, конечно, и мысли нет подвергать сомнению изыски строителей супряхт, стоимостью в миллионы долларов, где, как у некоторых, может быть и вертолетная площадка, и поле для гольфа, и бассеин, и тренажерный зал. Речь идет о том бизнес-классе, который уместен в России...

Павел Жемеров: Одним словом, стало понятно: то нечто, которое я хочу построить, надо начинать не с проектировки днища, а с внутреннего дизайна. Взялся за карандаш. А когда в итоге скалькулировались две тонны комфорта, я сказал себе – можно начинать.

Всю ночь не спал. И ни свет ни заря поехал в офис. Сидел и ждал, когда кто-нибудь из мужиков наконец на работу придет. Чтобы поговорить...

Живучий тримаран

- Расскажи, пожалуйста, как устроено все это сооружение. Что в нем главн ое?

Модули... Другими словами, это такие баллоны, которые изготовлены из полиэтилена методом центробежного литья. Они закреплены в три своего рода ленты. Две боковых – по двадцать шесть модулей. И одна центральная – из восьми, где наряду с ними запитаны все коммуникации. Крепятся они к периметру, к сварной металлической платфоме обычыми гайками, влитыми в модули. То есть здесь база тримарана.

- А из чего сделана платформа?

Квадратная профильная труба. А поскольку на воде любой металл все равно будет «гулять», была задача, чтобы вся эта сварка была крепкой.

- А что вперед чего делается? Сначала платформа сваривается?

Сначала надо выяснить общие размеры сооружения. А потом уже варить платформу. Ее длина – 16,5 метров. Включая крепеж для двух силовых установок. Вес металической платформы – 650 кило. 60 модулей (по 40 кило) – 2400.

- Можно подробнее про модули.

Изобретение это не новое. На таких же модулях стоят все речные причалы. Но прежде их никто не использовал для передвижения. Использовали пантонные технологии, которые в отличии от модульных в основе своей имеют железные плавучие емкости. У них внутри воздух, а снаружи – ребра жесткости. Чтобы сдвинуть сооружение, имеющее под собой так много металла, нужно двигателей пять–шесть. Не мой случай...

К тому же полиэтилен дешев и пластичен. Даже если при движении судна снизу случаются какие-то удары, он просто сживается и разжимается. А если пробиваешь модуль из железа, надо подниматься в док. Это дорого, стоит около восьмисот тысяч рублей. Плюс сварка. А тут все модули независимые. Даже если пробьешь один или два, ничего не случится. Дом все равно остается на плаву. Может, конечно, появиться крен, допустим, на нос. В этом случае мы просто подходим к берегу, откручиваем нижний киль, снимаем пробитый, а вместо него ставим другой, заполненный воздухом. Заменили и пошли дальше. То есть живучесть у судна очень большая.

Толщина стенки модуля – один сантиметр. Диаметр модуля – 87 сантиметров. Объем – 500 литров. Вес – 40 кило. Длинна всей этой своеобразной гирлянды, в которую собраны модули, – 14 метров 70 сантиметров. Снизу по всей своей длинне они скреплены металлическим швеллером, который сам по себе создает дополнительное ребро жесткости, защищая модули, например, при попадани на мель. В итоге никакая волна не оторвет никогда модули от платформы.

- Но ведь всегда надо иметь несколько «прозапас»...

За две навигации ни одного не потребовалось. Но вообще-то четыре запасных лежат.

Две тонны комфорта и живого веса

- Как расчитывался общий вес «объекта»?

Достаточно просто. Каждый модуль – по пятьсот литров. Их всего шестьдесят... Далее расчитываем тоннаж, который может вынести сама платформа с периметром 16,5 на 6 метров. Потом минусуем вес надстройки. Остаются две тонны полезной нагрузки. Это значит, мы можем взять на борт двадцать человек весом в сто кэгэ. Но для большей безопасности берем пятнадцать, так как есть еще бензин в баке каждого двигателя, канализация, которая тоже, между прочим, на 500 кило расчитана.

- Мебель, сантехника, вещи...

Нет, это расчитывается заранее... У нас дело доходило до того, что мы сначала в магазине взвешивали диван, и только потом завозили. Была четкая общая установка – загрузить, примерно, две с половиной тонны. Не больше. Ведь сама идея строить дачу была продиктована отсутствием желаемого комфорта на любых других плавсредствах. Соответственно, сначала человек должен заранее представить и спланировать себе этот комфорт, а уже только потом приступать к строительству.

Надо заранее осознать, что если ты хочшь поставить там камин, а тут, допустим, славянский шкаф, то тебе нужно не 60 этих модулей, а, грубо говоря, сто. Необходимо детально продумать, что будет наверху, как будет организована площадка для танцев, каким ты хочешь видеть жилое помещении, и уже потом расчитывать основание. Сначала надо спланировать комфорт, а потом переходить к расчетам основной конструкции. Если ты хочешь, чтобы там была стиральная или посудомоечная машина, джакузи, тренажерный зал, это надо делать заране. То есть все в джанном случае зависит от дизайна!..

Можно, конечно, и наоборот. Но если так, то, построив плавдачу, и постепенно добавляя нагрузки в виде предметов интерьера, придется пропорционально убавлять людей.

Все уже сразу должно быть сбалансированным. И впоследстви, грубо говоря, вот этот диван уже нельзя будут перетащить поближе к камину...

Если мы нагрузим один угол, соответственно плавсредство в его сторону и «клюнет»... Надо расчитывать всю обстановку вцелом. Самое тяжелое на плавдаче – четыре аккумулятора по 60 кило. Вопрос: где его поставить... Выбрали место поближе к корме.

То есть мы понимаем, что это не просто домак, а плавдача. И это вносит определенные обязательства по конструкции. По фундаменту, так сказать.

На корабле – то же самое. И на подводной лодке. Любое судно должно иметь балланс. Если мы на одну сторону сделам большую нагрзку, чем на дргую, то получится крен. Если нос загрузим больше, чем корму, получим дифферент. В этом случает судно потеряет свою водную устойчивость. На воде. Если есть дисбаланс в нагрузке, судно может превернуться и утонуть.

Основное в этом случае главное требование – комфорт. Грубо говоря, в подлодке этого нет или, скажем так, – в последнюю очередь. А здесь все ради него и делается. И чтобы при этом судно еще плавало по морям – по волнам, держало волну.

Когда строим обычный дом, начинаем с фундамента. Не особенно задумываясь о том комфорте, который хотим впоследствии создать. Когда возводим стены дома, мы только-только начинаем задумываться о планировке. Тут иначе. Сперва надо думать о том, что внутри, что будет главным – о двуспальной кровати, которая будет стоять около левой стенки. И о хозяине, который весит 130 кило. В нашем случае мы имеем две тонны комфорта, которые мы должны аккрутно, разумно распределить, и две тонны людей, этого «живого веса». Мебель надо расставить так, чтобы когда гости рассядутся, не было крена на один борт. Видел, как диваны расставлены?

- Только сейчас вспоминаю и начинаю задумываться...

Если придут пятеро – одно дело. Если придут пятнадцать, то надо уже рассаживать. Но не так: «ну ка, иди садись там, а не здесь». Все должно располагаться разумно, чтобы всем было удобно самим расположиться.

А с другой стороны – люди взяли плавдачу в аренду, капитан вывез их на остров, лег спать, а они выпили и стали заниматься перестановкой. Их надо каждый раз предупреждать об этих правилах поведения? Или, выходит, всю мебель надо намертво закрепить к полу.

Конечно, если плавдача сдается в аренду на неделю, то вместе с капитаном. И уж он беспорядка не допустит. Но вообще-то там все настолько основательно все расставлено, что уже ничего не передвинешь.

Самое главное, с чем мы столкнулись, это энергообеспечение судна. Хотелось иметь на борту 220 и 12 вольт. Добиться этого удалось с помощью аккумуляторов и инверторов. Было при этом особое требование и к генератору – чтобы он урчал не круглые сутки, а только четыре часа. Потому что хочется спать в тишине.

Малому кораблю – малое плавание

- Из какого материала сделан пол?

Лиственница с вакуумной пропиткой.

- А почему не пластик?

По идее он дешевле и имеет более положительную плавучесть, чем доска, но – смешно сказать – в нужный момент его не оказалось под рукой, а терять время не хотелось. Но сдругой стороны – по дереву босыми ногами ходить приятнее. И не так скользко.

- До какого времени года умстно продолжать «дачный сезон»? До глубокой осени?

Пока столбик термометра не упадет до нуля. Там же простое одинарное стекло. витражная пластиковая конструкция. Пластик и стекло, как при остеклении балконов. Если прохладно, можно растопить камин. Но если на улице – «минус», элементарно начинают запотевать стекла, в помещении становится очень влажно и не так комфортно.

- А почему не поставить ПВХ?

Я тебя умоляю... Общий вес дачи – семь тонн. Зачем утяжелять?

- Были в процессе строительства первой переделки. Ну, знаешь: сделали, сварили, свинтили, глядь – ошибка...

Постоянно. Впрочем, конкретно в сварке ошибок не было. Но были в электрике. Начинаем запускать – не идет. Вынимаем блок, выкидываем его, ставим новый... А это же опять на себестоимость ложится. Самая дорогая машина первая, которая собрана на коленях. А та, которая собрана на конвейере, она уже дешевле в несколько раз.

Уже на производстве первой плавдачи наверное регулярно возникало отметить завершение каждого технологического этпа, приближающего у финалу.

Нет. До спуска на воду за плавдачу никто не выпивал... Я вообще очень волновался, когда ее спускали. Думал: сейчас пустим, а выяснится, что неправильно рассчитали нагрузку, и она утонет. Какой будет позор перед рабочими!.. А портовики они же все моряки. Скажут: депутат-придурок, а еще мэром Мышкина хотел стать... Но она повела себя молодцом.

- Позади полторы навигации. И сколько ты уже прошел?

У движка счетчика нет. Есть моточасы. Как говорится, «все дороги ведут, а все реки текут»... Короче, с нашей скоростью, час работы двигателя обеспечивает десять километров. Выходит, что всего триста – триста пятьдесят километров прошел...

- А какие поломки случались?

ЧП не случалось. Но вот неполадки бывали. Например, первоначально установленные рулевые колонки, котрыми разворачивались двигатели, были сделаны из подручного материала – из обычных электрических стеклоподъемников от «Жигулей», девятой модели. Там ведь устройство нехитрое: рейки с зубцом и моторчик, который крепился к двигателю. Первую навигацию они хорошо отработли, но стеклоподъемники боятся сырости и стали залипать Короче, решили, что безопаснее и надежнее поставить нормальные рулевые колонки для яхты. Но это была даже не поломка, а недоработка..

- А что еще?

В газовой плите газ кончался, туалетная бумага быстро расходовалась, запасов питьевой воды не хватало...

- Ясно. А что в этих краях с заправками?

Их две. Одна в бухте «Коприно», другая – на рыбинской судоверфи.

- Дизель?

92-й. Но я, чтобы поберечь двигатели, заливаю 95-й. Других заправок здесь больше нет. Впрочем,при постройке следующих плавсредств в целях безопасности буду применять не бенизиновые, а дизельные двигатели... Солярка не так взрывоопасна.

- А что касается сертификациии...

Все это строилось под надзором – Государсвенной инспекции маломерных судов (ГИМС – авт.). Я привозил ребят из ГИМС на объект на всех этапах строительства. Они контролировали все. А когда я закончил, то сообщил, что иду испытывать. По закону повесил на борт табличку «идут испытания» и имел право плавать целую навигацию. А по ее завершении снова пришел в ГИМС и сказал: «Ничего не утонуло, оформите, пожалуйста».

- Они охотно пошли на это?

Вообще проблем не было. Это же их прямая обязанность – регистрация маломерных самодельных и заводских судов. Если плавсредство не превышает двадцати метров в длину, подходят те же права, что и на моторную лодку. Если свыше двадцати, требуются документы профессиональные капитана.

- Аптечку, огнетушители гимсовцы проверяли?

Обязательно... А также плавсредства, жилеты, круги, работу габаритных огней.

- ...звуковой сигнал?

Гуднули!...

Записал Юрий Панков

В. Н. Аладьин, Е. С. Журавлев, В. К. Лапин

Журнал КиЯ №2 1964г


Проект плавучей дачи «Березка» (премированный на конкурсе НТО судостроительной промышленности под девизом «Плес») разработан на основе пожеланий читателей сборника - туристов, интересующихся постройкой удобной и простой по конструкции плавучей дачи для индивидуального и коллективного пользования.

Конструкция и технология постройки «Березки» рассчитаны на людей, уже имеющих некоторый опыт в судостроении. В настоящее время, когда большое внимание уделяется организации полноценного отдыха трудящихся, было бы целесообразным в зонах отдыха организовать станции проката таких плавучих дач, где за небольшую плату можно было бы брать дачу на прокат на тот или иной срок. Стоимость постройки плавучей дачи данного типа невысока, а спрос на нее, конечно, будет велик, и за короткий срок станции проката окупят себя полностью.

ОБЩЕЕ расположение и основные элементы.

«Березка» -это современная плавучая дача, предназначенная для отдьха и туристских походов по рекам и водохранилищам.

Дача разделена четырьмя поперечными переборками на пять отсеков: форпик, носовой кокпит (5,3 м2), кают-компанию (6,24 м2), кубрик (3,86 м2) и кормовой кокпит (2 м2).

Форпик отделен от носового кокпита водонепроницаемой переборкой на 1 шп.; доступ в форпик осуществляется через люк, расположенный на палубе.

Носовой кокпит сверху закрыт жестким тентом. В хорошую погоду в нем можно установить банкетки, взятые из кают-компании, или два-три легких кресла, которые следует захватить с собой в поход. В случае пребывания на плавучей даче 7-8 человек-в кокпите можно установить легкие раскладные койки.

Носовой кокпит отделен от помещений надстройки переборкой на 4 шп., имеющей двустворчатую дверь. В носовой части надстройки расположена кают-компания, оборудованная двухспальным диваном, тумбочкой, тремя банкетками и столом. Стол крепится к бортовой зашивке на петлях. Для устройства пятого спального места стол необходимо откинуть вверх, а на его место установить три составленные вместе банкетки. В кают-компании можно устроить и шестое спальное место, установив в проходе легкую раскладную койку или кормовой съемный диван (из кормового кокпита). По бортам и на носовой переборке кают-компании расположены большие окна.

За кают-компанией (переборка на шп. 7) расположен кубрик, по правому борту которого имеются кухня с газовой плиткой, мойкой и умывальником, а по левому борту - двухспальная койка - рундук.

Помещения надстройки отделяются от кормового кокпита переборкой (9 шп.), имеющей одностворчатую дверь. Кормовой кокпит оборудован съемным диваном. По левому борту кокпита на капе, являющемся продолжением кубрика, расположены сиденье для водителя и пульт дистанционного управления подвесными моторами.

Для защиты водителя от ветра на крыше надстройки установлено ветровое стекло.

На крь[шу надстройки, используемую как солярий, можно попасть из кормового кокпита по скоб-трапу на переборке (шп. 9).

По бортам носового и кормового кокпитов, а также на крыше надстройки установлено леерное ограждение.

Для безопасности плавания в ночных условиях дача оборудована одним белым огнем, установленным на мачте-у ветрового стекла водителя и видимым на 360, а также двумя световыми сигналами-отмашками, питание которых осуществляется от аккумулятора, батарей или источника тока на моторах.


Основные элементы и характеристики плавучей дачи

Длина наибольшая, м

8,0

Длина расчетная, м

7,84

Ширина по палубе наибольшая, м

3,2

Ширина по скуле на миделе, м

3,0

Высота борта на форштевне, м

0,85

Высота борта у транца, м

0,78

Водоизмещение полное, кг

2700

Водоизмещение порожнем, кг

1850

Осадка средняя при полном водоизмещении, м

0,15

Осадка габаритная, м

0,40

Вместимость нормальная, чел

5-6

Скорость хода с двумя моторами «Москва», км/час

15-17

Запас топлива, л

100


Высокая остойчивость и удовлетворительная мореходность позволяют совершать плавания по большим рекам и прибрежным районам водохранилищ.

Изготовление поперечного набора. Постройка плавучей дачи, как и всякого другого судна, начинается с разбивки шпангоутов и форштевня на плазе в натуральную величину. При разбивке шпангоутов следует обратить внимание на то, что бимсы имеют погибь 1/40, а днищевые ветви шпангоутов имеют выпуклость, стрелка погиби которой указана на каждом конструктивном чертеже шпангоута.

Выпуклость днищевой ветви шпангоута строится по трем точкам: точка киля соединяется с точкой скулы тонкой линией, а из середины этой линии восставляется перпендикуляр, на котором откладывается величина погиби. Все три точки соединяют плавной кривой.

Ввиду того, что корпус дачи имеет упрощенные обводы, на плазе следует разбить только шесть шпангоутов: носовой транец, шп. 1, 2, 3, 4 и транец. Шпангоуты 5, 6, 7, 8, 9 имеют те же размеры, что и шп. 4.

Все шпангоуты изготовляются (см. спецификацию) из качественной сосны или ели 1-2-го сорта толщиной 30 мм, за исключением носового и кормового транцев, толщина бортовых и днищевых ветвей которых 50 мм.

Соединение бортовых и днищевых ветвей шпангоутов производится с помощью скуловых книц из фанеры толщиной 8-10 мм, между которь1Ми ставится заполнитель из сосны или ели. На шп. 1 и 2, а также на носовом транце, где флортимберсы разрезные, ставятся флоры из фанеры толщиной 8-10 мм.

Форштевень трехслойный: снаружи два слоя фанеры толщиной 10 мм, внутри бруски из дуба или ясеня толщиной 40 мм.
Сборка поперечного набора и форштевня производится на смоляных клеях марки ВИАМ Б-3 или КБ-3 и оцинкованных шурупах А5Х35. В случае отсутствия смоляных клеев можно использовать казеиновый клей или густотертую масляную краску.

Сборка корпуса на стапеле.

Сборку корпуса следует производить вверх килем на стапеле. Выставленные на стапеле шпангоуты выверяются отвесом и шланговым уровнем и надежно крепятся к нему. После этого ставят форштевень и приступают к установке продольного набора.

Днищевые и бортовые стрингеры крепят к шпангоутам шурупами А5 X100. В оконечностях все стрингеры обязательно связывают с транцами деревянными или металлическими брештуками.

Киль крепится к шпангоутам металлическими кницами 150X150X150 на болтах М6; с обратной стороны шпангоута под болты ставится металлическая подкладка. С кормовым транцем киль связывают с помощью наклонной металлической кницы 150Х150 X150, которая также крепится болтами М6.

Форштевень соединяют с килем болтами М8. Носовой транец соединяется с форштевнем металлическим брештуком сверху и металлическими угольниками сбоку.

Крепление брештука к форштевню производится шурупами А5Х50, а к носовому транцу - болтами М6; крепление угольников - болтами М6.

Собранный набор корпуса перед установкой обшивки малкуют рубанком по рейке.

В качестве материала наружной обшивки применена фанера ФСФ повышенной водостойкости толщиной 8-10 мм.

Соединение листов обшивки производится путем склеивания на ус либо на стыковой планке шириной 200 мм (той же толщины, что и обшивка). Стыковые планки ставятся на густотертую масляную краску с прокладкой из мешковины и стягиваются потайными винтами М6 двухрядным шахматным швом с шагом 70 мм. Стыковать обшивку на наборе не рекомендуется, так как это в конечном итоге приводит к разрушению набора и появлению течи.



В первую очередь ставят обшивку на борта, а затем на днище. Листы ставят на масляную густотертую краску и крепят шурупами А5Х35.

На зашитый корпус ставят: по линии киля -фальшкиль; по линии скулы - отбойный брус; по борту на высоте первого от скулы бортового стрингера - нижний привальный брус длиной 3500 мм. Брусья окантовывают полосами из стали. Теперь корпус можно снять со стапеля, перевернуть и установить на выверенные кильблоки (с тем, чтобы избежать искривления корпуса как в продольном, так и в поперечном направлениях). После этого укладывают палубный настил из фанеры ФСФ толщиной 8-10 мм.

Установка надстройки.

Шпангоуты надстройки по конструкции и размерам одинаковы. Бимсы изготовляются склеенными из реек 10X30. Погибь бимсов -1/40. Соединение бортовых ветвей шпангоутов с бимсами осуществляется с помощью книц. Перед установкой обшивки - стенок надстройки- выставляют продольный набор и набор переборок. В качестве обшивки принята фанера ФСФ повышенной водостойкости толщиной 8-10 мм.

Стыкование обшивки стенок надстройки производится на ус либо на стыковой планке, как и обшивка корпуса. Стыкование листов крыши производится на карленгсе по ДП.

Обшивку и настил крыши надстройки ставят на густотертую масляную краску и крепят шурупами А5Х35.

Внутри помещений надстройки выставляется обрешетник, к которому затем крепят зашивку.

Установка зашивки.

Перед установкой зашивки помещений всю дачу внутри и снаружи пропитывают за два раза кипящей олифой с небольшим добавлением свинцового сурика. Пропитка кипящей олифой обязательна, так как это предохраняет набор и обшивку от гниения и способствует надежной адгезии краски с обшивкой.

После пропитки следует мягкой ветошью снять с набора и обшивки корпуса и надстройки все подтеки олифы и дать двух-трехдневную выдержку.

В качестве зашивки можно использовать обычную березовую фанеру 1-го сорта толщиной 3 мм. Крепится зашивка шурупами АЗХ16.


Вид дачи со снятой крышей.

1 - трапик; 2 - стойка тента; 3 - тент носового кокпита; 4 - диван; 5 - стол-тумбочка; 6 - камбуз; 7 - газовая плита; 8 - умывальник; 9 - полка; 10 - диван в кормовом кокпите; 11 - подвесной мотор; 12 - кресло водителя; 13 - кубрик; 14 - банкетки; 15 - откидной столик.


Конструктивный продольный разрез

1- сварной носовой брештук; 2 - фальшкиль; 3 - водонепроницаемая переборка; 4 - скуловой стрингер; 5 - карленгс; 6 - раскладка; 7 - трубчатый леер; 8 - стойка тента; 9 - тент; 10 - сварная кница крепления шпангоута к килю; 11 - фанерная бракета; 12 - киль.

Оконные рамы изготовляют из дуба или ясеня, а двери кают-компании и кубрика - щитовыми из сосны, дуба и фанеры толщиной 5 мм. Пайолы дачи делают отдельными секциями из любой фанеры толщиной 8-10 мм.

Окраска дачи. По завершении всех столярных и сборочных работ корпус и надстройку дачи следует прошпаклевать за 2-3 раза и ошкурить перед окраской. Крышу надстройки и палубу следует оклеить миткалем на клее ВИАМ Б-3 или шпаклевке, во избежание водотечности и разрушения этих поверхностей под действием влаги и солнечной радиации.

Способы шпаклевки и окраски достаточно подробно описаны в литературе по постройке любительских судов.

Мебель для дачи изготовляется облегченной - щитовой


Комплект мебели для ллавучей дачи

А - банкетка; б - лолка; в- кресло водителя; г - диван-кровать; д - кухонный столик; е - кровать; ж-стол.