Журнал инновации в гражданской авиации. Какими будут пять главных тенденций развития мировой гражданской авиации

  • 19.02.2024

Эволюция гражданской авиации в последние несколько лет получила серьезный толчок как в технологическом, так и в экономическом плане. Количество людей, путешествующих по воздуху, стремительно растет с каждым годом, а потому конструкторы регулярно публикуют весьма интересные концепты летающего транспорта будущего, от самолетов на автопилоте до персональных авиатакси. В настоящее время большая часть этих проектов все еще проходит стадии исследования, тестирования и разработки стратегии по экономической реализации. Это неудивительно: малейшая ошибка во время проектирования может стать причиной гибели множества людей, а потому излишняя спешка весьма нежелательна. Канал Wendover Productions собрал в одном видео самые интересные и перспективные проекты летательных аппаратов будущего и попытался ответить на вопрос, смогут ли авиакомпании воплотить в жизнь ту или иную задумку в обозримом будущем:

Когда дело доходит до инноваций, основным критерием удачного проекта становится его практичность и эффективность. Идеальный пассажирский самолет современности обладает средними габаритами и при этом способен обслуживать максимальное число пассажиров. Его сфера — это трансатлантические перелеты на короткие и средние дистанции, поскольку с дальними вылетами сейчас прекрасно справляется Boeing 787. Долгое время «универсальным» пассажирским лайнером был двухмоторный малолитражный Boeing 757, пик популярности которого пришелся на период, когда таким самолетам официально разрешили совершать трансатлантические перелеты. Несмотря на то, что он и сейчас весьма неплох в своем деле, конструкция 1983 года имеет ряд недостатков, которых лишены более современные самолеты, в частности наличие составной рамы и особенности конструкции крыла. Производство 757 модели было остановлено в 2004 году.

Электросамолеты как способ сделать перелет дешевле

В результате этого решения у авиакомпаний возникло окно между малым 737-м и слишком большим 787-м, который может нести на борту 230−280 пассажиров и осуществлять перелеты на расстояние до 7400 км. В настоящее время компания работает надо новой моделью — Boeing 797 , конструкция которого будет включать в себя современные двигатели и секционный дизайн корпуса, что позволит ему работать на пределе своей эффективности. После завершения тестовых испытаний именно он может взять на себя роль транспортного средства для всевозрастающего количества пассажиров по всему миру.

В сфере региональных рейсов есть куда более амбициозные проекты, которые со временем могут и вовсе изменить систему ценообразования на авиаперелеты: электросамолеты . На текущий день для их реализации в качестве полноценного трансатлантического транспорта существует множество ограничений, от ограничения по мощности у электродвигателей до низкой емкости аккумуляторов. Но вот для локальных перелетов они подходят как нельзя лучше. Основное препятствие для них — это даже не технические, а экономические ограничения: путешествие на поезде или машине обойдется в разы дешевле (особенно для Европы, где зачастую пригородный поезд за несколько часов может пересечь всю страну от края до края). Для того, чтобы электросамолеты могли составить другим видам транспорта серьезную конкуренцию, авиаконструкторам приходится искать инновационные пути удешевления полета. К примеру, проект Zunum Aero отличается значительным сокращением стоимости и расхода реактивного топлива благодаря гибридной конструкции их самолета. Его испытания должны начаться к 2020 году и, согласно официальному веб-сайту, цена на перелеты не будет превышать $100 по нынешнему курсу. Компания заявляет, что нашла способ сократить расходы на топливо для небольших самолетов на 40−80% - согласитесь, это солидная экономия.

Ближайшее будущее

Конечно, эти самолеты не решат всех проблем. Появление новинок неизбежно спровоцирует и новые трудности, для решения которых будут созданы самолеты уже следующего поколения — и так далее, пока наконец индустрия или не превратится во что-то более совершенное и лишенное недостатков современности, или не уступит первенство новым технологиям (все мы, конечно, ждем не дождемся, когда наконец ученые не изобретут рабочие телепорты). Но факт остается фактом: рано или поздно новые среднемагистральные самолеты и электрические малолитражки поступят в производство, и может быть именно это сделает авиаперелеты дешевле и намного доступнее.

Безопасность полетов и эффективность современных самолетов остаются центральными проблемами в авиационной отрасли, поэтому разрабатываемые новые технологии в первую очередь направлены на решение данных проблем. Перечисленные ниже технологические новшества являются перспективными направлениями инновационного развития авиационной индустрии.

Сенсорные экраны

Мы пользуемся сенсорными экранами каждый день в смартфонах и планшетах, однако уже в 2014 г. сенсорные дисплеи могут появиться и в кабине пилотов современных самолетов. Интегрированная приборная панель Garmin G5000 с сенсорными контроллерами будет запущена в эксплуатацию на таких бизнес-джетах, как Bombardier Learjet 75, Cessna Citation Sovereign X, Latitude и Longitude.

Уже в этом году в составе комплекса авионики ProLine Fusion компания Rockwell Collins представит пилотажные дисплеи с сенсорным экраном на самолетах Beechcraft King Air. Фирма Honeywell намерена с 2018 г. запустить в эксплуатацию резистивные сенсорные экраны в составе комплекта авионики Epic 2, который будет устанавливаться на региональных самолетах Embraer E-Jet E2.

Война винглетов

Впервые замеченные на бизнес-джетах законцовки крыла (винглеты), призванные уменьшить аэродинамическое сопротивление, появились на множестве ВС различных авиакомпаний мира в целях экономии затрат на топливо. Новое поколение винглетов типа акулий плавник (шарклет) устанавливается в стандартном исполнении на лайнерах Airbus A320, обеспечивая снижение расхода топлива до 4% по сравнению с традиционными законцовками крыла.

Следующим шагом будет появление в 2014 г. на самолетах Boeing 737NG сопряженных винглетов Split Scimitar, разработанных компанией Aviation Partners. Эти законцовки должны обеспечить снижение расхода еще на 2,2% по сравнению с достигнутой на данное время экономией в 4–5%. Законцовки крыла "двойное перо", предложенные для авиалайнеров Boeing 737MAX, предполагают такую же экономию топлива.

Системы комбинированного видения

Вы прочитали 22% текста.

Это закрытый материал портала сайт.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.

Подписка на материалы сайт предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта:

  • - уникальному контенту - новостям, аналитике, инфографике - каждый день создаваемому редакцией сайт;
  • - расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала "Авиатранспортное обозрение";
  • - всему архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" с 1999 года по текущий момент;
  • - каждому новому номеру журнала "Авиатранспортное обозрение" до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес

Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка.

Российскую авиационную промышленность сегодня можно отнести к ключевым направлениям развития отечественной экономики. Стабильная работа авиапрома является вектором, создающим все необходимые предпосылки для развития целого комплекса высокотехнологичных предприятий, а также их сохранения. Обеспечивает «интеллектуализацию» структуры ВВП, развитие экспорта прогрессивной продукции машиностроительного комплекса, а также импортозамещение в ключевых продуктовых сегментах.

Кроме того, авиационная промышленность играет одну из главных функций в социальном плане, принимая во внимание и ее смежные отрасли, позволяя увеличивать количество новых квалифицированных рабочих мест на производственных площадках, в научно-исследовательском и конструкторском направлениях, в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Основными сегментами отрасли являются самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение и авиаприборостроение.
Одной из важнейших разработок холдинга «Технодинамика» является система передвижения воздушного судна с помощью электропривода колес шасси для региональных и ближнемагистральных самолетов.

Также к уникальным продуктам можно отнести авариестойкую топливную систему (АТС). С учетом последних европейских стандартов авиации, которые включают серьезное повышение требований к безопасности, стойкие к авариям топливные системы должны применяться на всех транспортно-пассажирских вертолетах последнего поколения. Решение холдинга позволяет обеспечить безопасность машин от возможных последствий в условиях жесткой посадки.

«Технодинамика» первый российский холдинг, создавший подобную систему и подтвердивший ее высокие эксплуатационные характеристики. В ходе испытаний была проведена серия сбросов, в ходе которых макеты топливных баков успешно подтвердили эффективность разработки. Также был реализован рад успешных испытаний других агрегатов системы. Уникальность АТС заключается в том, что при нештатных ситуациях топливные баки сохраняют целостность, а разрывы соединений возникают в специализированных элементах, предотвращающих вытекание топлива. Топливные баки, разработанные на базе инновационных материалов, сохраняют герметичность при ударах и устойчивость к прокалыванию, а фторопластовые рукава и титановые фитинги способны выдерживать высокие температуры и давление. В производстве системы используются только российские материалы.

Кроме того, одной из новейших систем, созданных холдингом «Технодинамика», является система нейтрального газа (СНГ). Она может применяться на любом типе воздушного судна. Решение полностью соответствует требованиям, включая российские и международные стандарты и требования по безопасности. Система позволяет предназначена создавать инертную среду и предотвращать образование огнеопасных паров топлива в баках системы топлива путем снижения содержания кислорода.
Применение системы с модулем мембранного воздухоразделителя обеспечивает снижение ее веса. Если сравнивать решение с баллонной системой нейтрального газа, то уменьшение весовых характеристик достигает 2х–3х раз. Также сокращается время на техническое обслуживание системы в процессе эксплуатации.

Система нейтрального газа с модулем разделения воздуха не требует предполетного обслуживания. Она может устанавливаться на различные типы воздушных судов, при этом работа системы в автоматическом режиме позволяет не отвлекать внимание экипажа в полете. Установка системы нейтрального газа, разработанной «Технодинамикой», гарантирует соответствие воздушных судов мировым стандартам безопасности.

Авиационная промышленность по-прежнему является отраслью высокотехнологического сектора российской экономики, которая обладает значительным потенциалом инновационного развития. Предприятия холдинга «Технодинамика» успешно ведут инновационные разработки в сфере авиастроения, реализуя на всех этапах своей работы стратегию «Индустрия 4.0» и ежегодно пополняя портфель все новыми высококачественными проектами.

В Жуковском будет сформировано инновационное ядро отечественного авиапрома мирового уровня. Об этом заявил премьер-министр России Владимир Путин в рамках проходящего в эти дни авиасалона МАКС-2011. Предполагается, что в этот центр войдут ведущие научные КБ и институты, а также опытные заводы.

Российские власти рассчитывают создать на базе Национального центра авиастроения в Жуковском исследовательский и производственный кластер отечественного авиапрома мирового уровня, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на церемонии открытия 10-го международного авиационно-космического салона МАКС-2011.

«Здесь, в Жуковском, идет создание нашего Национального центра авиастроения, в который войдут ведущие научные КБ и институты, опытные заводы. На базе центра, по сути, будет сформировано инновационное ядро отечественного авиапрома, как мы рассчитываем - исследовательский и производственный кластер мирового уровня», - сказал Путин.

«Скромные шаги в этом направлении уже сделаны: дорога построена, два моста - это начало», - подчеркнул премьер.

Отметим, что большой проблемой для Жуковского является транспортная логистика. Участники авиасалона сетуют на то, что довольно проблематично добраться до места его проведения.

Премьер-министр выразил надежду, что «к следующему авиасалону, МАКС-2013, здесь появится здание новой штаб-квартиры российской Объединенной авиастроительной корпорации, а также другие объекты Национального центра авиастроения».

Касаясь вопроса модернизации, Владимир Путин отметил, что власти России продолжат оказывать поддержку российскому аэрокосмическому комплексу, который является для страны стратегическим приоритетом.

«Государство оказывало и будет продолжать оказывать поддержку российскому аэрокосмическому комплексу. Для нас это абсолютно стратегический приоритет», - сказал Путин.

По его словам, только в 2009- 2011 годах на развитие авиапрома было направлено более 270 млрд рублей.

«По уровню ежегодных расходов на освоение космоса страна вышла на четвертое место в мире по абсолютным объемам вложения средств», - добавил премьер.

Он отметил, что даже несмотря на кризисный период удалось обеспечить продвижение всех ключевых проектов, с которыми связано будущее космонавтики, а также гражданской и военной авиации.

Путин рассказал, что Россия возвращается к программам исследования планет Солнечной системы, наращивает российскую орбитальную группировку, в том числе спутники системы ГЛОНАСС.

«Активно идет работа над проектом самолета МС-21, это среднемагистральный лайнер с крылом из композитных материалов, а также перспективными вертолетами Ми-38 и Ка-62. Развернуто серийное производство российско-украинского самолета Ан-148 в различных модификациях», - сказал глава правительства.

По его словам, завершена консолидация авиапрома, у всех предприятий и заводов, входящих в интегрированные структуры, появились четкие перспективы развития.

Жемчужиной второго дня МАКС-2011, на котором присутствовал Владимир Путин, стаор российские истребители пятого поколения Т-50 ПАК ФА.

Предполагается, что вертолеты, которые авиакомпания получит в рамках контракта, будут заняты обеспечением нужд нефтегазовой отрасли, выполнением полетов, связанных с монтажными работами и пожаротушением, а также будут эксплуатироваться в рамках контрактов с ООН и за рубежом.

Глава «Вертолетов России» Дмитрий Петров отметил, что авиакомпания является «крупнейшим гражданским заказчиком вертолетной техники». Сейчас в парке ЮТэйр - более 50 Ми-171.

Кроме того, холдинг «Вертолеты России» и Газпромавиа в среду подписали на авиасалоне МАКС-2011 в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина генеральное соглашение о поставке 39 вертолетов Ми-8АМТ.

Авиакомпания «ЮТэйр» осчастливила также «Гражданские самолеты Сухого», заключив контракт на поставку 24 самолетов Sukhoi SuperJet-100 по лизинговой схеме. Общая сумма сделки составляет 760,8 млн долларов в каталожных ценах, передает «Интерфакс» .

Компания «Гражданские самолеты Сухого» заключила на авиасалоне МАКС-2011 также договор с Газпромкомплектацией на поставку 10 самолетов Sukhoi SuperJet-100/95LR для авиапредприятия «Газпромавиа». Сделка оценивается в 323 млн долларов в текущих каталожных ценах. Поставка лайнеров запланирована на период с 2013 по 2015 год.

В рамках авиасалона МАКС-2011 украинское госпредприятие «Антонов» получило сертификат на производство российско-украинского регионального пассажирского самолета нового поколения Ан-158.

Разработкой и постройкой самолета Ан-158 занимались 34 предприятия Украины, 169 предприятий России и другие предприятия из 13 стран.

Ан-158 является модификацией ближнемагистрального пассажирского самолета Ан-148. По сравнению с предшественником в нем увеличено количество пассажирских мест (до 99), удлинена пассажирская кабина, увеличен объем багажных полок, а также уменьшены расход топлива и эксплуатационные расходы. Дальность полета с максимальным числом пассажиров составляет 2,5 тысячи километров.

Воздушного транспорта России обусловлено спецификой – большая и низкая плотность наземной транспортной сети. В таких регионах, как Северо-Европейская России, Сибирь и , является основным видом транспорта.

Реализуемые объемы пассажирских перевозок, как это подтверждается и отечественной , в основном, определяются уровнем развития экономики, измеряемым (ВВП) страны. В условиях развития или спада экономики темпы развития пассажирских перевозок, как правило, соответствуют темпам изменения , поэтому объема пассажирских перевозок связано непосредственно с развитием экономики.

Воздушный транспорт страны, который выполняет более трети объема пассажироперевозок, в ближайшие годы требует обновления парка, в с выработкой ресурса и технического устаревания. показывает, что объемы пассажирских авиаперевозок за последние лет увеличились на 75%, достигнув уровня 1993 года. Однако положительная обусловлена за увеличения объема международных авиаперевозок, а вес внутренних (региональных) перевозок неуклонно сокращается. В России, при постоянно растущей потребности в этом виде авиаперевозок, пассажирооборот на внутренних авиалиниях за 15 лет снизился на 25% (к 2006 г.), а в 2007 г. – еще на 6% и составил 43% от общего пассажирооборота гражданской авиации России. Такие результаты не соответствуют практике крупных стран с обширными территориями, где внутренние авиаперевозки составляют основу всего объема пассажирских авиаперевозок. За последние 15 лет количество действующих в РФ региональных аэропортов сократилось более чем в три раза, с 1302 до 351. При этом уровень износа инфраструктуры оставшихся аэропортов достигает 75 ‑ 80% и это приводит к разрушению межрегиональных авиационных связей и к существенной рынка авиационных перевозок. половины самолетов, входящих в государственный гражданских воздушных судов России, находится в состоянии летной годности. Старые отечественные самолеты составляют 75% (2010 единиц) этого исправного парка, а почти 40% этих самолетов, составляют региональные воздушные суда (Ту-134, -24, -40). При этом службы этих судов, со всеми возможными продлениями ресурсов, заканчивается их полным списанием в ближайшие 5 – 7 лет (до 2015 г.). При таком уровне износа основных фондов любая техническая и производственная система теряет устойчивость.

Выходом из создавшейся ситуации является перевод гражданской России на .

Из всего вышеизложенного следует, что исследования, связанная с организацией и развитием авиакомпаний сфере авиаперевозок является актуальной.

Степень изученности проблемы . Исследованию проблем формирования и развития инновационной деятельности предприятий посвящено достаточное количество работ отечественных и зарубежных авторов. В настоящее время авторитетных ученых занимаются проблемами реформирования гражданской авиации: Васильев В.А., И.Ф., Жеребин А.М., Исаев А.С., Киреев А.П., Коблов В.Л., Ковальков Ю.А., Кокошин .А., Котов В.Г., Кузык .Н., Куличков Е.Н., Мазулев В.А., Маевский В.И., Малков С. ., Попов Л.Г., Рогов ., Роговский Е.А., Федосов .А., Хрулев Н.В., Хруцкий В.Е., Чернавский Д.С., Погосян М.А, Новожилов Г.В., а также другие руководители и специалисты авиационно – промышленного комплекса.

Усилиями многих специалистов, в частности, В.М. Аньшиным, А.В. Воронцовским, В.И.Воропаевым, О.Н. Дмитриевым, .Ю. Егоровым, В.В. Ковалевым, Ю.С. Кудиновым, А.Б. Идрисовым, Н.В. Игоршиным, А.В. Поповым, А.Г. Поршневым, А. . Каржаувом, В.К. Сенчаговым, С. . Суровым, .Н. Фоломьевым, В.З. Черняком, А.Д. Шереметом, В.М. Шитенковым, В.И. Цурковым, Ю.В. Якутиным и др., решены вопросы экономической и финансовой оценки инвестиционных проектов, которые традиционно имеют место на этапе инновационного проектирования, связанного с подготовкой технико-экономического обоснования проектов и их реализацией.

В числе наиболее важных результатов, полученных автором и определяющих научную новизну и проведённого исследования, можно выделить следующие:

Выявлены современные особенности развития отечественной гражданской авиации, заключающиеся в усилении роли инновационной составляющей в деятельности авиакомпаний и обоснована необходимость формирования инновационной инфраструктуры в сфере авиаперевозок;

Глава 1. Теоретические и методологические основы инновационной деятельности авиакомпаний России в сфере авиаперевозок

1.1. Комплексная характеристика эволюционного развития гражданской авиации в России и сферы авиаперевозок

1.2. Особенности организации инновационной деятельности авиакомпаний в сфере авиаперевозок

1.3 Принципы развития корпоративной культуры управления инновационной деятельностью авиакомпаний

Список использованной литературы.

Приложение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Под инновационной деятельностью в сфере авиаперевозок понимается разработка, новаторских идей в сфере организации инфраструктуры авиаперевозок, внедрение новых видов воздушных судов, удовлетворяющих международным требованиям по эксплуатации на внутренних и внешних линиях, реализация проектов по внедрению передовых информационных технологий оказания услуг пассажирам и управления бизнесом с помощью инвестиций, осуществляемых финансовыми и частными компаниями, с учётом взаимодействия с государственными структурами. В настоящее все новаторские идеи, так или иначе, связаны с высокими наукоёмкими технологиями. Лидеры авиаперевозок планируют масштабную реновацию воздушных судов, исходя из экономики своего бизнеса, с учётом того, какие самолёты и нужны отечественным авиакомпаниям. По данным транспортно-клиринговой палаты, за пять месяцев 2007 года объем пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями, вырос на 16% и достиг 14,15 млн. . Участники рынка прогнозируют к концу года рост рынка на 20%. Растет и интенсивность полетов. За последние полгода увеличилась по сравнению с тем же периодом 2006 года на 13% – до 461 тыс. Самая большая по объему перевезенных пассажиров за пять месяцев 2007 года (более 22%) у «Аэрофлота», следом за ним идут S7 (12,3%), «Трансаэро» (7,2%), ГТК «Россия» (7,1%), «Ютэйр» (7%), «ВИМ- » (5%). Вместе контролируют более 60% российских авиаперевозок, а темпы роста их производственных и финансовых показателей превышают темпы роста всего рынка. , отмечают отраслевые эксперты, из этого не следует, что лидеров неизменно сохранится в ближайшем будущем.

2. Ерзакович, Д. Ю. Теоретические основы формирования обслуживания авиакомпаниями грузопассажирского потока на транспортной пространственно – структуре.[Текст]/Д.Ю. Ерзакович// Естественные и технические науки №6, 2007, – с.29-32. – (0,38 п.л.)

3. Ерзакович, Д. Ю. Формирование инновационной деятельности авиакомпаний в сфере авиаперевозок. [Текст] / Д.Ю. Ерзакович // Вопросы экономических наук №4, 2008, – с. 113-117. – (0,4 п.л.)

4. Ерзакович, Д. Ю. Принципы развития корпоративной культуры управления инновациями в авиакомпаниях [Текст] / Д.Ю. Ерзакович // Сб. науч. трудов «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью», 7. – М.: ГАСИС, 2007, – с. 86-95. – (0,6 п.л.).

5. Ерзакович, Д. Ю. Лизинг как инструмент инвестирования инновационной деятельности авиакомпаний в сфере авиаперевозок [Текст]/ Д.Ю. Ерзакович // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: и государство».- М.: ГАСИС, 2006, – . 54-58. – (0,3 п.л.).

6. Ерзакович, Д. Ю. Основы организации инновационной деятельности авиакомпаний в сфере авиаперевозок. [Текст] /Д.Ю. Ерзакович // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития экономических систем: теория и практика», – М.: ИЭ РАН, 2008, – с. 41-47. – (0,35 п.л.).

7. Ерзакович, Д. Ю. Создание интегрированной инновациями в сфере авиаперевозок [Текст] /Д.Ю. Ерзакович // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: и государство».- М.: ГАСИС, 2007, – с. 36-39. – (0,25 п.л.).

Формат бумаги 60х90/16. Усл. печ. л. 1.

Издательство ГАСИС, ул. Трифоновская, 57.