Цемесской бухты черного моря карта. Цемесская бухта

  • 29.12.2023

Видео youtube.com: «Адмирал Нахимов» загружено пользователем UNDERWATERSTUDIO

Дурная слава не испугала русских моряков

Весь мир знает о Бермудском треугольнике - «гиблом месте» в Атлантическом океане, где регулярно происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Но мало кто знает, что подобная аномалия существует и в России, на Черном море.

Новороссийский порт - крупнейший в России, здесь ежедневно пришвартовываются десятки судов, крупные и мелкие корабли снуют по Цемесской бухте, путешественники и яхтсмены, кажется, сотни раз входили и выходили из бухты на судах разной вместимости и престижности. Здесь даже проводятся парусные регаты. Жизнь кипит.

Но, время от времени в бухте просыпается нечто, что заставляет город терять очередное корабль, его команду и пассажиров.

Дурная слава Цемесской бухты уже несколько веков будоражит умы местных жителей и бывалых моряков, которых судьба заносит в эти края.

Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте нынешнего Новороссийска. Лодки воинственных янычар тонули в бухте, словно кто-то с бешенной силой тянул их на дно.

Среди бела дня и без малейшего намека на ветер или шторм. Бывало, что неожиданно уходили под воду опытные пловцы, решившие поплавать вдали от берега.

Согласно легендам, именно сюда отправился за золотым руно Одиссей, здесь совершал подвиги Геракл, и здесь был прикован к скале Прометей. А помните миф об острове сирен, которые своим дивным пением сводили с ума отважных моряков и в итоге корабли вместе с людьми тонули?

По одной из версий современных исследователей, этот «остров» располагался где-то в районе нынешнего Новороссийска.

Может проклятье Цемесской бухты и древние сирены как-то связаны?

Примечательно, что само кораблекрушение во всех случаях без исключения, происходило за считанные минуты. Независимо от размеров терпящего бедствие судна.

Однако, русских, решивших разместить в солнечной и кажущейся спокойной бухте, эти рассказы не пугали. И в итоге здесь была построена база Черноморского флота России. Слишком подходящими были географическое положение Цемесской бухты и местные погодные условия.

Вот только, смена названия и национального состава живущих на берегу черноморского «бермудского треугольника» никак не повлияли на необычные качества бухты - притягивать на дно корабли.

Кладбище кораблей

Круглый год множество торговых и пассажирских судов входят в гавань и выходят из нее, но не все они благополучно достигают места назначения. Дно бухты усеяно останками кораблей разных времен, затонувших по невыясненным причинам.

Многочисленные дайверы, не боящиеся «проклятья Цемесской бухты» неоднократно поднимали на поверхность множество древних монет, кусочки амфор и прочие находки, свидетельствующие о давности происшедших в этих местах кораблекрушений.

Интересно, что часть судов, потерянных в бухте уже в 20-м веке, подводные исследователи до сих пор не нашли. Хотя есть достоверные свидетельства об их гибели.

Даже сама статистика местных кораблекрушений наводит на мысль о «ненормальности» бухты.

Только в ХХ веке здесь произошли следующие события (самые громкие):

В 1918 году во избежание сдачи в плен немцам по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот.

В годы Великой Отечественной войны в бухте погибло несколько десятков больших и малых судов, многие из которых до сих пор не найдены.

31 августа 1986 года здесь, в результате столкновения с сухогрузом погиб легендарный пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», забрав с собой на дно бухты жизни 423 человек.

В 1973 году, зимой, стоявший у причала корабль вдруг сильно обледенел из-за налетевшего шквалистого ветра и в считанные минуты ушел на дно. Спастись удалось лишь половине экипажа.

В 2010 году поисковики обнаружили недалеко от Новороссийска затонувший военный корабль, типа «Морской охотник». Историки считают, что он принимал участие в боях за Малую землю в годы Великой Отечественной войны.

Было бы логично предположить, что корабль затоплен в бою, например, под обстрелом немецких бомбардировщиков. Но если бы это было так на самом деле, то снаряды должны были взорваться и уничтожить судно.

Однако на корабле полностью сохранился боекомплект, утверждают исследователи судна. Детонации по какой-то странной причине не произошло.

Кстати, во время боев за Новороссийск произошло немало подобных странностей. Но из-за серьезности положения и тяжести боев, на них никто практически не обращал внимания.

А, возможно, более внимательное отношение к расследованию кораблекрушений в Цемесской бухте, могло бы сохранить некоторое количество вполне нормальных судов.

Проклятье «Нахимова» или Цемесской бухты?

Одна из самых страшных и нелепых с логической точки зрения трагедий в российском судоходстве случилась ночью 31 августа 1986 года.

«Адмирал Нахимов» был советским пассажирским пароходом, который в течение 29 лет совершал морские круизы по Крымско-кавказской линии.

31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов» прибыл из порта Ялта и в соответствии со своим круизным расписанием, в 14:00 ошвартовался у 34 пассажирского причала порта Новороссийск. В соответствии с расписанием, «Адмирал Нахимов» должен был стоять до вечера в Новороссийске.

В 22:00, когда все пассажиры уже были на борту, пароход отдал концы и медленно отчалил от причальной стенки. Буксиры «Бесстрашный» и «Безукоризненный» медленно отвели ярко освещенный «Адмирал Нахимова» от причала, развернули его в акватории и повели на выход из порта.

В тот момент на борту «Нахимова» по официальной версии находилось 1243 человека. Это были 346 члена экипажа и, с учетом выданных круизных путевок, 897 пассажира.

Так пароход последний раз в своей 60-летней жизни покидал порт, имея на своем борту 1234 жертвы.

«Адмирал Нахимов» и огромный сухогруз «Петр Васев» столкнулись на выходе из Цемесской бухты.

Теплоход затонул всего за 8 мин , из 1234 находившихся на борту пассажиров, 423 ушли с лайнером под воду.

Следствие практически сразу нашло виновных в трагедии - по мнению прокуроров ими оказались капитаны обоих судов. За «халатное отношение к своим обязанностям» они получили несколько лет тюрьмы.

Однако большинство новороссийцев, родственников погибших и спасшихся пассажиров «Нахимова», а также многочисленные исследователи не верят в такое слишком простое объяснение обстоятельств аварии.

Ведь оба капитана были опытными «морскими волками», не однажды проходили морские ворота Новороссийска, проявляли себя с лучшей стороны в сложнейших ситуациях в открытом море. А тут такая «оплошность»?

Никто до сих пор не может понять, как могли в большом заливе при полном штиле и прекрасной летней погоде столкнуться 2 судна, если корабли находились в прямой видимости, команды были опытными, места и времени для расхождения было более чем достаточно.

Для сравнения приведем наглядный пример: представьте себе обычный пустой стадион. На нем находятся две машины, которые почему-то столкнулись. Хотя места для самых сложных маневров было предостаточно.

Действия капитана сухогруза «Петр Васев» в последние несколько минут перед столкновением до сих пор кажутся более чем странными: он спокойно продолжал вести сухогруз по приборам, несмотря на настойчивые просьбы своего помощника выглянуть в окошко, где мерцали приближающиеся огни огромного лайнера.

Почему опытный моряк доверился только показаниям приборов, которые в этот раз ошибочно указывали на успешное расхождение с лайнером? Когда капитан очнулся от внезапного «забытья», он понял, что предотвратить кораблекрушение невозможно. Срочно был дан «задний ход». Но по инерции судно продолжало идти на сближение с «Нахимовым».

П о одной из версий, приборы сухогруза показывали некое третье судно в акватории Цемесской бухты. Но почему о нем ничего не известно? И почему умная электроника не распознала такого огромного лайнера как «Адмирал Нахимов»?

От полученных повреждений пассажирский лайнер затонул в считанные секунды. Более 400 человек ушли под воду, затянутые огромной воронкой. Тела 60 человек не найдены до сих пор.

Примечательно, что странности с судном продолжали происходить и после крушения. Во время поисковых работ на борту «Нахимова», однажды погибли двое опытных водолазов.

Им вроде как не хватило воздуха. Люди, побывавшие на «русском Титанике», отмечали внезапное ощущение паники и ужаса, которое возникало у них на глубине более 40 метров.

После череды странных происшествий и совпадений, поисковые работы было решено прекратить, а сам корпус укрыть специальным резиновым чехлом. Мачты спилили, трубы убрали.

Так до сих пор и лежит пароход «Адмирал Нахимов» в Цемесской бухте на глубине 47 метров. Какой-либо навигационной или экологической опасности судно не представляет.

Кроме того, в настоящее время так и не разработали ни одного проекта его подъема. А район радиусом 500 метров, которой является местом затопления теплохода «Адмирал Нахимов», считается официальным местом захоронения жертв катастрофы.

В этом районе запрещены погружения водолазов и подводных аппаратов, постановка на якорь, и вообще любые действия, которые нарушают покой места захоронения.

С реди наиболее частых версий гибели лайнера называют - проклятье Нахимова.

Когда-то адмирал П. С. Нахимов, отстаивая Севастополь, велел затопить корабли, чтобы преградить вражеским судам путь в гавань. Город тогда удалось отстоять, но с тех пор корабли, названные в честь храброго и предприимчивого адмирала, неизбежно терпят кораблекрушения и тонут.

По другой версии на гибель судов повлияло землетрясение, которое в момент крушения произошло в акватории Черного моря, но за сотни миль от Новороссийска. Его мощное электромагнитное излучение от землетрясения и повлияло на действия капитанов обоих судов.

Природная аномалия меняет время и психику людей

Помимо загадочных порою, беспричинных кораблекрушений, Цемесская бухта прославилась и способностью менять время и характер людей, живущих рядом.

Моряки свидетельствуют, что неоднократно в центре бухты у экипажа бороздящих ее просторы кораблей, разом останавливались часы. Выходили из строя электроприборы. Но, как правило, спустя неопределенное время время вновь возвращалось в обычном понимании, только вот часы приходилось подводить до нужной отметки.

В 2000-х годах жители Новороссийска стали неоднократно рассказывать о странных совпадениях - в некоторые из дней в окрестностях города происходили странные и страшные дорожные аварии, в которых гибли люди. В городе особо чувствительные люди, «сходили с ума» и калечили себя и тех, кто был рядом.

Есть среди описаний странностей и такое: двое новороссийцев ехали на машине и любовались чистой гладью Цемесской бухты. Внезапно на поверхности моря появились огромные круги - как будто кто-то невидимый сверху что-то уронил в море.

Более того, по словам приятелей, вода словно вращалась по часовой стрелке и грозила превратиться в воронку. Это видение продолжалось несколько минут, после чего также внезапно исчезло.

В конце 2000-хтысячных годов в Цемесской бухте проводили работы по обследованию глубоководных выпусков коллекторов с очистных сооружений. Опытные водолазы работали на глубине 40-45 метров.

В один из дней во время очередного погружения, один из опытных водолазов собрался всплывать на поверхность, когда запас воздуха подходил к концу. И вдруг он с ужасом понял, что не может этого сделать. Что-то как будто тянуло его в глубину. Пришла паника и ужас.

Мужчина стал отчаянно двигаться, делая попытки подняться на поверхность и в итоге все-таки всплыл. Но при этом он почти терял сознание от пережитого шока. Больше в страшное место, по понятным причинам, он не вернулся.

Примерно в эти же годы, в Новороссийском порту произошло странное происшествие - во время погрузочно-разгрузочных работ, вдруг стало плохо с сердцем сразу 4 рабочим. Всех их немедленно доставили в реанимацию местной больницы. Но спасти одного из мужчин все-таки не удалось.

Ученые и исследователи паранормальных явлений утверждают, что причиной этих и множества других подобных случаев - магнитные аномалии.

По их мнению, действие этих аномалий непостоянно и зависит от нескольких факторов. Прежде всего, все они как правило связаны с наличием в аномальной зоне больших «запасов» железа или руды (чего на дне Цемесской бухты предостаточно). Кроме того, на необъяснимые явления влияет и электромагнитный выброс, связанный с движением магмы, которое произошло недалеко от поверхности земли.

И все-таки, есть еще скептики, для которых вышеописанные явления и происшествия - не показатель аномальности Цемесской бухты. По их мнению, высокая частота трагичных случаев оправдана тем, что здесь самое интенсивное в Черном море судоходство.

Кто прав, а кто - нет, мы достоверно не можем сказать. Ясно лишь одно - пока в Цемесской бухте будут и дальше тонуть суда, гибнуть люди - дурная слава российского «бермудского треугольника» не уйдет. А значит, еще долгие годы Новороссийску и его окрестностям обеспечено пристальное внимание исследователей, дайверов и просто любителей истории, которые пытаются докопаться до истины «загадки «чертовой» бухты».


Но начнем не с этого. Бухта так названа в честь реки Цемесс, впадающей в море. Река небольшая, оттого еще интереснее почему именно так названа самая важная гавань страны. Бухта, расположенная у , формирует здесь самый большой порт России. В сушу врезается на 9 км, максимальная глубина - 27 метров. С одной стороны вход в бухту - это Суджукская коса, с другой - . Но учитывая многочисленные банки (мели) на дне и массу обломков затонувших кораблей, вход в гавань представляет собой определенные сложности, потому-то маленькие буксиры стараются в Новороссийске больше обычного. Опасное место в общем. Наверное, именно поэтому корабли на рейде в ожидании команды входа в портовую часть бухты стоят чуть ли не у Дивноморского

Бытует миф, что еще в античности здесь даже в хорошую погоду мог затонуть самый стабильный корабль безо всяких на то причин. Или пловец, хорошо подготовленный. В средневековой истории в тот момент когда вместо Новороссийска здесь была крепость Суджук-Кале (Турция), с кораблями просиходило ровно то же самое, что и у древних греков.

В новейшей истории самая печальная гибель судна произошла в

Вид в сторону Кабардинки. Вообще, если вы хотите взглянуть на Новороссийск со стороны и рассмотреть бухту, то это можно без труда совершить, отправившись на Масса смотровых площадок специально создана для этого

Военную часть флота сейчас перенесли в Севастополь, оставив Новороссийск "довольствоваться" торговыми отношениями

Корабли здесь со всего мира

Дальняя гора - это и есть мыс Дооб и поселок Кабардинка

В интернете вы можете найти великое множество мифов и легенд вокруг бухты. Ученые обьъясняют стабильно повторяющиеся катастрофы магнитными волнениями, а кто-то называет Цемесскую бухту вторым Бермудским треугольником.

Кстати, у многих находящихся в море в этих местах останавливаются часы. У некоторых они начинают затем идти вновь, а у некоторых нет

Таинственные места России Шнуровозова Татьяна Владимировна

Цемесская бухта (Новороссийск)

Цемесская бухта

(Новороссийск)

После потери по воле Хрущева Крыма вместе с Севастополем Новороссийск стал крупнейшим черноморским портом России. В Цемесскую бухту, вдоль которой построены город и порт, ежедневно заходят и покидают десятки судов, пассажиры и экипажи которых не подозревают, что аномальные особенности этого места способны при неблагоприятных обстоятельствах стать причиной крушения корабля.

Впрочем, моряки не склонны винить в своих просчетах странности бухты, тогда как исследователи аномальных явлений, напротив, уверены, что далеко не все в этом мире можно объяснить простым невниманием или отсутствием нужного опыта. Одна из самых страшных и нелепых с точки зрения логики трагедий случилась ночью 31 августа 1986 г., когда на выходе из бухты столкнулись пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» и огромный сухогруз «Петр Васев». Лайнер покидал бухту, сухогруз, напротив, возвращался с грузом в порт. Пароход затонул за 8 минут, из 1234 находившихся на борту 423 человека ушли с лайнером под воду Следователи в ходе расследования, ученые с мировым именем, капитаны дальнего плавания, да и обычные россияне, знакомясь с документами трагедии, так и не могут до сих пор понять, как могли в большом заливе при полном штиле и прекрасной летней погоде столкнуться 2 парохода, если корабли находились в зоне прямой видимости, команды были опытными, места и времени для расхождения судов было более чем достаточно. Конечно, лайнер «Адмирал Нахимов» вел в этот момент не сам капитан, а его помощник, но он считался опытным моряком, который вполне был способен справиться с поставленной задачей, тем более что сам капитан В. Г. Марков договорился о пропуске корабля сухогрузом. И тем не менее факт остается фактом - корабли столкнулись.

Адмирал Нахимов, защищая Севастополь, велел затопить корабли, чтобы преградить путь в гавань вражеским судам. Город удалось отстоять, но с тех пор корабли, названные в честь храброго и предприимчивого адмирала, неизбежно терпят кораблекрушения.

Действия капитана сухогруза в последние несколько минут перед столкновением до сих пор кажутся более чем странными: он спокойно продолжал вести судно по приборам, которые в этот раз почему-то ошибочно указывали на успешное расхождение с лайнером, хотя визуально наблюдавший в окно старпом несколько раз сказал о том, что они подошли слишком близко к «Адмиралу Нахимову» и продолжают идти на сближение.

Почему в данных обстоятельствах не подала знак интуиция, которая обычно не подводит капитанов судов, почему не сработала даже обычная логика: проверить слова старпома, выглянув в окно.

Следствие вынесло свой вердикт, оба капитана за халатное отношение к своим обязанностям получили по несколько лет тюрьмы, однако это не дало ответов на вопросы. Специалисты по аномальным явлениям считают, что в этом деле свою решающую роль сыграли особые гравитационные аномалии Черного моря, которые и повлияли на отдаваемые на кораблях команды. Именно они, по мнению исследователей, вывели из строя радары на сухогрузе и ввели в заблуждение капитана «Петра Васева».

Косвенным подтверждением такого радиовозмущения стало последовавшее через несколько часов землетрясение в акватории Черного моря у берегов Румынии. Вполне возможно, что усиление электромагнитного поля повлияло и на притупление бдительности капитана лайнера Вадима Маркова, который оставил свой пост в самый ответственный момент, и на действия его помощника Александра Чудновского, который, несмотря на весь свой опыт, не смог предпринять адекватных действий если не по предотвращению столкновения, то хотя бы по минимизации потерь и спасению жизней пассажиров.

Странные события, подтверждающие аномальность этого места, случались в Цемесской бухте и с другими кораблями, но так как они не приводили к столь трагическим последствиям, о них мало говорили и быстро забывали. Однако военные уже после гибели лайнера вспомнили, как у них на патрульном корабле в той же точке бухты неожиданно остановились часы, причем не только бортовые, но и все наручные часы у команды. И только после выхода за мыс Дооб часы стали идти снова и их пришлось подводить на несколько минут.

Точно такое же событие с часами произошло на круизном лайнере, ходившем по Черному морю. Это явление настолько заинтересовало одну из пассажирок, С. П. Свербиль-Живицкую, работавшую в Одесском университете, что позднее она посвятила несколько лет изучению аномальных явлений в Цемесской бухте. По ее гипотезе, она представляет собой кратер остывшего вулкана. Именно этим объясняются гравитационные аномалии, которые происходят в бухте при повышении тектонической активности в черноморской акватории: так, после той самой синхронной остановки у всех пассажиров и членов экипажа часов произошло небольшое землетрясение на Краснодарском побережье Черного моря; было землетрясение, как уже говорилось, и после гибели лайнера. Гравитационной аномалией Цемесской бухты объясняется и почти ураганный северный ветер бора, дующий с гор в сторону Новороссийска с такой силой, что нередко прорубает себе в поросших лесом горах целые просеки.

Однако пока это только остается гипотезой; исследования ограничены тем, что аномальные проявления характерны только при возникновении тектонической активности в прибрежных районах или на дне Черного моря, а чтобы выявить это заранее и провести нужные исследования, требуются немало времени и большие финансовые средства.

Так что загадка Цемесской бухты в полной мере пока еще так и не разгадана.

Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте...

Весь мир знает о Бермудском треугольнике - «гиблом месте» в Атлантическом океане, где регулярно происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Но мало кто знает, что подобная аномалия существует и в России, на Черном море.

Новороссийский порт - крупнейший в России, здесь ежедневно пришвартовываются десятки судов, крупные и мелкие корабли снуют по Цемесской бухте, путешественники и яхтсмены, кажется, сотни раз входили и выходили из бухты на судах разной вместимости и престижности. Здесь даже проводятся парусные регаты. Жизнь кипит.Но, время от времени в бухте просыпается нечто, что заставляет город терять очередное корабль, его команду и пассажиров. Дурная слава Цемесской бухты уже несколько веков будоражит умы местных жителей и бывалых моряков, которых судьба заносит в эти края.Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте нынешнего Новороссийска. Лодки воинственных янычар тонули в бухте, словно кто-то с бешенной силой тянул их на дно.

Среди бела дня и без малейшего намека на ветер или шторм. Бывало, что неожиданно уходили под воду опытные пловцы, решившие поплавать вдали от берега.

Согласно легендам, именно сюда отправился за золотым руно Одиссей, здесь совершал подвиги Геракл, и здесь был прикован к скале Прометей. А помните миф об острове сирен, которые своим дивным пением сводили с ума отважных моряков и в итоге корабли вместе с людьми тонули?

По одной из версий современных исследователей, этот «остров» располагался где-то в районе нынешнего Новороссийска.

Может проклятье Цемесской бухты и древние сирены как-то связаны?

Примечательно, что само кораблекрушение во всех случаях без исключения, происходило за считанные минуты. Независимо от размеров терпящего бедствие судна.

Однако, русских, решивших разместить в солнечной и кажущейся спокойной бухте, эти рассказы не пугали. И в итоге здесь была построена база Черноморского флота России. Слишком подходящими были географическое положение Цемесской бухты и местные погодные условия.

Вот только, смена названия и национального состава живущих на берегу черноморского «бермудского треугольника» никак не повлияли на необычные качества бухты - притягивать на дно корабли.

Кладбище кораблей

Круглый год множество торговых и пассажирских судов входят в гавань и выходят из нее, но не все они благополучно достигают места назначения. Дно бухты усеяно останками кораблей разных времен, затонувших по невыясненным причинам.

Многочисленные дайверы, не боящиеся «проклятья Цемесской бухты» неоднократно поднимали на поверхность множество древних монет, кусочки амфор и прочие находки, свидетельствующие о давности происшедших в этих местах кораблекрушений.

Интересно, что часть судов, потерянных в бухте уже в 20-м веке, подводные исследователи до сих пор не нашли. Хотя есть достоверные свидетельства об их гибели.

Даже сама статистика местных кораблекрушений наводит на мысль о «ненормальности» бухты.

Только в ХХ веке здесь произошли следующие события (самые громкие):

В 1918 году во избежание сдачи в плен немцам по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот.

В годы Великой Отечественной войны в бухте погибло несколько десятков больших и малых судов, многие из которых до сих пор не найдены.

31 августа 1986 года здесь, в результате столкновения с сухогрузом погиб легендарный пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», забрав с собой на дно бухты жизни 423 человек.

В 1973 году, зимой, стоявший у причала корабль вдруг сильно обледенел из-за налетевшего шквалистого ветра и в считанные минуты ушел на дно. Спастись удалось лишь половине экипажа.

В 2010 году поисковики обнаружили недалеко от Новороссийска затонувший военный корабль, типа «Морской охотник». Историки считают, что он принимал участие в боях за Малую землю в годы Великой Отечественной войны.

Было бы логично предположить, что корабль затоплен в бою, например, под обстрелом немецких бомбардировщиков. Но если бы это было так на самом деле, то снаряды должны были взорваться и уничтожить судно.

Однако на корабле полностью сохранился боекомплект, утверждают исследователи судна. Детонации по какой-то странной причине не произошло.

Кстати, во время боев за Новороссийск произошло немало подобных странностей. Но из-за серьезности положения и тяжести боев, на них никто практически не обращал внимания.

А, возможно, более внимательное отношение к расследованию кораблекрушений в Цемесской бухте, могло бы сохранить некоторое количество вполне нормальных судов.

Проклятье «Нахимова» или Цемесской бухты?

Одна из самых страшных и нелепых с логической точки зрения трагедий в российском судоходстве случилась ночью 31 августа 1986 года.

«Адмирал Нахимов» был советским пассажирским пароходом, который в течение 29 лет совершал морские круизы по Крымско-кавказской линии.

31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов» прибыл из порта Ялта и в соответствии со своим круизным расписанием, в 14:00 ошвартовался у 34 пассажирского причала порта Новороссийск. В соответствии с расписанием, «Адмирал Нахимов» должен был стоять до вечера в Новороссийске.

В 22:00, когда все пассажиры уже были на борту, пароход отдал концы и медленно отчалил от причальной стенки. Буксиры «Бесстрашный» и «Безукоризненный» медленно отвели ярко освещенный «Адмирал Нахимова» от причала, развернули его в акватории и повели на выход из порта.

В тот момент на борту «Нахимова» по официальной версии находилось 1243 человека. Это были 346 члена экипажа и, с учетом выданных круизных путевок, 897 пассажира.

Так пароход последний раз в своей 60-летней жизни покидал порт, имея на своем борту 1234 жертвы.

«Адмирал Нахимов» и огромный сухогруз «Петр Васев» столкнулись на выходе из Цемесской бухты.

Теплоход затонул всего за 8 мин , из 1234 находившихся на борту пассажиров, 423 ушли с лайнером под воду.

Следствие практически сразу нашло виновных в трагедии - по мнению прокуроров ими оказались капитаны обоих судов. За «халатное отношение к своим обязанностям» они получили несколько лет тюрьмы.

Однако большинство новороссийцев, родственников погибших и спасшихся пассажиров «Нахимова», а также многочисленные исследователи не верят в такое слишком простое объяснение обстоятельств аварии.

Ведь оба капитана были опытными «морскими волками», не однажды проходили морские ворота Новороссийска, проявляли себя с лучшей стороны в сложнейших ситуациях в открытом море. А тут такая «оплошность»?

Никто до сих пор не может понять, как могли в большом заливе при полном штиле и прекрасной летней погоде столкнуться 2 судна, если корабли находились в прямой видимости, команды были опытными, места и времени для расхождения было более чем достаточно.

Для сравнения приведем наглядный пример: представьте себе обычный пустой стадион. На нем находятся две машины, которые почему-то столкнулись. Хотя места для самых сложных маневров было предостаточно.

Действия капитана сухогруза «Петр Васев» в последние несколько минут перед столкновением до сих пор кажутся более чем странными: он спокойно продолжал вести сухогруз по приборам, несмотря на настойчивые просьбы своего помощника выглянуть в окошко, где мерцали приближающиеся огни огромного лайнера.

Почему опытный моряк доверился только показаниям приборов, которые в этот раз ошибочно указывали на успешное расхождение с лайнером? Когда капитан очнулся от внезапного «забытья», он понял, что предотвратить кораблекрушение невозможно. Срочно был дан «задний ход». Но по инерции судно продолжало идти на сближение с «Нахимовым».

П о одной из версий, приборы сухогруза показывали некое третье судно в акватории Цемесской бухты. Но почему о нем ничего не известно? И почему умная электроника не распознала такого огромного лайнера как «Адмирал Нахимов»?

От полученных повреждений пассажирский лайнер затонул в считанные секунды. Более 400 человек ушли под воду, затянутые огромной воронкой. Тела 60 человек не найдены до сих пор.

Примечательно, что странности с судном продолжали происходить и после крушения. Во время поисковых работ на борту «Нахимова», однажды погибли двое опытных водолазов.

Им вроде как не хватило воздуха. Люди, побывавшие на «русском Титанике», отмечали внезапное ощущение паники и ужаса, которое возникало у них на глубине более 40 метров.

После череды странных происшествий и совпадений, поисковые работы было решено прекратить, а сам корпус укрыть специальным резиновым чехлом. Мачты спилили, трубы убрали.

Так до сих пор и лежит пароход «Адмирал Нахимов» в Цемесской бухте на глубине 47 метров. Какой-либо навигационной или экологической опасности судно не представляет.

Кроме того, в настоящее время так и не разработали ни одного проекта его подъема. А район радиусом 500 метров, которой является местом затопления теплохода «Адмирал Нахимов», считается официальным местом захоронения жертв катастрофы.

В этом районе запрещены погружения водолазов и подводных аппаратов, постановка на якорь, и вообще любые действия, которые нарушают покой места захоронения.

С реди наиболее частых версий гибели лайнера называют - проклятье Нахимова.

Когда-то адмирал П. С. Нахимов, отстаивая Севастополь, велел затопить корабли, чтобы преградить вражеским судам путь в гавань. Город тогда удалось отстоять, но с тех пор корабли, названные в честь храброго и предприимчивого адмирала, неизбежно терпят кораблекрушения и тонут.

По другой версии на гибель судов повлияло землетрясение, которое в момент крушения произошло в акватории Черного моря, но за сотни миль от Новороссийска. Его мощное электромагнитное излучение от землетрясения и повлияло на действия капитанов обоих судов.

Природная аномалия меняет время и психику людей

Помимо загадочных порою, беспричинных кораблекрушений, Цемесская бухта прославилась и способностью менять время и характер людей, живущих рядом.

Моряки свидетельствуют, что неоднократно в центре бухты у экипажа бороздящих ее просторы кораблей, разом останавливались часы. Выходили из строя электроприборы. Но, как правило, спустя неопределенное время время вновь возвращалось в обычном понимании, только вот часы приходилось подводить до нужной отметки.

В 2000-х годах жители Новороссийска стали неоднократно рассказывать о странных совпадениях - в некоторые из дней в окрестностях города происходили странные и страшные дорожные аварии, в которых гибли люди. В городе особо чувствительные люди, «сходили с ума» и калечили себя и тех, кто был рядом.

Есть среди описаний странностей и такое: двое новороссийцев ехали на машине и любовались чистой гладью Цемесской бухты. Внезапно на поверхности моря появились огромные круги - как будто кто-то невидимый сверху что-то уронил в море.

Более того, по словам приятелей, вода словно вращалась по часовой стрелке и грозила превратиться в воронку. Это видение продолжалось несколько минут, после чего также внезапно исчезло.

В конце 2000-хтысячных годов в Цемесской бухте проводили работы по обследованию глубоководных выпусков коллекторов с очистных сооружений. Опытные водолазы работали на глубине 40-45 метров.

В один из дней во время очередного погружения, один из опытных водолазов собрался всплывать на поверхность, когда запас воздуха подходил к концу. И вдруг он с ужасом понял, что не может этого сделать. Что-то как будто тянуло его в глубину. Пришла паника и ужас.

Мужчина стал отчаянно двигаться, делая попытки подняться на поверхность и в итоге все-таки всплыл. Но при этом он почти терял сознание от пережитого шока. Больше в страшное место, по понятным причинам, он не вернулся.

Примерно в эти же годы, в Новороссийском порту произошло странное происшествие - во время погрузочно-разгрузочных работ, вдруг стало плохо с сердцем сразу 4 рабочим. Всех их немедленно доставили в реанимацию местной больницы. Но спасти одного из мужчин все-таки не удалось.

Ученые и исследователи паранормальных явлений утверждают, что причиной этих и множества других подобных случаев - магнитные
аномалии.

По их мнению, действие этих аномалий непостоянно и зависит от нескольких факторов. Прежде всего, все они как правило связаны с наличием в аномальной зоне больших «запасов» железа или руды (чего на дне Цемесской бухты предостаточно). Кроме того, на необъяснимые явления влияет и электромагнитный выброс, связанный с движением магмы, которое произошло недалеко от поверхности земли.

И все-таки, есть еще скептики, для которых вышеописанные явления и происшествия - не показатель аномальности Цемесской бухты. По их мнению, высокая частота трагичных случаев оправдана тем, что здесь самое интенсивное в Черном море судоходство.

Кто прав, а кто - нет, мы достоверно не можем сказать. Ясно лишь одно - пока в Цемесской бухте будут и дальше тонуть суда, гибнуть люди - дурная слава российского «бермудского треугольника» не уйдет. А значит, еще долгие годы Новороссийску и его окрестностям обеспечено пристальное внимание исследователей, дайверов и просто любителей истории, которые пытаются докопаться до истины «загадки «чертовой» бухты».

Тайна «проклятия» Цемесской бухты

Цемесская бухта — известная достопримечательность Новороссийска и важный экономический объект. Ежегодно в порт прибывают тысячи торговых и круизных судов. Залив популярен не только среди моряков, но и среди туристов, ведь на его побережье можно полюбоваться кораблями, посетить достопримечательности и отдохнуть на диком пляже.

Пляжи Цемесской бухты

Береговая линия Цемесской бухты протянулась на 15 километров, однако большую ее часть занимают портовые сооружения. Тем не менее, здесь достаточно и хороших пляжей, которые, в силу своих различий и особенностей, могут удовлетворить туристов и жителей с любыми предпочтениями.

Тем, кому не представляется отдых на пляже без всех удобств, рекомендуется посетить пляжи центральной зоны города или ближайших поселков — Алексино и Мысхако, а также закрытые пляжи гостиниц. Здесь намного чище и присутствует вся необходимая инфраструктура. Любители одиночества, романтики и первозданной природы найдут здесь и дикие пляжи.

Температура воды в Цемесской бухте по сезонам

Дайверам и отдыхающим на пляжах может пригодиться информация о температуре воды в бухте. Примечательно, что сезон для дайвинга тут длится практически круглый год — залив не замерзает зимой. В это время года температура воды колеблется в диапазоне +9…+12 °C. В марте температура может падать и ниже +9 °C, но в мае поднимается до +15,5...+21 °C. Летом море на берегах Новороссийска теплое, температурный режим — +22,2…+26,4 °C. Осенью отмечается снижение показателей от +23,8 °C в сентябре и до +15,3 °C в ноябре.

Панорама над Цемесской бухтой в Новороссийске — Google Maps

История

Бухта, названная в честь реки Цемес, вошла в состав Российской империи в 1829 году, после поражения турецкого войска в очередной битве. Удачное расположение в акватории Черного моря определило роль залива в истории государства. Новороссийский порт стал средоточием морской торговли, уступая первенство только Севастопольскому. В 1920 году на берегах Цемесской бухты появилась военно-морская база.

Кроме расположения, популярность бухты обусловлена и другими географическими характеристиками. Так, средняя глубина залива достигает 24 м, максимальная — 27 м, что позволяет заходить в порт крупным судам. Протяженность берега — 15 км, вход в бухту довольно широкий. Западная сторона залива обрамлена Абраусским полуостровом, восточная — Маркотхским хребтом.

Цемесская бухта имеет ряд недостатков, из-за чего корабли и судна нередко терпят крушение в ее водах. Зимой и осенью, например, в заливе бушует ветер норд-ост, его скорость достигает 60 м/с. Мощные потоки урагана срывают корабли с якорей, множество судов затонуло из-за столкновения с камнями. Также опасность для морского транспорта представляют Пенайские банки, лежащие на входе в бухту, и рифы на береговой линии.

Случаи затопления кораблей в Цемесском заливе известны с XVIII века, когда на месте Новороссийска располагалась крепость Суджук-Кале. По легендам, воды бухты таинственным образом затягивали турецкие лодки на дно в безветренную солнечную погоду. В наши дни дайверы, исследующие подводные глубины, возвращаются с разными находками: древними монетами, фрагментами амфор и другими ценностями.

В XX веке произошло два самых известных события в истории Цемесского залива. В 1918 году, во время Первой мировой войны, Владимир Ленин отдал приказ уничтожить Черноморский флот, чтобы не передавать его немецкой армии. В результате на дно бухты погрузилось 12 единиц военной техники и 4 парохода.

В 1986-м пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» столкнулся с грузовым судном «Петр Васев». Причинами трагедии стали несвоевременные действия экипажа команды сухогруза и примитивная техника, не зафиксировавшая изменения курса «Адмирала Нахимова». Пароход затонул за 8 минут, 423 человека погибло. Через год после столкновения на мысе Дооб появился мемориал в память жертвам происшествия.

Как добраться

Огромная Цемесская бухта удобно расположена по всей центральный части города и находится в 10-20 минутах пешей прогулки от популярных заведений и мест. Без помощи транспорта добраться до залива можно от парка Фрунзе, кинотеатра «Монитор», Центрального рынка и городской администрации. В зависимости от желаемой точки бухты, можно рассматривать различные маршруты.

Общественный транспорт в городе ходит исправно. Ближайшая к набережной остановка — «Парк Ленина» . К ней ходят автобусы № 1, 19, 30, маршрутки № 7, 11, 20, 28 и другие, а также троллейбусы № 1, 6, 12, 14. От остановки к набережной нужно идти по улице Революции 1905 года, путь займет 8-10 минут.

Маршрут от ж/д вокзала до Морского вокзала Цемесской бухты на общественном транспорте — Яндекс.Карты

Чтобы доехать до морской достопримечательности на машине, следуйте по трассе Е97, к улице Мира, тянущейся вдоль набережной. Припарковать автомобиль несложно, есть частные и бесплатные парковки. Также для перемещений по городу можно вызвать такси местных служб («Здравствуй!», For Taxi) или более известных (Maxim, Gett и другие).

Видеосъемка над Цемесской бухтой